Классификация школьных проектов. Памятка по созданию учебных проектов План оформления проектной работы

Классификация проектов

В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. Здесь представленна классификация проектов:

1. Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

2. Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.

Данный тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа.

3. Ролево-игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

4. Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

5. Практико-ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.

6. Монопроекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п.

Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

7. Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. В связи с этим широко используется метод проектных задач с которыми мы познакомимся далее.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций .

По доминирующей в проектной деятельности:

  • · практико-ориентированные;
  • · исследовательские;
  • · информационные;
  • · творческие;
  • · ролевые.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.

Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).

Ролевые проекты проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?

  • · моно проект (в рамках одной области знания);
  • · межпредметный проект.

По характеру координации проекта:

  • · непосредственный (жесткий, гибкий);
  • · скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

По характеру контактов между участниками:

  • · внутриклассные;
  • · внутришкольные;
  • · межрегиональные;
  • · международные.

По количеству участников проекта:

  • · индивидуальные;
  • · групповые.

По продолжительности:

  • · мини-проекты (укладываются в 1 урок);
  • · краткосрочные (4-6 уроков);
  • · среднесрочные;
  • · долгосрочные.

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Остановимся на общих подходах к структурированию проекта:

  • 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  • 2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
  • 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  • 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  • 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  • 6. Защита проектов, оппонирование.
  • 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

ПАМЯТКА

по созданию учебных проектов и презентаций

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

    сформулирована цель предстоящих действий;

    намечены основные этапы;

    определены результаты каждого этапа в виде задач;

    установлены сроки выполнения проекта;

    определены исполнители, распределены функции каждого;

    намечены источники средств для достижения цели;

    определена форма отчетности по результатам проекта;

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Типы учебных проектов

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:

    титульный лист

    краткая аннотация

  • основная часть

    заключение (итог)

    библиография

1-этап

Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

    тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,

    тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,

    тема должна быть оригинальной,

    тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

2. Формулировка цели , т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи , которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета . В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

2 - этап

Проведение проектной работы:

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3-этап

Оформление полученных результатов работы

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

Титульный лист,

Введение,

Основная часть,

Заключение,

Список литературы,

Приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

План оформления проектной работы:

    Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

    Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

    Заключение (выводы и результаты).

    Список литературы.

1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

Основные принципы разработки учебных презентаций

1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

В.И.Хамбалинова учитель МОУ СОШ №71 г.Воронежа

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результат.

Использование элементов исследовательской деятельности позволяет не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.

Тема работы продумывается четко. Надо учить детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности; учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Конечно, большая работа проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками. Необходимо заинтересовать ребят проектом.

Задача учителя состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели, помочь выбрать нужные сведения из общего потока информации. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется, по крайней мере, три различные классификации.

Начну с самой основной, которая определяет содержательную специфику каждого проекта.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3 .Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

5.Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

По комплектности выделяют два типа проектов.

1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты различаются и по характеру контактов между участниками:

внутриклассные;
– внутришкольные;
– региональные;
– межрегиональные;
– международные.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Я считаю, что требуется определенный полет фантазии. Важно сочетать интересы и способности проектантов – артистических, художественных, организационных, конструкторско-технических.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Целью проведения презентации является выработка, развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся:

кратко, достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта;
– демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
– анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
– демонстрировать найденное решение;
– анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
– проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивается решение.

Защита работ проходит в форме выпуска школьной живой газеты, выступление на общешкольной конференции, на окружном и городском конкурсах.

Продукт (изделие), сделанное своими руками в результате проделанной работы (макет, рисунок, картина и т.д.) активизирует познавательную способность, имеет положительные отклики у ребят. Материал проектных работ используется на различных этапах урока. Авторы выходят в классы и сами проводят уроки.

Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Литература.

1.Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.

На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России);

исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

информационный проект - сбор и обработка информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

Q творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

О ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришколъ-ными, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

минипроектами - укладываться в один урок или даже его часть;

краткосрочными - на 4-6 уроков;

недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.


По составу участников проект может быть групповым и персональным. Каж­дый из них имеет свои неоспоримые достоинства.


Виды презентации проектов:

О научный доклад,

О деловая игра,

О демонстрация видеофильма,

О экскурсия,

О телепередача, -

О научная конференция,

О инсценировка,

О театрализация,


О игры с залом, О защита на ученом совете, О диалог исторических или литератур­ных персонажей, О спортивная игра, О спектакль, О путешествие, О реклама, О пресс-конференция и т. п.


Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам про­екта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проек­том. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

В процессе реализации описанных личностно-ориентированных техноло­гий у обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индиви­дуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие не­обходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.

Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в на­стоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других обра­зовательных технологий: Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, П. М. Эр-дниев, Н. А. Зайцев, Н. Н. Палтышев, А. М. Кушнир, И. П. Волков, Г. С. Альт-шуллер, Н. П. Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные техноло­гии».


су цель образования;

«= уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, по­литики, отношения к религии;

су учет международного опыта;

ф= уровень возможностей учеников и воспитанников;

«* уровень экономического и технического развития страны;

<зр традиции государства в области стратегии образования;

сзр уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреж­дений соответствующего уровня;

«г соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.

Специальные принципы

♦ политехнизм;


Содержание образования и воспитания

Научные основы определения содержания

Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания

or цель образования;

cw уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, по­литики, отношения к религии;

<&- учет международного опыта;

от уровень возможностей учеников и воспитанников;

«г уровень экономического и технического развития страны;

традиции государства в области стратегии образования;

су уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреж­дений соответствующего уровня;

су соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.

Принципы формирования содержания общего среднего образования

Общеметодологические принципы

♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение для многих сфер деятельности;

♦ гражданская и гуманистическая направленность;

♦ гуманитарно-этическая направленность;

♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории позна­ния, развития идей;

♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества;

♦ интегративность изучаемых курсов;

♦ развивающий характер материала;

♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей;

♦ практическая направленность теоретического знания.

Специальные принципы

♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;

♦ политехнизм;

♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.


Подходы к определению содержания образования


Теория материального образования

Главная цель обучения - передача учащимся как можно большего объе­ма знаний из различных областей. Выпускник школы должен быть эн­циклопедически образованным

Я. Коменский и др.


Теория формального образования

Главная цель обучения - развитие способностей и познавательных инте­ресов учащихся, их внимания, памяти, мышления.

Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер и др.

Носители содержания образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содер­жания основных образовательных программ; максимальный объем учеб­ной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.

Федеральный компонент - определяет базовый стандарт образования, обес­печивающий единство школьного образовательного пространства в стране.

Национально-региональный компонент - обеспечивает потребности и инте­ресы в области образования всех народов страны.

Школьный компонент - обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучае­мых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и ли­тература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, информатика, физкультура, технология.

Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиени­ческих норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой об­разовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учеб­ных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная на­грузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; орга­низационно-методическая.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные посо­бия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методи­ческие комплекты, рабочие тетради и др.

Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, транс­формационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, ко­ординирующая, развивающе-воспитательная, обучающая.


Учебник

Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установ­ленными программой данного учебного предмета и требованиями дидак­тики.

Функции школьного учебника

> Мотивационная - обоснование значимости изучаемого материала, ориги­нальные иллюстрации и др.

■^ Информационная - обеспечение необходимой информацией в рамках учеб­ного предмета.

» Трансформационная - преобразование материала науки в соответствии с воз­растными особенностями учащихся.

* Систематизирующая - системное и последовательное изложение материа­ла в логике учебного предмета.

» Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля - предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усво­енного материала.

> Координирующая - привлечение других средств обучения.

О- Обучающая - развитие умений и навыков самообразования, конспектирова­ния, обобщения, выделения главного и т. п.

» Развивающе-воспитательная - направленность на формирование определен­ных морально-ценностных установок.


Требования к учебнику

е> Отражает содержание учебного предмета.

ш> Организует самостоятельную деятельность учащегося.

т> Отражает логику науки и логику учебного предмета.

е> Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

©> Краток, лаконичен, конкретен.

©> Доступен, ориентирован на особенности учащихся.

е> Ясен и четок язык текста и формулировок.

©> Увлекателен, с^элементами проблемности.

©> Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фото­графии и другой иллюстративный материал.

<ш> Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологически­ми и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.

©> Продумана методическая организация текстового и внетекстового мате­риала.

е> Удобный формат.


Содержание компонентов базовой культуры личности

Культура личности - уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: ин­формационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравствен­ных, поведенческих и т. д.

Культура жизненного самоопределения

Культура жизненного самоопределения - осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести от­ветственность за свои действия и поступки.

Готовность к жизненному самоопределению складывается прежде всего из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззре­ния.

Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного миро­воззрения - понимание смысла жизни.

Смысл личностный - понимание человеком содержания и направленно­сти жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества.

Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить (Л. Н. Тол­стой).


Критерии оценки уровня сформированности мировоззрения

с& глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих определяю­щее значение для понимания сущности процессов развития природы, обще­ства, мышления;

«s» устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;

с©- стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения;

с» проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении;

с& сформированные интеллектуальные чувства.


Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округлен­ное миросозерцпние, доступное возрасту учеников... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться, пополняться. (К. Д. Ушинский)

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способ­на к самопознанию - пониманию себя как целостной личности.

Н. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Культура жизненного самоопределения формируется в процессе духовно­го воспитания - формирования ценностного отношения к жизни, обеспе­чивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть (В. Франкл).


Интеллектуальная культура личности

Интеллектуальная культура - комплекс знаний и умений в области куль­туры умственного труда, умение определять цели познавательной деятель­ности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационны­ми технологиями, заниматься самообразованием.

О

Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспита­ния, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной работе.