Классный час "как я вижу свое будущее". Классный час "Я и мое будущее. От кого оно зависит?" Для начала я расскажу что надеюсь увидеть в будущем

Управление образования Иркутского района

МОУ ИРМО Листвянская СОШ

Сценарий классного часа

« Как я вижу свое будущее?»

Разработала: Самойлова Светлана

Евгеньевна классный

руководитель 10 класса

п. Листвянка. 2014г.

Цель - социализация обучающегося, то есть его интеграция с обществом, формирование положительных взглядов на жизнь и ценностных ориентаций будущего выпускника.
Задачи:
- создать условия для формирования у старшеклассников социальных потребностей, мотивов, интересов;
- способствовать развитию умений планировать собственное будущее.

Формирование стремления к нравственному и личностному самовоспитанию. Форма проведения : урок-диспут
Участники: учащиеся 10 класса, классный руководитель.
Подготовительная работа :
Учащимся предлагается:
1. Написать мини – сочинение «Как я вижу свое будущее?»

2. Прочитать письма А.В. Сухомлинского к сыну
3. Классный руководитель совместно с библиотекарем и учащимися 10 класса готовит выставку книг и другого печатного материала (письма, буклеты, плакаты).
4. Классный руководитель готовит презентацию к уроку.
Оформление, оборудование и инвентарь.
1. Подбирается музыка на школьную тему;
2. Чистые листы бумаги - «кирпичики»;
4. Проектор, экран, магнитофон;
5. На доске помещено высказывание А.В. Сухомлинского:

6. Оформлена книжная выставка « ХОРОШАЯ КНИГА-ЭТО ПИСЬМЕННАЯ ОПЫТНОСТЬ»

Ход классного часа .

Учитель : Наш сегодняшний урок не случаен. Вы в школе старшеклассники и скоро будете выпускниками. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы ее проживете радостно и счастливо.
А ведь наша жизнь так коротка! Она не имеет ни черновиков, ни дублей. Ни один день не возвратишь, не проживёшь заново. Даже день… А если много дней, целые годы пролетают беспамятно и бездумно, будто их и не было вовсе?
Вы, ребята уже успели почувствовать, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Это и горести. Поэтому те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали ее интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить на всем готовом, за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать «с боем». А кому приятно всю жизнь воевать?
Поэтому наша задача состоит в том, чтобы способствовать правильному выбору того, что может пригодиться в жизни каждому из вас в современном обществе. Дать мудрые советы и наставления.
Итак, наш сегодняшний урок мы назовем «Как я вижу свое будущее?».
(Ключевыми словами могут стать: знания, труд, опыт, жизнь…)
На уроках обществознания вы уже получили разные сведения о том, что нужно знать человеку о жизни в обществе. Поэтому, какие «кирпичики» в первую очередь положить в фундамент собственной жизни вы, наверное, знаете.
Мачта, открытая всем ветрам и бурям. И она бы давным-давно рухнула, если бы не растяжки, которые ее удерживают в вертикальном положении. Чем больше растяжек - тем прочнее она стоит на ветру.
Так и человек. Чем больше подпорок он сам для себя создал, тем прочнее и лучше его жизнь. Тем легче он будет противостоять жизненным бурям.
Послушайте притчу.
«Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусок.
-Что ещё слепить тебе? - спросил бог.
-Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины...»
Так вот и я в ваши ладони тоже положу этот кусочек (чистые листы бумаги) и давайте попробуем вместе дать названия тем "подпоркам", которые поддерживают человека в жизни, делают его счастливым.
Всем присутствующим предлагается написать на «кирпичиках» слова, значения которых можно превратить в «подпорки, поддерживающие человека в жизни». А затем объяснить их значение для человека.
I. Обсуждение.

Учащиеся выступают и доказывают, что выбор ими определенной «подпорки» обоснован и обдуман. Объясняют значимость выбранных слов в жизни человека и выстраивают их в определенной последовательности. Учащиеся могут дополнить или возразить друг другу. Когда выступления закончились, обращаемся еще к одной притче:
«Трое смотрят в лужу.
Один видит себя.
Другой - Луну и звёзды.
Третий - грязь.
У всякого свое зрение...»
Поэтому и у вас получились разные «подпорки». Но есть и одинаковые, давайте выделим их:
Первую можно назвать " ХОРОШЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ". В самом деле, если человек хорошо образован в разных областях знаний, то он везде будет нужен. С ним интересно общаться. Значит, рядом с ним появятся интересные люди. Его всегда пригласят на высокооплачиваемую работу. Любой организации нужны образованные люди. Начать свое собственное дело образованному человеку значительно легче.
Необразованные или плохо образованные люди тоже нужны. Но для выполнения неинтересных работ. К тому же плохо образованных людей больше. Значит, придется им постоянно состязаться за право занять свое место под солнцем. Образование - очень прочная жизненная опора!
Вторую "подпорку" можно назвать " ЦЕЛЬ "
Третьей могла бы быть " ЗНАНИЕ СВОИХ ПРАВ ". Хорошо, если человек точно знает, на что он может рассчитывать в жизни. Разве придется ему тогда стоять перед кем-нибудь согнувшись в три погибели? Он воспользуется своими правами, он сумеет их защитить. Или обратится за защитой в суд, к другим государственным органам. И так далее.
«Кирпичики», предложенные учащимися для закладывания фундамента:
конституция и законы;
компьютер;
иностранные языки;
сильная воля;
физическое здоровье;
благоразумие
отсутствие вредных привычек (курение, пьянство, наркомания и т.д.);
настоящие друзья;
семья;
знание людей;
вторая профессия;
общая культура;
чувство ответственности.
II. Методика побуждения к самовоспитанию «Мое лучшее Я».
Подумай, кто из людей является твоим кумиром, кем ты восхищаешься и кого больше всего уважаешь. Возможно, это артист, спортсмен, родственник или знакомый - какой-либо один конкретный человек. Имя его вслух произносить не надо, просто подумай и вспомни. Заполни таблицу из пяти граф. Название первой графы «Качества характера», названия остальных пока остаются пустыми. Запиши в первой графе восемь качеств характера этого человека, нумеруя их. Чтобы легче было заполнять эту графу, используй список качеств личности и черт характера. (список качеств написан на доске заранее) Список качеств личности Активность, аккуратность, беспечность, вдумчивость, вежливость, верность, внимательность, вспыльчивость, грубость, доброта, дисциплинированность, жизнерадостность, завистливость, заносчивость, злопамятность, инициативность, искренность, коллективизм, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, мужество, настойчивость, нервозность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, ответственность, оптимизм, патриотизм, принципиальность, подозрительность, развязность, решительность, сообразительность, смелость, скромность, уступчивость, презрительность, целеустремленность.

Учитель : Подумай, какие из записанных тобой качеств присущи тебе, а затем отметь звездочкой в нужной графе. Если ты считаешь, что это качество проявляется у тебя всегда, поставь звездочку в графе «Всегда», если обычно, часто - в графе «Обычно» и т. п. После выполнения этого задания учитель проводит обсуждение по вопросам. 1. Каким человеком ты хотел бы стать? 2. Каким бы тебе хотелось быть в глазах окружающих? 3. Поступаешь ли ты когда-нибудь против совести только потому, что боишься осуждения и насмешек? 4. Представь, что ты можешь стать кем угодно. Кем ты себя видишь?

Василий Александрович Сухомлинский – это великий педагог – новатор. Он написал такие произведения, как "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", а также "Письма к сыну".

Названные произведения тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

Зачитываются отрывки из произведения «Письма к сыну». Учащимся предлагается обсудить, о чем сказал Василий Александрович своему сыну, чему хотел научить.

Василий Александрович сказал своему сыну, что нельзя воспитывать человека, и давать ему все, что он хочет, нужно с раннего детства приучать ребенка к работе, к тому, чтобы он приносил пользу обществу, помогал ему, и если он помогает обществу, то оно ответит тем же. Ведь если человек не будет приучен к труду, он не знает, что такое хлеб, а если он не знает ни того ни другого, то он просто напросто гниет внутри. Так считал Василий Александрович.

Так же Сухомлинский и объяснил своему сыну, что такое идеал человека, ведь сын не верил, что в наше время можно найти идеал. Василий Александрович сказал, что идеалом человека является та доярка, которая надоила на 1000л больше нормы, ведь ее жизнь не полна смысла, у нее есть цель, сделать свое общество лучше, и что если бы все люди были такие как эта доярка, то общество было бы идеальным уже сегодня.

Сухомлинский помог понять своему сыну, как учиться так, что бы хватало времени закончить другие дела за день. Он сказал, чтобы тебе хватало времени, нужно не делать конспекты дома, а конспектировать уже на лекции, и не оставлять заучивание всего материала перед зачетами, а учить его по 2-3 часа каждый день. А самое главное не растрачивать время попусту, не собираться где нибудь и не болтать без дела.

Сын также спрашивал, что такое настоящая любовь, на что отец ответил, что настоящая, подлинная любовь, это та любовь, которая возникает до брака и в ней преобладает духовно-психологический, нравственно-эстетический элемент, то есть любовь в первую очередь должна быть духовной, а не физической, и то насколько сильна духовная любовь, будет зависеть, счастливы люди в браке или нет. А про браки, совершенные людьми разного интеллектуального уровня, он сказал так, что интеллектуальный уровень ни чуть не влияет на брак, и в браке, человек отстающий по интеллектуальному уровню, должен пытаться повысить его, что бы дополнять друг друга. И приводит пример когда женина с 8 классами образования вышла замуж за агронома, и просто напросто читала каждый день журналы и научную литературу связанную с агрономией.

Сухомлинский считал, что воспитывать человека должны не только родители, но и общество, ребенка нужно приучать к труду с раннего детства, труд это и есть красота, и человек который трудиться красив сам по себе, что из человека нужно делать настоящего коммуниста, и то, что нужно почитать и помнить своих героев, он должен быть готовым и к тому, чтобы годами ухаживать за больным, прикованным к постели, чтобы, услышав в темную ночь стон одинокого старого человека, прийти к нему на помощь без чьего бы то ни было зова – просто по велению своего сердца. Он должен быть любящим, искренним, чутким, заботливым сыном своей родной матери – без этого он не имеет морального права называться человеком, сыном своей Социалистической Родины. Он должен уметь читать человеческую душу, уметь увидеть, понять, почувствовать разумом и сердцем горе, печаль, волнения своего соотечественника, прийти ему на помощь. Это высшая человеческая грамота, выраженная величественными словами нашего принципа: человек человеку - друг, товарищ и брат.

Учитель : Подводит итог классного часа.

В своих сочинениях вы написали то что хотите в жизни достичь, так или иначе сформулировали цель жизни. Учащимся предлагается составить план жизненной стратегии на ближайшие 5 лет. Что нужно сделать вам для достижения этой цели – завтра, через месяц, год.

Закончить классный час хочется словами Сухомлинского.

В своем последнем напутствии юношам и девушкам, вступающим в жизнь, Василий Сухомлинский, уже смертельно больной, говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

, Классное руководство

Цель: провести час общения с учащимися в форме диалога о том, зависит ли их собственное будущее от них.

Задачи: развитие творческого мышления, фантазии, стремление воплотить мечту в жизнь, желание учиться, доводить начатое дело до конца, воспитывать доброе отношение друг к другу.

Оборудование: музыкальное сопровождение, бумажные цветики-семицветики для учащихся, доска, магниты.

ХОД ЧАСА ОБЩЕНИЯ

Учитель: Ребята, я думаю, что вы, как, наверное, и всякий человек, задумываетесь над тем, какое будущее вас ожидает, кем вы станете, будете ли вы счастливы. Поднимите руки те, для которых этот вопрос является актуальным и интересным.

– Спасибо, я вижу, что равнодушных среди нас нет. Всем интересно, как повернется его жизнь... Помните знаменитую русскую пословицу: «Человек сам кузнец своего счастья». И ещё: «Что посеешь – то пожнёшь». От того, как мы живём сейчас, как думаем, как поступаем, зависит многое. И сегодня мне хотелось бы поговорить с вами об этом. Я надеюсь, что мы будем работать дружно.

Звучит 1 куплет песни Крылатова «Прекрасное далёко»

Прекрасное далеко не будь со мной жестоко


В прекрасное далеко мы начинаем путь.

Учитель: Ребята, о чем эта песня?

Ответы детей: (примерные) о человеке, который мечтает о прекрасном будущем

Учитель: “Жить надо настоящим, а работать – на будущее.” Я хотела бы вам предложить стихотворение с. Баруздина.

Есть на свете дети,
Есть мечты на свете.
Дети подрастают –
Мечтают о большом.
Если я мечтаю
Если ты мечтаешь,
Если мы мечтаем
Это хорошо.

Учитель: Ребята, а что же такое мечта? (Ответы детей)

Учитель: А в словаре говорится так: Мечта – это то к чему стремится человек. Нужно всегда быть уверенным в себе, иметь цель в жизни, к чему-то стремиться. Если всего этого нет, то нет и жизни. Глупо жить впустую, тратить время на ненужные ни тебе, ни окружающим вещи, дела, поступки. Давайте пофантазируем. Это – цветик-семицветик. Вы, конечно, все помните, он способен выполнить несколько ваших желаний. Я предлагаю вам записать на лепестках цветка свои желания.

Ученики записывают желания, звучит песня «Точка, точка, запятая…»

Точка, точка, запятая.
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Появился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его.
Как он будет жить на свете,
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали –
Только и всего.
Но поверьте, это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет человек.

Дети читают и прикрепляют на доске лепестки – получился букет цветов .

Учитель: Ребята, что же нужно делать для того, чтобы мечты осуществились? Ведь каждый из нас способен поставить жизненную цель и добиться её осуществления. Будущее строится не сразу, не как в сказке, оно строится как огромный дом – по кирпичику. Кирпичики тоже на дороге не валяются, их нужно собирать всю жизнь: учиться в школе, общаться с друзьями, помогать взрослым. Только тогда мы сможем понять, что такое жизнь. Если не ценишь свою жизнь, никогда не узнаешь, зачем ты пришёл в этот мир, что хорошего можешь сделать. Давайте попробуем вывести некоторые правила для того, чтобы наши мечты осуществились.

Учитель: Но прежде давайте послушаем стихотворение Б. Заходера

Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло. Хорошо бы это было!
Если б скажем, мне волшебник подарил такой учебник.,
Чтоб всегда он сам бы отвечать любой урок...
Если б ручку мне в придачу, чтоб могла решать задачу,
Написать диктант любой – все сама, само собой!
Вот бы жизнь тогда настала знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала говорить, что я лентяй!

Учитель:

– О чем мечтает герой Б. Заходера?
– Почему он об этом мечтает?
– Что породило его мечту?
– Есть ли подобные мечты у вас?
– Как вы с ними справляетесь?

Ответы детей, из которых постепенно формулируются основные правила, которые записываются или прикрепляются на доску:

– Не лениться, а трудиться.

Слышу голос из прекрасного далеко
Он зовет меня не в райские края
Слышу голос, голос спрашивает строго
А сегодня что для завтра сделал я?
Прекрасное далеко не будь со мной жестоко
Не будь со мной жестко, жестоко не будь
От чистого истока в прекрасное далеко
В прекрасное далеко мы начинаем путь

Учитель: Ребята, но если мы будем только лишь мечтать ничего для этого не делать, исполнится ли наша мечта?

Ответы детей: Не только мечтать о хороших поступках, но и совершать их. Много учиться.

Учитель: Как достичь в будущем хорошей профессии, что для этого надо делать в настоящем?

Ответы детей: Хорошо учиться.

Учитель: А сейчас посмотрите на наш цветок желаний и вспомните все правила, которые мы вывели, они помогут нам осуществить наши мечты.

Звучит песня «Прекрасное далёко» , 3 куплет

Я клянусь, что стану чище и добрее
И спешу на зов скорее
И в беде не брошу друга никогда
Слышу голос и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа

Учитель: Мы говорили сегодня о вашем будущем, которое, несомненно, зависит от вас, от вашей мечты, от вашей настойчивости и упорства в достижении цели. Я желаю, пусть сбудутся все ваши мечты. Человек – строитель своей жизни, и от того, какой он выбрал материал, зависит его будущее. Если это добро и справедливость, то его будущее будет счастливым. А если это вредные привычки, лень, зло, хамство – ему останется только что обвинять окружающих в том, что его не устраивает его судьба. Вы спросите: «кто виноват?» – конечно он сам. Просто в нужное время и в нужный час он последовал не тем принципам. Давайте пожелаем друг другу исполнения их заветной мечты. Встаньте в круг и скажите друг другу добрые слова, пожелайте им счастливого будущего. И помните: нашн будущее зависит только от нас.

Последний куплет песни.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Моё будущее – какое оно? Моя картина мира. ?

Моё будущее и я. Что значит будущее? О чём это Вы говорите? Вот «сейчас» - это понятно. Сейчас я учусь в школе, помогаю дома родителям, гуляю с друзьями. «Вчера» тоже мне понятно – вчера был дождь и праздник – мы не ходили в школу и были очень этому рады. А что такое будущее? Это «завтра» или «послезавтра»? ?

Моё будущее и я. Нет, будущее – это то, чего мы ещё не знаем. А ведь завтра суббота, и я это знаю, и что я поеду в Эрмитаж я тоже знаю. А будущее – это тайна. И у каждого человека это личная тайна, которая откроется только ему и не послезавтра, и не через год. А тогда, когда придёт время.

Как ты думаешь, что такое картина мира? Отвечая на этот вопрос, задумайся о том, каким ты видишь мир? Что он для тебя? Твой город? Твоя страна? Материк, на котором ты живёшь? Или вся планета с её многообразием, реками, океанами, людьми и животными? ?

Мир – это … ?

Мир – это … ?

Мир – это … ?

Мир – это … ?

Каждый из Вас решил, каким он видит мир. И вот теперь начинается самое интересное! Оказывается, мы сами решаем, что нас ждёт впереди. Мы рассуждаем, думаем, мечтаем верим и рано или поздно приходим к определенному выводу: чтобы чего-то добиться, не нужно сидеть сложа руки. ?

Как действует моя картина мира? Мне кажется, что в городе, в котором я живу и учусь, ничего не изменится. Самое главное – в нём останусь я. Никуда не уеду, после школы поступлю в университет, а потом найду работу. ? 1

С такой картиной мира цели, которые мы ставим перед собой, достигаются довольно быстро. Совсем мало времени проходит с того момента как ты заканчиваешь школу и вступаешь во взрослую жизнь. Не успеваешь опомниться, а твоё будущее уже у порога. Вот он долгожданный диплом с высшим образованием и твоя новая работа. Цель достигнута и будущее определено.

А если ты считаешь, что твоя родина – это огромный мир, в котором нужно побывать? Россия – огромная и великолепная страна. Твоей целью становятся исследования самых потаённых уголков, путешествия по стране. Для этого ты получаешь диплом по специальности, например, гид-переводчик. ? 2 Каждый из Вас решил, каким он видит мир.

И отправляешься вместе с друзьями или туристами на работу, которая становится смыслом жизни для тебя.

Но вдруг желание увидеть мир распространяется и на другие континенты и страны? Ты замираешь от восторга, когда слышишь знакомые слова и названия: «Канада», «Австралия», «Аризона» и «Лондон». А что нужно для этой цели? ? 3 Каждый из Вас решил, каким он видит мир.

Для такого будущего нужно терпение и целеустремленность! Чтобы путешествовать в другие страны, нужно знать языки этих стран, культуру и традиции. А для этого нужно очень много учиться. Без этого никак не осуществить задуманное. ?

Но почему наше представление о мире влияет на наше будущее?? Всё просто! От того, что мы видим, зависит наша жизнь. Наше ощущение жизни, наше представление о ней «сейчас» определяет будущее. И мы обязаны думать о нём. Чтобы однажды остановиться и сказать: «Подожди, а ведь я этого и хотел! Это моя мечта и она стала реальностью. Я сделал то, к чему стремился. Я горжусь собой».

Получить диплом о высшем образовании.

Покорить Эверест.

Выиграть Чемпионат Мира…

Или кубок УЕФА.

Конечно, цель может меняться с течением времени или возвращаться к начальной. Но это только указывает на то, что ты серьёзно подходишь к своей жизни, думаешь о своём будущем и веришь в него. Если есть цель, стремление, то жизнь становится яркой, наполняется значимыми элементами, поступками.

Моя анкета. А о чём я мечтаю сейчас? Каким я вижу себя в будущем? значит для меня? Почему важно уже сейчас думать о своём будущем? Мой портрет настоящего и будущего.