Деревянное зодчество руси презентация. Презентация "русское деревянное зодчество". Хоромы и дворцы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русское деревянное зодчество Презентация учителя МОУ Милютинской СОШ Хижняк Анны Викторовны 2010год

Цель урока: - изучить особенности русского деревянного зодчества; - понять роль, значение храмов в жизни русского народа.

На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества.

Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Незатронутость монголо-татарским нашествием, отсутствие крепостничества, удаленность от промышленно развитых районов способствовали развитию и сохранению этого уникального вида народного творчества.

В соответствии с канонической схемой в основе церкви простейшего типа лежит сочетание трех срубов (клетей): большего, центрального – для самой церкви и двух меньших для притвора – сеней на запад и алтаря (апсиды) – на восток. Каждый сруб перекрывался двускатной клинчатой кровлей с главой и крестом. Такой тип храма носил название клетского.

Время сохранило лишь несколько древнейших клетских церквей. Одна из них – церковь Лазаря из Муромского монастыря на восточном берегу Онежского озера (ныне – в музее «Кижи»), срубленная в XVI веке. Небольшая по размеру (длина 9 метров, ширина 4 метра, высота 5,5 м), она состоит из двух рубленых клетей (церкви и алтаря) и тесовых сеней. Точность пропорций и пластичность ставят эту небольшую церковь в ряд шедевров деревянного зодчества. Церковь Лазаря из Муромского монастыря.

Церковь Ризположения из села Бородава Вологодской области

К клетскому типу церквей относится также церковь на сваях-столбах из села Спас – Вёжи Костромской области, срубленная в 1628 году (ныне в музее деревянного зодчества на территории Ипатьевского монастыря под Костромой). Церковь из села Спас – Вёжи Костромской области.

Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению новых плановых приемов, позволяющих расширить площадь при сохранении длины бревен. Так появились церкви, рубленые восьмериком. Эта форма, значительно увеличивая площадь, позволяла с двух противоположных сторон прирубать четверики притвора и алтаря (апсиды), а с двух других – прирубы (приделы). В результате родилась восьмериковая церковь с четырьмя прирубами, или, как называли ее в старину, – «круглая о двадцати стенах». Прототипом таких церквей были многогранные дозорные башни – вежи. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра. Шатровых храмов-башен сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году.

С конца XI века появились крещатые в плане церкви, перекрытые шатром. Для этого на среднюю квадратную часть церкви становился восьмерик. Такое решение имеет Успенская церковь в селе Варзуга (1674 г.) на Кольском полуострове (Терский берег Белого моря). Здесь на центральный квадрат крещатого сруба поставлен четверик, на котором возвышается невысокий восьмерик, крытый шатром. Ветви «креста» перекрыты насаженными одна на другую бочками. Верхние из них примыкают к стенам восьмерика и повторяют кокошники. Внизу с трех сторон к церкви примыкает галерея с тремя крыльцами. От нее взгляд бежит по ступеням – ярусам бочек-кокошников, подхватывается вертикалью шатра и устремляется вверх, к Богу. Успенская церковь в селе Варзуга.

Выдающимся архитектурным произведением прионежской школы является Успенская церковь в селе Кондопога Карелии (1774 г.). Этот храм был памятником погибшим во время Кижского восстания (1769-1771 гг.). Высокий четверик на подклети завершается повалом, на котором стоит восьмерик, имеющий два повала, и перекрыт шатром. Успенская церковь в селе Кондопога Карелии.

С конца XVII века начали строиться многошатровые храмы. Это придало им еще большую живописность и выразительность. Успенский собор, поставленный в честь победы над шведами в 1714-1717 гг., состоит из трех отдельных шатровых церквей, с трех сторон примыкающих к обширной трапезной, крытой в два ската. Вынесенные вперед шатровые приделы подхватывают стремление вверх, служат как бы ступенькой на пути к небу, к Богу. Успенский собор (г.Кемь).

В XVII веке появилась еще одна форма завершения храмов – кубоватая, очень устойчивая при ветровых нагрузках. Куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной либо (после запрета одноглавия) пятью главами. Вознесенская церковь из села Кушерека

Троицкая церковь в селе Ненокса

В XVII-XVIII веках распространились ярусные храмы, завершавшиеся несколькими уменьшенными срубами, поставленными друга на друга. Богородицкая церковь из села Холм (Галицкий район Костромской области).

Последним этапом развития храмового зодчества стали многоглавые храмы, в основе объемного построения которых лежит ярусный принцип. Характерный вариант многоглавого венчания восьмерика, стоящего на четверике, представляет Покровская церковь (1764 г.) б. Кижского погоста (Медвежьегорского района Карелии) – одного из древнейших поселений Заонежья. На кровле восьмерика расположены девять небольших восьмериков, несущих главы. Покровская церковь б. Кижского погоста

Преображенская церковь в Кижах – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Это одно из самых величайших достижений русской и мировой архитектуры.

Русская деревянная архитектура создавалась талантом и трудом многих поколений зодчих-плотников. Отбирая и совершенствуя все лучшее, они выработали в дереве конструктивные приемы, соответствовавшие свойствам этого материала, разработали самобытную систему архитектурных форм, ставшую основой национальной русской архитектуры. Более стойкая к испытанию временем каменная архитектура сохранила множество приемов, зародившихся еще в народном деревянном зодчестве.


Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек... Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле.


Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска. В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов Каргопольско- Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.


Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко - культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.


Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области. Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль. Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями. Вашему вниманию предлагается уникальный альбом фотографий, объединяющий воедино красоту и неповторимость ансамблей русского деревянного зодчества Малых Корел и Кижей, Суздаля и Костромы. Мы надеемся, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.


Поначалу этот музей возник на небольшой безлесном и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было обширное поселение, именуемое в новгородских писцовых книгах "Спасский Кижский погост". Кижский - от названия острова, а Спасский - от названия церкви на погосте острова.











Старинное кижское строение уже в течение трех веков стоит на берегу Онежского озера (бревна часовни срублены в 1702 г). Как и раньше, часовня служит ориентиром для рыбаков. Ее небольшой силуэт придает островной деревне особое обаяние простоты, надежности и гармонии.


На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.



Это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в гг.




Содержание Вступление. 1.Свято-Преображенская церковь (Кижи).1.Свято-Преображенская церковь (Кижи) 2.Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (Кижи). 3.Часовня Богоматери всех Скорбящих… 4.Дом Ошевнева.4.Дом Ошевнева 5.Церковь Спаса. 6.Церковь Собора Богоматери.6.Церковь Собора Богоматери 7.Никольская церковь.7.Никольская церковь 8.Успенская церковь.8.Успенская церковь 9.Вознесенская церковь.9.Вознесенская церковь Заключение.


Вступление На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа.




Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в деревне Подъельники 19 век (Кижи) Деревня Подъельники – часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (19 в.) – очень живописная, производящая неизгладимое впечатление. Эта часовня стоит на горке, окруженная могучими елями. Диаметр самой большой более 1 метра, другие деревья меньшего диаметра.


Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости. 18 век. Деревня Еглово. Традиционное заонежское строение. История его создания во многом не ясна. До 1882 года в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 века её перевезли сюда из другого места, дополнив тесом и кровельным железом


Дом Ошевнева.1876 год.Деревня Ошевнево. (Фрагмент веранды) Один из наиболее распространенных в заонежье домов- комплексов получивших название «кошель». Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевами и сеновалы. Нарядная часть дома выходившая на озеро отводилась под жилье.




Церковь Собора Богоматери из села Холм. 16 век. Кострома. Согласно некоторым древним письменным источникам была построена в 1552 году. Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней венчающей части здания и частично его основания


Никольская церковь из Тухоли. В окружении столетних сосен, молодого ельника и "полуразвалившейся" каменной ограды на небольшом холмике стоит Никольская церковь из Тухоли Документальные сведения о церкви крайне скудны. Первое упоминание о Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался "у Николы в Тухоли"


Успенская церковь из деревни Никулино. Церковь, какой она сохранилась до нашего времени, состояла из четырех основных объемов: собственно церкви под двухскатной крышей, увенчанной маленькой главкой с крестом, меньшего объема алтаря с востока под такою же двухскатною крышею с буквально миниатюрной главкой,


Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. Село Кушерека Онежского района На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.


Заключение Единственный инструмент, которым пользовались, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить. Я надеюсь, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.