Маяковский лозунги плакаты. Маяковский и Родченко: рекламный тандем. Карамель «Новый вес» и «Новые меры»

Нет, он не был первым копирайтером, как принято сейчас говорить о нем в рекламной среде. Но он был первым копирайтером с именем и собственным неповторимым стилем. За прошедшие с его смерти 83 года никто так и не смог приблизиться к нему.

Справедливости ради, конечно, необходимо сказать, что реклама ни в коем случае не былa его основным видом деятельности. И собственно имя и стиль его сложились вне рекламы, но то, что такой талантливый человек имел прямое отношение к рекламе и являлся частью её истории, дает рекламистам право гордиться и порой стремиться к той простоте, наглядности, которые отличали рекламные работы Владимира Маяковского.

Д ля папирос «Ира»:

Нами
оставляются
от старого мира
только -
папиросы «Ира».


"Реклама - это промышленная, торговая агитация! Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. При НЭПе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор и продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе рекламой!"

Будучи мастером советского фотоискусства, Родченко первым применил в рекламе фотографию (пример - плакат "Ленгиз" с Лилей Брик). Его работы можно считать началом "документальной" рекламы, образы которой стали отражением потребностей своих современников.

Плакаты, созданные легендарным
творческим тандемом Родченко-Маяковский:

Для ГУМа:
Все, что требует
желудок,
тело или ум, -
все
человеку
предоставляет ГУМ.

Нечего
на цены плакаться -
в ГУМ, комсомольцы,
в ГУМ, рабфаковцы!


Для карамели Моссельпрома:
Если вы
давно
удовольствий не имели,
купите
здесь
Моссельпромовской карамели.




А это уже без Родченко:


Отдельные рекламные тексты Маяковского:

Для Мосполиграфа:

Глаза разбегаются!
С чего начать?
Во-первых, в Мосполиграфе
вся печать.
Во-вторых,
чего ради
у нэпов покупать гроссбухи и тетради?
Всю писчебумажность, графленую и без граф,
продает Мосполиграф.
Чем искать граверов, мостовые пыля,
в Мосполиграфе заказывай печати и штампеля.
И конечно,
разумеется само собою,
в Мосполиграфе
покупай обои.
Разинь глаза и во все смотри,
запомни эти адреса три.

Вспомните -
у вас оборвались
обои в комнате.
Нечего
стоять разиней.
Новые купите
у нас в магазине.

Для коробок карамели «Наша индустрия»:

От «Фабричной карамели»
мы убытков не имели.
И налево и направо
всюду ей хвала и слава!
Ты возьми конфету эту
непременно за примету:
с каждым часом все известней
на ее обертках песни.
Эта новая затея
учит лучше грамотея.
Вытесняет сорт обычный
карамели вкус «Фабричной».
И деревня и завод
лучшей — эту назовет!

Для упаковки печенья «Зебра»:

Было зебре горячо
бегать только в Африке,
а теперь ее печет
Моссельпром на фабрике.

Поглядев на зебру ту,
меньшевик досадует:
не с него ли красоту
сняли полосатую?

Для кофе Мокко:

Далеко не ходите!
Во мгновенье ока
здесь
купите
кофе Мокко.

Для папирос «Посольские»:

Даже дети, расставшись с соскою,
курят
«Посольскую».
Новый выпуск. Лучшего качества.
Расхватывайте
начисто!

Для «Чаеуправления»:

Милый,
брось слова свои, -
что мне
эти пения?
Мчи
в подарок мне чаи
Чаеуправления.

Забудьте моду! К чёрту вздорную!
Одежду в Москвошвее требуй.
Простую, лёгкую, просторную.
...Одежду не найдёте проще —
Прекрасная и для занятий
И для гулянья с милым в роще.

Маяковский, по сути, представлял собой рекламное агентство полного цикла. Он сам находил клиентов, сам сочинял тексты, назначал цену, "пробивал" выполнение заказов на плакаты, даже предпринимал нечто вроде самостоятельных маркетинговых исследований. Рекламные плакаты и тексты в его исполнении шли как с конвейера. Реклама макарон, папирос, пива, галош, сосисок, книг, евпаторийской грязи — кажется, что ему было всё равно, что рекламировать.Гиперболизм, директивность, эпатажность присущи всем его рекламным произведениям.

Вот что писал в своих воспоминаниях А. Родченко о работе с Маяковским:


Реализацию революционных рекламных идей в 20-х годах продемонстрировало содружество «реклам-конструкторов» - величайших мастеров конструктивизма - художника А.Родченко и поэта В.Маяковского. Первой самостоятельной работой «реклам-конструктора Родченко» был плакат: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер», выполненный в двух вариантах с голубым и красным фонами. Благодаря ему родилось рекламное содружество художника и поэта. Маяковский предложил Родченко писать стихотворные тексты к плакатам, исполненным художником. За короткий период совместной работы с 1923 по 1925 год было выполнено несколько выдающихся рекламных плакатов.

Среди них выделяется лист, призывающий сосать соски Резинотреста , и эмблема Моссельпрома . Наибольшей выразительности достигла реклама журнала «Молодая гвардия» . Выпуски этого литературно-публицистического журнала не блистали особым богатством и красочностью оформления. Авторы изобразили продавца в рабочем комбинезоне и в кепке с номерами «Молодой гвардии» в руках, который громко расхваливает свой товар. Эта красная фигура, словно вырезанная из картона и напоминающая героев агитационных представлений первых лет революции, впоследствии повторилась в сотнях рекламных образцов ХХ века.

Плакат «Трудящиеся, не страшны дороговизна и НЭП - покупайте дешёвый хлеб!» , обращённый к массовой покупательской аудитории, наоборот - приёмом изображения рекламируемых предметов близок дореволюционной вывеске. Однако он выглядит необычайно современным, благодаря продуманному композиционному взаимодействию графических элементов - линеек, текстовых блоков и объёмных рисунков.

Конструктивисты разработали особые приемы усиления визуального воздействия: неожиданные ракурсы, динамика, выраженная через сдвинутые оси, наклонные вертикали и горизонтали, использование простых ярких цветов без полутонов, плоские заливки одной краской, контрасты красного и черного, черного и белого. Этот формальный язык привлекал внимание, убеждал аудиторию.



Одной из самых заметных фигур конструктивизма был Александр Родченко. С 1913 г. он участвовал на выставках «левого» искусства, но широкую известность получил только после революции. Вспоминая о тех временах, Родченко писал в 1935 г.:

«Я голодал. Но я презирал буржуазию... Мы были бунтари против принятых канонов, вкусов и ценностей. Мы не на вкус буржуазии работали. Мы возмущали их вкусы. Нас не понимали и не покупали... Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему... И пришел 1917 год. Нам нечего было терять, а приобрести мы могли весь Союз. И мы его приобрели. Мы пришли к большевикам... Мы делали плакаты, писали лозунги. Мы установили существующий до сих пор шрифт для лозунгов... Я хочу спросить, имею ли я право искать… как выразить нашу тематику высококачественными средствами? Иметь взлеты и промахи? Или быть середняком, подражая образцам живописной классики».

Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. М., 1992, с.18–19.

«Работали с огромным подъемом. Это был ажиотаж и не из-за денег, а чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией. Вывески Моссельпрома - все киоски наши. Вывески Госиздата, Резинотрест. ГУМ. Чаеуправление. Было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналы и газеты. К работе над советской рекламой Володя относился очень серьезно. Утром он ходил и принимал заказы, брал цифровой и тематический материал. Часто это было большое число скучных отчетов, книг, которые он прочитывал и выписывал цифры, темы и прочее».

В современном мире многие рекламные авторы используют в оформлении старые советские формы и изображения, иногда с изменениями, а чаще почти без переделки оригинала. Особой популярностью пользуется как раз стиль рекламы Маяковского. В своем исследовании мы проанализируем «Хозяйственные агитки» Владимира Маяковского, образы в его рекламных, а также политических плакатах «Окнах РОСТА», а также посмотрим влияние рекламного творчества поэта на рекламу наших дней.

Анализ «Хозяйственных агиток» как нового жанра торгово-промышленной рекламы

В начале июля 1923 года на обложке журнала "Красная нива" появляются рисунок и стих Маяковского, рекламирующего продукцию Мосполиграфа, а в скором времени в газете "Известия" печатается реклама Государственного Универсального Магазина, созданная Маяковским: " Все, что требует сердце, тело и ум,- все человеку предоставляет ГУМ". Именно с того момента и началась его активная рекламная деятельность, направленная на торгово-промышленные предприятия. Этой работе он придает очень большое значение. Повышенный интерес Маяковского к такой рекламе был обусловлен, прежде всего, тем, что перед страной в первые годы Новой Экономической Политики стояли большие народнохозяйственные и партийно-политические задачи. Маяковский же поставил себе цели улучшения и совершенствования торговли, и в его агитационно-художественной деятельности появляется новая страница- торгово-промышленная реклама.. Итак, Маяковский разработал такой рекламный жанр, как «хозяйственные агитки». Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда,1978, стр.173

В статье Маяковского под названием «Агитация и реклама» Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12.Статьи,заметки и выступления. Ноябрь 1917-1930.-М.:Правда,1978,стр.184.большое значение поэт придает как раз "хозяйственной агитке".

В данной статье Маяковский призывает рабочий класс, лишенных орудий и средств труда, брать пример с буржуазии, то есть с господствующего класса, которые в своей деятельности активно используют рекламу в качестве агитационного эффективного средства, которое порождает конкуренцию. «Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР вс? должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!».- говорит Маяковский и с головой погружается в это дело, создавая потрясающие образцы рекламы. Работа Маяковского над торгово-промышленной рекламой продолжалась до 1930 года, но особенно интенсивно она ведется в первые два с половиной года (1923-1924). По его мнению, реклама должна быть разнообразной, интересной и занимательной, она должна делаться с умом, с креативом и юмором. В рассматриваемой автором статье Маяковского «Агитация и реклама» поэт рассуждает о том, что в нашей стране практически нет учреждений, которые бы занимались выпуском листовок, объявлений, и что вообще в Советской России официально не взялись за рекламу. В качестве примера он приводит такие рекламные сообщения той поры: «…Московское коммунальное хозяйство извещает…», «Уполномоченный доводит до сведения». Поэт комментирует: «…Какая канцелярщина - извращает, доводит до сведения, объявляет! Кто ж на эти призывы пойд?т?! Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!» Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12.Статьи,заметки и выступления. Ноябрь 1917-1930.-М.:Правда,1978,стр.82. Вот, что думает Маяковский о рекламе. Она должна привлекать внимание публики и воздействовать на чувства и разум человека.

Маяковский разрабатывал рекламу для таких предприятий, как Мосполиграф, ГУМ, Моссельпром, Чаеуправление, Резинотрест и так далее. Сам поэт воспринимал свою рекламную деятельность как продолжение своего творчества. В статье Е.О. Сафроновой «В. Маяковский как отец русского копирайтинга» упоминалось о том, что некоторые рекламные тексты объединялись в целые «сюжеты» для продвижения бренда.

Возьмем, к примеру, цикл, посвященный галошам «Резинотрест». Эти юмористические рекламные тексты в виде стихов в соответствии с аудиторией можно поделить на несколько типов.

1. Одни тексты отличаются детскостью, простотой и эмоциональной направленностью:

Дождик, дождь, впустую льешь,

я не выйду без галош.

С помощью Резинотреста

мне везде сухое место. Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда,1978,стр.277

Раскупай,

восточный люд, --

лучшие галоши

привез верблюд. Там же (Приложение 5)

Без галош элегантнее» --

это ложь.

Вся элегантность

от наших галош. Там же

Третьи направлены на продвижение Резинотреста как мирового бренда. Главный продукт галоши - позиционируются как спасение Европы и одно из чудес света. Таким рекламным стихам присуща метафоричность. Например, на одном из рекламных плакатов изображена планета Земля, а над ней галоша Резинотреста, которая защищает СССР и Европу от дождя:

Резинотрест --

защитник в дождь и слякоть.

Без галош

сидеть и плакать. Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда,1978,стр.278(приложение 6)

На другом плакате изображено множество пар галош, которые держат два восточных мужчины. Надпись гласит:

Галоши Резинотреста --

просто восторг.

и восток. Там же

Еще одна интересная страница в рекламной деятельности Маяковского- это работа по рекламе Моссельпрома. Что же это такое? Моссельпром - это Московское объединение предприятий. Работа над рекламой Моссельпрома продолжалась около двух лет, и именно она занимает главную роль по своему масштабу и креативности не только в жизни Маяковского, но и группы художников, которые также работали над этим делом. Этот коллектив Маяковский возглавил как и идейно, так и организационно.

Следует заметить, что реклама Моссельпрома была очень разнообразна по своей тематике. Покупателям предлагалось приобрести разнообразную продукцию государственных предприятий, например столовое масло и дешевый хлеб, макароны и вермишель, ветчину и колбасу, фруктовые воды и сухой квас, специи и шоколад, конфеты разных сортов, а особенно дешевую карамель, распространявшуюся в деревне. Рекламировалось пиво московских заводов, трубочный табак и многочисленные сорта папирос. Многообразной являлась и сама реклама, и источники, в которых она печаталась. Рекламу Моссельпрома можно было увидеть в газетах, на плакатах, витринах и транспарантах, на вывесках киосков и магазинов, на обертках печенья и конфет, на всевозможных упаковках, этикетках, вкладышах. Вся эта продукция была под «общим» рекламный лозунгом, который придумал Маяковский: «Нигде кроме как в Моссельпроме», который пробрел большую популярность в стране. В Москве в самом центре, рядом с Арбатом, находится уникальное здание - дом Моссельпрома, являющийся памятником советскому конструктивизму и авангарду. Сейчас на здании можно увидеть восстановленные в 1997 году надписи «Моссельпром», «МСНХ», «Папиросы», «Дрожжи», «Пиво и воды», а знаменитый слоган Маяковского повторяется несколько раз. (приложение 7).Сам автор высоко оценивал свою рекламную работу как в Моссельпроме, так и над всеми «хозяйственными агитками».

В своей автобиографии «Я сам» Маяковский пишет: «…Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации». Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том первый. Автобиография «Я сам».1912-1917.-М.:Правда,1978,стр.67 Своеобразные конструктивистские изображения и шрифт становились главными средствами выражения его рекламной идеи.

Стоит заметить, что в рекламных плакатах Маяковского образом советского человека всегда служили простые, рабочие люди в повседневной одежде. В первом собрании сочинений Владимира Маяковского, издававшийся в 1934-1937 годах, были объединены иллюстрации Александра Родченко и текст поэта. Можно сказать, что это собрание является книжным шедевром, где использованы достижения рекламы, иллюстрации и поэзии. Например, возьмем в нем рекламный плакат журнала «Молодая гвардия». На нем изображена фигура красного рабочего, в поднятых руках у которого находятся эти журналы. Такие фигуры можно наблюдать в политических плакатах «Окна РОСТА», где Маяковский посредством таких персонажей обозначал положительных героев. (подробнее см. 3.2.) Можно сказать, что взявшись за рекламную работу, «Окна РОСТА» послужили ему примером создания коммерческой рекламы. Или, возьмем, к примеру, плакат Госиздата, где изображена модель Лиля Брик в красной рабочей косынке, которая передает всем смотрящим на этот плакат свою энергию и оптимизм. Тем самым Владимир Маяковский показывал, что реклама приближена к действительности и что на этом плакате может быть изображен любой советский гражданин двадцатых годов: оптимистичный, красивый, «строящий социализм».

Тексты для об?рток, рекламных плакатов, коробок, вывесок и т.п. Маяковского носили острозлободневный и агитационный характер и можно заметить, что впервые в его творчестве он начал использовать непрямую (скрытую) рекламу. Рассмотрим рекламный текст такого продукта, как карамели.

1. Карамель «Красная Москва».

Тексты для конфетных оберток написаны Маяковским во второй половине ноября 1923 года. На каждой обертке конфет этой серии изображены самые примечательные для советской Москвы здания, сооружения, монументы.

Серия состояла из 12 рисунков с текстами. Например:

Третьяковская галерея

Купцы обдирали год от году,

потом картинки вешали в зале.

Клич коммунистов:

Искусство народу! -

Свои богатства обратно взяли. Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда, 1978,стр.203

2. Карамель «Красноармейская звезда».

О работе Маяковского над серией этих конфет было написано в печати: «Владимир Маяковский занят композицией рисунков оберточных «бумажек» для карамели дешевых сортов, покупаемых деревней. Помимо рисунка, обертки-агитки будут содержать двустишие» («Последние новости», 14 апреля 1924 года)Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда, 1978,стр.204. Например:

Если на фронте опасность имеется,

наша защита - красноармейцы. (приложение 8)

Шире открой на Запад глаза,

с запада может прийти гроза. (приложение 9)

Обратим внимание, что в этих стихах и рисунках Маяковский славит подвиги Красной Армии в гражданскую войну, призывая крепить обороноспособность Страны Советов, чтобы быть готовым к защите от новых врагов.

3. Карамель «Наша индустрия».

На обертках карамели этой серии изображены изделия тяжелой промышленности, которые выпускались в СССР. Эти рисунки иллюстрировали текст (как обычно в стихах), который отличался своей пафосностью.

Вид такой рекламы воспитывал народ в духе советского патриотизма и заставлял гордиться своей страной за трудовые успехи. Так же, как карамель «Красная Москва», серия рекламы карамели «Наша индустрия» состояла из 12 рисунков с текстами. К примеру:

Ты не стой у реки

до седого веку -

лучше мост перекинь

через эту реку. (приложение 10)

Взялся пан за виски:

безобразие, -

защемилась в тиски

буржуазия. (приложение 11)

4. Карамель «Новый вес» и «Новые меры»

Тексты для конфетных коробок и об?рток конфет написаны Маяковским в период с декабря 1923 года по апрель 1924 года и проиллюстрированы им же. Тексты и рисунки этой серии «Новый вес» пропагандировали новые метрические меры веса и объема, разъясняли их соотношение. Обертки конфет серии «Новые меры» были пронумерованы и подразделены на две серии» серию «А» и серию «Б». В первой пропагандировалась новая метрическая мера длины, во второй - площади. Несколько примеров карамели «Новый вес»:

Килограмм

Не понимать то - было б срам:

тысяча граммов - килограмм.

Глянь, килограмм нарисован там,

двум с половиною равен фунтам. (приложение 12)

Тоже быть не нужно хитрым,

чтоб измерить жидкость литром.

Для простоты запомнить нужно:

в одном ведре литров - дюжина. (приложение 13)

Карамель «Новые меры». Серия «А»:

Сантиметры тож.

Легко измерит с помощью ладош.

Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,

отложи ладонь не вдоль, а попер?к.

Запомни также (трудности нет):

10 сантиметров - один дециметр.

Серия «Б»:

Запомни сразу, разиней не стой:

километр приблизительно равен с верстой.

Те, которые точности ищут,

в километре - метров тыщу.

По этому километру

вези товар, засвистывая по ветру. Маяковский В.В. собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда,1978,стр.205

Читая тексты Владимира Маяковского для конфетных об?рток серии «Новый вес» и «Новые меры» невольно вспоминаешь государственную программу Советской России - «Ликвидация безграмотности», начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, обязано учились грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Библиотека сибирского краеведения.(Электронный ресурс).Режим доступа: http://bsk.nios.ru/enciklodediya/likvidaciya-negramotnosti-likbez(Последняя дата обращения: 10.02.15)

Из этого следует сказать, что Маяковский, боролся с неграмотностью путем своих рекламных текстов. Карамель серии «Новый вес» и «Новые меры» стала своеобразным источником информации о новых метрических мерах веса, объ?ма, длины, площади, принятых взамен старых мер. Реклама Маяковского предоставляет сведения об окружающем мире и протекающих в н?м процессах широкой аудитории понятным языком, носит ненавязчивый характер. Поэт понимал силу торгово-промышленной агитации и важность для ее страны. Создавая свои рекламные тексты, он не просто рекламировал товар, но информировал граждан и жителей страны о мощи и силе государства, его реклама шла в духе того времени.