Модели социального управления примеры их применения. Модели и методы социального управления - контрольная работа. Список использованной литературы

В ставших классическими концепциях научного управления Ф. Керженцева которые предполагали что механизм управления сведет все функции управления к простейшим действиям: система управления людьми будет заменена системой управления вещами. Объект и предмет управления согласно данной модели образуют систему социального...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 9

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Место субординации в социальном управлении ……………………. 4

Глава 2. Модели социального управления в государственном и местном управлении ………………………………………………………………………..8

Заключение ………………………………………………………………………12

Список использованной литературы …………………………………………..13

Введение

В ставших классическими концепциях «научного управления» Ф. Тейлора и «рациональной бюрократии» М. Вебера управление традиционно рассматривалось как воздействие одной системы на другую для целенаправленного изменения последней. Подобный подход, получивший позже название технократического, наблюдался и в работах российских ученых начала XX в. (А. Гастева, Е. Розмировича, П. Керженцева), которые предполагали, что механизм управления сведет все функции управления к простейшим действиям: «система управления людьми будет заменена системой управления вещами».

Как и у зарубежных ученых, в России долгое время представление об оптимальной управленческой модели было связано с субъект-объектными отношениями. При этом объектом считалось все то, что подчиняется управляющему воздействию, а субъектом — то, что осуществляет такое воздействие. Объект и предмет управления, согласно данной модели, образуют систему социального управления, а связи между ними представляют структуру управленческой системы. Специфика же субъекта управления определяется его воздействием, направленным на объект, и состоит в согласовании и гармонизации интересов отдельных общностей в процессе осуществления их жизнедеятельности. Однако, по наблюдениям исследователей, неспособность субъекта управления действовать в интересах объекта зачастую приводила к тому, что последний начинал функционировать ради собственных интересов, которые становились самоцелью; при этом общество превращалось в средство их реализации.

Цель работы – исследование субординации, реординации, координации как моделей социального управления.

Глава 1. Место субординации в социальном управлении

И сегодня, несмотря на декларации о необходимости учета социального фактора, механизмы социального управления зачастую продолжают трактоваться как субъект-объектные: так, в специализированном словаре-справочнике, выпущенном в МГУ в 1994 г., социальное управление определяется как «осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельной структуры в процессе выработки и достижения цели» .

В 80—90-е годы были разработаны концептуальный аппарат и технологии новой модели социального управления — модели социально ориентированного управления, которая в отличие от авторитарно-технократической «включает обратную связь в состав управленческого цикла». Это управление «основано на понимании того, что его объект (город, предприятие, организация) мыслится не в отрыве от людей, но именно как плод их самоорганизации. Эта модель опирается на экоантропоцентрическую парадигму социального познания и управления, разработанную Т. Дридзе. Данная парадигма интегрирует научное знание о природе, человеке и обществе в практику социально-ориентированного управления, предполагающего наличие «обратной коммуникативной связи с объектом управления».

Согласно новой парадигме в условиях усиления взаимозависимости происходящих в обществе многообразных социально-политических и экономических процессов ограничение стратегии управления сферой экономики становится неэффективным. Поэтому модель «управления с обратной связью» связывает эффективное управление с задачами организации коммуникативного пространства для диалога с учетом и согласованием мнений всех сторон, заинтересованных в принимаемом решении.

Таким образом, рядовые граждане становятся не объектами, а субъектами управления, а отношения в системе «орган управления — население» (или «орган СМК — аудитория») становятся субъект-субъектными. Благодаря партнерскому участию населения в решении социально значимых проблем (принцип социального участия) начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегулирования. Еще одним условием их действия является регулярное проведение социально-диагностических и социально-проектных исследований (технологии таких исследований также разработаны в рамках новой исследовательской парадигмы) и, соответственно, включение (учет) их результатов в состав управленческих решений.

В модели социально ориентированного управления, как уже упоминалось, принципиальная роль отводится диалогической коммуникации между звеньями (субъект-субъектной) системы, а залогом эффективности принимаемых и реализуемых управленческих решений служит адекватно организованная информация.

Принципы действия модели социально ориентированного управления применимы и для всей системы управления, и для ее отдельных органов, и для средств массовой коммуникации, которые также в той или иной степени реализуют функцию социального управления.

Небольшая организация имеет одного руководителя. При увеличении численности организации и расширении ее функций возникает необходимость в некотором количестве руководителей, стоящих во главе различных подразделений. При этом устанавливается служебная субординация, то есть система служебного подчинения одних руководителей, вместе с их подразделениями, другим руководителям, занимающим более высокую ступень на иерархической лестнице.

Длина иерархической лестницы бывает различной в разных организациях. В некоторых случаях только один-два уровня отделяют главу организации от тех, кто находится на низшей организационной ступени. В других же организациях между самой верхней и низшей ступенями насчитывается не менее десятка управленческих уровней.

Считается, что более желательна короткая иерархическая лестница. В противном случае будут возникать проблемы, связанные с отдаленностью руководителей высшего уровня от рядовых членов организации.

В последнее время в западных фирмах проявляется тенденция к уменьшению длины иерархической лестницы. При этом возрастает роль горизонтальных отношений, которые становятся столь же важными, как и вертикальные отношения служебной субординации. В конечном счете расширяются возможности принятия решений для рядовых членов организации. Многие значимые управленческие решения принимаются уже не на самом верху организации, а путем внедрения разнообразных форм Производственной демократии.

Важно отметить, что при любой длине иерархической лестницы каждый из руководителей имеет полномочия принимать решения в пределах своей официальной ответственности. В идеале любой руководитель должен передавать на вышестоящие управленческие уровни решение лишь тех вопросов, которые выходят за пределы его служебной компетенции. Чаще всего запрещается нарушать служебную субординацию при отдаче распоряжений: «перепрыгивать» через ступени структуры и отдавать приказы «через голову» непосредственного руководителя. Это может приводить и к противоречивости указаний, и к подрыву авторитета непосредственного руководителя.

В теоретическую модель следует поэтому ввести новые элементы, вмешательством которых можно было бы объяснить диахронические преобразования структуры; одновременно оно выявило бы причины, по которым социальная структура никогда не сводится к структуре родства. Существуют три различных способа ответить на этот двойной вопрос.

Как и всегда, начать надо с вопроса о том, каковы же факты. С того времени, когда Лоуи сожалел о недостатке антропологических работ, касающихся политической организации, были сделаны некоторые успехи, которым мы обязаны прежде всего самому Лоуи: в своей новой книге он уделил много внимания этим проблемам и перегруппировал факты, относящиеся к североамериканскому региону. Недавно вышла книга об Африке, созданная под руководством Фортеса и Эванс-Причарда. Лоуи удалось выделить несколько основных категорий: социальный слой, «товарищества», государство, и различение их — лучший способ организации все еще запутанного фактического материала.

Второй метод состоит в установлении связи между явлениями, восходящими к уже выявленному уровню, т. е. к явлениям родства, и явлениями непосредственно к ним примыкающего высшего уровня, в той мере, в какой их можно соединить между собой. В этом случае возникают две проблемы: 1) могут ли структуры, основанные на родстве, сами проявлять динамические свойства; 2) каким образом воздействуют друг на друга структуры коммуникации и структуры субординации? Первая из них является проблемой воспитания: в определенное время каждое поколение действительно оказывается связанным с предыдущим или последующим поколением отношениями подчинения или господства. Маргарет Мид и другие именно так сформулировали эту проблему.

Глава 2. Модели социального управления в государственном и местном управлении

Анализируя взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как отношения сторон в государственно-управленческих отношениях, и пытаясь выделить сущность этих отношений, следует сначала обратиться к основам конституционного строя РФ. Статья 3 Конституции, раскрывая принцип народовластия в РФ, утверждает понятие о народе, как единственном источнике власти. В то же время вторая часть статьи, определяя основные формы народовластия (непосредственное - прямое осуществление власти и через органы государственной власти и местное самоуправления), ставит органы государственной власти и местного самоуправления в один ряд в виде равноважных для народовластия, форм его осуществление.

При описании этой системы отношений можно воспользоваться схемой социально-организационной характеристики управленческих отношений. В соответствии с этим здесь выделяются три типа упорядочивающих действий:

Субординация - упорядочение сверху вниз, от управляющего к управляемому. В данном случае народ, общество в целом находится в субординационной позиции по отношению к органам государственной власти и органам местного самоуправления. Его воздействия на управляемые объекты могут проявляться в виде свободных выборов, итогов референдумов, общественного мнения, деятельности политических партий, общественных объединений, религиозных конфессий, депутатов различного уровня и т.д., то есть в основном через институты демократии,

Реординация - упорядочение снизу вверх, от управляемого к управляющему. Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К. реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д. Речь идет об организационных мерах и правовых нормах, обеспечивающих эффективное функционирование институтов демократии,

Координация - упорядочение на одном уровне, между двумя или более равностоящими субъектами. В рассматриваемой схеме отношения между органами государственной власти органами местного самоуправления носят горизонтальный характер. (Например совместные, согласованные действия по претворению государственных и региональных программ, организационное и техническое обеспечение выборных кампаний, правопорядка и другие действия, носящие в основном договорной характер.
Однако координация, упорядочение на одном уровне между двумя и более равностоящими объектами не исключает того, что, в общем, они могут находиться на разных уровнях в иерархически более сложно организованной системе управления.

Разбирая такие отношения, следует обратить внимание на одну немаловажную особенность, которая вытекает из самого понятия государства. "Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны".

Учитывая это, логично констатировать, что не может существовать в государственном управлении объект, который надо было бы рассматривать в абсолютно равного субъекту управления (государству). Даже при только координационном взаимодействии между ними. Так как государственно-управленческие отношения в обобщенном виде - это правоотношения, т.е. отношения на основе права, законодательства, государство (его органы) определяет законодательную базу существования и функционирования объекта, пределы его полномочий и может изменить эти "правила игры". Кроме того, оно же и контролирует законность поведения объекта управления, определяет и применяет санкции в случае нарушений, используя для этого специальную власть - судебную и аппарат принуждения.

Следует отметить, что при составлении проекта Конституции 1993 г. перед ее авторами встал вопрос: какую модель взаимоотношений местного самоуправления с государством избрать: англосаксонскую, при которой местное самоуправление абсолютно независимо от государства или континентальную, предусматривающую надзор органов государственной власти за органами местного самоуправления. И надо отметить, что первоначально предпочтение было отдано первой. В первом варианте президентского проекта Конституции говорилось, что местное самоуправление отделено от государственной власти и действует независимо и самостоятельно, т.е. по своим внутренним законам, имеет свое поле деятельности.

Однако, как правильно отмечает В.И. Васильев, при всей демократической значимости самостоятельности местного самоуправления, эта самостоятельность не может быть абсолютной, поскольку местное самоуправление существует и действует в рамках единого государства, в системе отношений публичной власти16.
В результате в Конституции РФ была принята более обтекаемая формула: органы местного самоуправления не отделены от органов государственной власти, а "не входят" в них, т.е. отделены организационно, а не функционально (ст. 12).

Во взаимоотношениях с объектами, в которые вступает субъект управления (государство) при реализации функции обеспечение законности, преобладает субординационный характер связей. Все эти взаимоотношения, если они развиваются, действуют и прекращаются по правилам, установленным государством и описанным в нормах права - законодательных актах государственных органов называются правоотношениями. Характеризуя такие отношения вертикального характера, т.е. правоотношения государства и местного самоуправления, государства и других объектов следует отметить, что их структура и содержание "целиком и полностью обусловливается мерой способности субъектов общественной жизни к саморегуляции своих связей, т.е. к такому самоуправлению, которое на началах сознательности и добровольности гарантировало бы интересы общества в целом. Пока этого нет, государство остается необходимым властным посредником в регулировании отношений между коллективными и индивидуальными членами общества"17.

Из всех объектов государственного управления местное самоуправление по своей природе, характеру формирования, условиям функционирования наиболее близко к такому самоуправлению, которое бы гарантировало соблюдение интересов общества в целом. Поэтому в отношении него государство вполне может ограничиться доминирующей функцией управления - обеспечением законности, исключив все остальные субординационные управляющие воздействия. При этом государство не теряет возможности косвенно, путем влияния на других участников социальных взаимоотношений, оказывать свое управляющее воздействие.

Заключение

Таким образом, в России в результате непрерывно развивающегося процесса расширения, наложения и переплетения функций государственного регулирования, выполняемых обоими уровнями власти, сформировался очень сложный, многозвенный и многоаспектный организационный механизм координации взаимоотношений федерального и регионального госаппарата. С дальнейшим развитием и совершенствованием этого механизма многие государственные деятели и исследователи связывают надежды на ослабление остроты федерально-региональных противоречий.

Как известно, российское общество и государство переживают в настоящее время сложный процесс реформирования, перехода к новому качественному состоянию. Те основы и принципы политической, экономической и духовной организации общества, которые выступают одновременно предпосылками и основами развития местного самоуправления, сами нуждаются в поддержке и укреплении. Это возможно лишь на пути формирования демократического, правового государства, определяющего перспективу общественного развития. Особое значение имеет организация системы федерально-региональных отношений.

В России практически вся система политических и экономических связей центральных и территориальных органов государственного управления сводится к федерально-региональным отношениям. Законодательство России фактически не допускает федеральное правительство к установлению прямых связей с местными самоуправляющимися властями, считая деятельность последних сферой исключительно региональной юрисдикции.

Список использованной литературы

  1. Адамьянц Т. З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия — к взаимодействию. М.: Ин-т социологии РАН. 2015. – 223с.
  2. Дридзе Т. М. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства. // Социол. исслед. — 2015. — № 7. — С.73-78.
  3. Основин В. С. Основы науки социального управления. Воронеж: ВГУ, 2013. – 240с.
  4. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М.: Высш. шк., 2014. — 120с.
  5. Социальное управление: Словарь-справочник. — М.: Изд-во МГУ, 2014. — С. 169.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11465. Совершенствование системы управления мотивацией персонала в Государственном казенном учреждении Управлении социальной защиты населения Володарского района 51.91 KB
Пытаясь объяснить мотивацию труда, то есть ответить на вопрос, почему люди ведут себя на работе именно так, а не иначе, психологи разработали различные теории. Некоторые из этих теорий подчеркивают влияние обстановки, в которой выполняется работа, другие – личностные качества работников.
17724. Административно-правовые процессы в государственном управлении 79.76 KB
Административное право закрепляет и упорядочивает самые целесообразные общественные отношения в сфере управления также они охраняют все урегулированные правом общественные отношения которые способствуют зарождению многих новых отношений которые соответствуют духу времени и всем проводимым реформам. Административно-правовые нормы определяют правовой статус граждан в сфере управления правовое положение всех государственных органов исполнительной власти и также их взаимоотношения с гражданами. нормы административного права также определяют...
21545. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении 24.42 KB
Контроль законодательных органов власти за органами исполнительной власти. Контроль в системе органов исполнительной власти. Безкультурность и недисциплинированность можно встретить в органах исполнительной власти нередко с их стороны происходят неправомерные действия. И в научной литературе и в средствах массовой информации обращается внимание на значительно количество обращений граждан и организаций по поводу незаконных решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц.
3422. Европейские модели социальной работы и социального обеспечения в 20 веке 83.08 KB
Ценовая дискриминация – это неравенство в ценах отсутствие возможности у различных категорий покупателе приобрести товар по одинаковой цене. Приемы ценовой дискриминации: Ценовая дискриминация первой степени – продажа товара каждому покупателю по индивидуальной цене соответствующей максимальной оценке товара данным покупателем.пример – аукционные торги Ценовая дискриминация второй степени – используется при установлении различных цен на один и тот же товар в зависимости от количества в котором он закупается.
4453. Виды документов в управлении. Модели образцы некоторых управленческих документов 12.75 KB
Совокупность всех конкретных управленческих документов, образующихся в управленческой деятельности, может быть разбита на подмножества, в состав каждого из которых входят документы, у которых одинаковы или близки модели образцы. Каждое из таких подмножеств образует некоторый вид документа, имеющий свое название.
2318. Понятие об управлении. Концепции управления персоналом 122.19 KB
Концепции управления персоналом Управление это всеобъемлющее понятие включающее в себя все действия и всех лиц принимающих решения в которые входят процессы планирования реализации проекта и контроля. В последние 50 лет термин управление персоналом использовался для описания функции управления посвященной найму развитию обучению ротации обеспечению безопасности и увольнению персонала. Управление персоналом вид деятельности по руководству людьми направленный на достижение целей фирмы предприятия путем использования...
2608. Организация как объект социального управления 18.27 KB
Такое содержание термина употребляется например когда речь идет об организованных и неорганизованных системах эффективной и неэффективной организации и т. В данном разделе речь пойдет об организации в первом из перечисленных выше значений то есть о как совокупности людей и групп объединенных для достижения какой-либо цели решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур разделения труда и...
17916. Методы социального управления в современной России 178.27 KB
Степень разработанности проблемы. Отечественная социология управления и экономическая социология сегодня также интенсивно развиваются. Появилось немало публикаций, посвященных разработкам новых управленческих концепций, основанных на признании роли субъекта в управлении
14350. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССАМИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 134.82 KB
В данной работе мы рассматриваем проблему борьбы со стрессом в организациях социального обслуживания населения на примере ГУ КЦСО «Берег». Важность эмпирической разработки этой проблемы определяется тем, что по своему содержанию деятельность социальных работников относится к категории «повышенного риска» с точки зрения развития профессионального стресса. Типичными следствиями длительного переживания профессионального стресса у социальных работников являются различные нарушения физического и психического здоровья
17662. Изучение порядка взаимодействия формального и неформального в управлении организацией и роли менеджера в системе управления неформальными группами 109.81 KB
Теоретические основы организации формального и неформального в управлении и роль менеджера в системе управления неформальными отношениями. Понятие организации в системе управления. Анализ организации системы управления в ООО Весень Эко Введение Экономические реформы проводимые в России существенно изменили статус организации как основного звена экономики. В связи с этим изменились отношения между руководителями организации между руководителями и подчиненными между всеми работниками внутри организации.

Верно сказано: чтобы научиться управлять, нужно уметь подчиняться. Самые дальновидные из нас пытаются этим овладеть: выполнять приказы и вкладывать душу в компанию. Не будем им об этом говорить, но, если между нами, каждый управляет и каждый подчиняется. Общество, в глобальном смысле, построено на разных моделях управления социальной системой. Спрашиваете, что это такое? Это, не больше не меньше - ваша жизнь. Но начнем, как водится, туманно - с теории, и проведем анализ социологических моделей управления.

Понятие

Социальное управление создано, как ни странно, для контроля человеческих ресурсов. И мы не зря говорим "ресурсов". Такой тип управления предполагает именно воздействие с целью получение какой-либо выгоды. То есть контроль происходит не из-за заботы о том, как бы люди случайно не поранились или не расстроились. Нет, социальное управление - это контроль, эффективность которого оценивается материальным, практическим результатом.

Этика, например, контролирует моральные проявления человека, следит за "духовностью" отношений. Для этого существуют различные учения: что хорошо, что плохо, что приемлемо и что некрасиво. Для этики важен не результат, а сам процесс контроля. И здесь мы сразу видим различия: мягкая, пассивная философия и твердая, напористая социология. В сегодняшнюю тему этика не входит; здесь указана лишь для примера различий между типами управления.

Применяется социальное управление в моделях социально-экономических систем. То есть используется практически во всех сферах общественной жизни: контроль персонала, оптимизация рабочего процесса, воздействие на широкие общественные массы. Как уже было сказано, важен именно результат, а значит, предусмотрены разные варианты организации процесса контроля. Для этого существует несколько моделей социального управления и влияния на противоборство информации в обществе.

Понятие модели управления

Модель - вещь сугубо теоретическая. Она показывает то, как должно быть. Особенно сильно это видно в процессе массового производства. Возьмем замечательную машину - "Ладу Калину". Чтобы изготовить это ноу-хау, сотни инженеров и конструкторов не спали долгими ночами. Годы работы дали свой результат - автомобиль готов. Но он всего один, а нужно очень много. Так вот этот первый экземпляр и будет служить моделью для дальнейших копий.

Насчет модели управления - это модель нашей предыдущей модели понятия модели. Ну ладно, не мучайтесь построением цепочки. Модель управления - это то, как теоретически должен выглядеть процесс контроля. Все его детали, тонкости и острые углы. В общем, идеальная ситуация. Но, как мы знаем из примера с "Ладой Калиной", зачастую реальность сильно отличается от теории, причем не в лучшую сторону. Наша сегодняшняя тема - не исключение, но не будем голословными и взглянем на это поближе. Начнем с трех моделей социального управления: субординация, координация, реординация.

Субординация

Нарисуйте вертикальную черту и расставьте на ней метки по возрастанию. Вот этот "график" и будет субординацией. Смысл в том, что каждая часть контролирует ту, что находится ниже. То есть, власть увеличивается по мере продвижения вверх.

Действует контроль в обе стороны, каждая структура непосредственно влияет на остальные. То есть, если инициатива идет сверху, то она затрагивает каждую часть системы до тех пор, пока не спустится к низшей. Низшая принимает какие-либо меры, и инициатива отправляется обратно. Теперь, по мере движения "вверх", каждая структура осуществляет свой контроль. То есть если по пути "вниз" это было что-то вроде приказа, и каждая структура исполняла свою часть, то на пути "вверх" это уже исполнение, за которым ведется контроль.

Плюсы субординации

Главное преимущество субординации - освобождение руководства от лишних обязанностей. Например, если бы руководству пришлось планировать решение всех проблем самостоятельно, то это было бы крайне неэффективно. Субординация же дает ответственность каждой структуре за ограниченный круг обязанностей, при этом контроль на каждом шагу системы осуществляется вышестоящей структурой.

Не менее важное преимущество - гибкость системы. Каждая часть отвечает за определенный круг забот, а значит хорошо решаются разноплановые задачи. То есть все силы не сосредоточены на одной конкретной сфере, а "разбросаны" по необходимости. Контроль со стороны вышестоящих структур, конечно, тормозит этот процесс, но без него нигде и никогда не обойдется.

Минусы субординации

Слабая сторона субординационной модели управления социальным развитием - нерешенные проблемы. Когда незначительные на первый взгляд вопросы остаются без ласки и внимания, то начинают капризничать. Разрастаются и разрастаются, пока не превращаются в серьезную проблему. И вот тогда, из-за рассредоточения сил по разным точкам, корабль субординации дает течь. Часто в такие моменты создаются специальные комитеты или органы для борьбы с крупной проблемой. И такие "чистильщики" работают по системе координации, которую мы рассмотрим чуть позже.

Примеры субординации

За счет своего преимущества субординация чаще используется в больших системах, предполагающих обширный круг однотипных проблем. Например, исполнительная власть. Не углубляясь, можно выделить 4 ступени: органы исполнительной власти, администрация, правительство, президент. Указ поступает от президента, правительство его принимает и посылает в администрацию, откуда раздаются соответствующие указания органам исполнительной власти. Контроль за исполнением осуществляется со стороны каждой вышестоящей структуры в сторону нижестоящей.

Более приземленный пример - воинские образования, армия. Подчинение там происходит, как правило, за счет субординации. Низшие чины подчиняются высшим. Институт ведь обширный, так что такая система хорошо работает. Приказ поступает сверху, офицеры напрягают голосовые связки, солдаты крестятся и идут выполнять. Генерал при этом и знать не знает, чем там рядовые живут - это не его область. За бритоголовых патриотов отвечает офицерский состав. То есть каждая структура ограничена в своей ответственности и подконтрольна вышестоящей.

Как только исполнительная власть принимает определенные меры, управление отправляется выше. Администрация контролирует качество исполнения и "передает ход" правительству, которое, в свою очередь, контролирует саму администрацию. По такому принципу - субординации - и происходит функционирование аппарата власти.

Координация

Сотрите вертикальную черту - больше она нам не пригодится: теперь настало время горизонтали. Поставьте ладонь перпендикулярно носу - получите линию, которая объясняет систему координации. Все отметки на этой прямой равнозначны между собой. Никакой иерархии, как в субординации, только равенство, только хардкор.

Контроль в системе координации не нужен, ведь все силы брошены в одном направлении. Смотрим на горизонтальную линию, которую нарисовали, и убеждаемся в этом. Никакой иерархии нет, все стоят рядом, дружно взявшись за руки. Разве что только "Союз нерушимый" не поют.

Плюсы координации

Главный плюс такой системы - быстрое решение задач. Как только наглец встает перед скоординированной компанией, то быстро устраняется. Огонь ведется по одной цели за раз. Планомерно и системно. Отличительное качество - равноправие каждой структуры системы. Все имеют одинаковое значение, нет главных, нет подчиненных; все друг в друге нуждаются и никто не важнее другого.

Наиболее эффективна система координации в условиях крупных и малочисленных проблем. Субординация бьет по самым неотложным вопросам одновременно, замедляя процесс формирования трудностей. Так что она эффективна, когда проблем множество и их нельзя задавить в корне - приходится только "теснить врага". Координация же предстает во всей красе в решении крупных вопросов. Если проблема разрослась, значит представляет большую опасность для системы. В такие моменты к трубке подходит координация и слышит: "Тут надо кое с кем разобраться". И все, в кратчайшие сроки проблема будет срублена под самый корень.

Минусы координации

Минус координационной модели управления социально-экономическим развитием кроется в отсутствии гибкости. Вся структура "заточена" под совместное решение однотипных вопросов. Как только проблемы начинают валиться со всех сторон - наступает неопределенность. Пока решается одна область, вторая разрастается до невероятных размеров. Такой процесс часто запускается, когда группа людей разрастается, и становится невозможно охватить все сопутствующие с этим проблемы.

Примеры координации

Используется координация в условиях более узких систем, которые отвечают за конкретные однотипные вопросы. Например, суды. Их задачи разнятся лишь в деталях, основная же цель - следование закону и вершение правосудия. Конституционные общей юрисдикции, арбитражные суды и т. д. Их силы направлены в сторону защиты прав человека.

Важная заметка! В то время как вышеперечисленные суды действуют по принципу координации, внутри каждой этой структуры есть своя иерархия, а значит и субординация. К примеру, арбитражные суды содержат в себе несколько частей: арбитражные суды субъектов, арбитражные суды округов, федеральные арбитражные суды и высший арбитражные суд. Среди них действует иерархия, на верхушке которой высший арбитражный суд. Каждая структура подчиняется вышестоящей.

Более близкий к твердой земле пример - общины, коммуны. Каждый трудится на общее благо, все между собой равны. Есть какие-то уважаемые члены социума, но они больше как советники, а не начальники: к ним прислушиваются, но права приказывать у них нет. И для таких небольших общин замечательно работает система координации, так она хороша именно за счет малочисленности коммуны. Проблем немного, и они оперативно решаются. Однако, как только общность сильно расширяется - проблемы увеличиваются прямо пропорционально росту, и система координации начинает "барахлить" из-за невозможности успеть решить все вопросы.

Реординация

С реординацией все немного сложнее. Фактически, это та же самая субординация, только с одним важным отличием - подчинение идет "снизу вверх". Но почему тогда просто не перевернуть субординацию "вверх тормашками" и не придумывать велосипед? Не все так просто. Такое подчинение не является направленным. Реординация не означает, что каждая нижестоящая структура контролирует вышестоящую. Не зря такая система называется "переподчинением". Подчинение как будто чередуется.

Все дело в том, что некая иерархия все равно присутствует: кто выше тот и главнее, к нам ведь вернулась наша вертикальная прямая. Главная деталь - влияние каждой структуры на другую. В контексте реординации каждый вышестоящий орган зависит от нижестоящего. Инициатива исходит не сверху, "от начальства", а снизу - "от подчиненных". К примеру, выдвигается какое-либо предложение, приказа на него сверху не выдавалось. Это предложение идет снизу вверх, проходя стадии контроля на каждой точке. В итоге переходит к начальству.

Вывод

Все описанные выше системы имеют свои плюсы и минусы, одна объективно не лучше другой, просто каждая создана для определенных условий.

Субординационная модель управления социальной организацией полезна для крупных образований с множеством разноплановых вопросов. Если же сообщество малочисленное и проблемы возникают лишь в определенной области, то субординация начинает вредить системе. Одни трудятся, в то время как другие, которые отвечают за иную область, сидят без дела. Такая безответственная растрата человеческих сил бесследно не проходит, разрушая структуру изнутри.

Координация часто находит свое применение в небольших структурах, где все проблемы сосредоточены преимущественно в одной области. Когда же сообщество разрастается, то области проблем начинают расширяться, и, ввиду отсутствия гибкости, система не успевает их покрыть вовремя. При такой схеме структура рано или поздно разрушается под влиянием внешних нападок.

Реординационные модели и методы социального управления еще не так изучены на практике, чтобы говорить о конкретных примерах. Однако минусы здесь схожи с субординацией. Контролирующие органы могут быть недостаточно компетентны в вопросах, которыми управляют. Часто из-за такого непонимания нарушается правильное функционирование системы. В целом, реординация - яркий пример того, какой модели социального управления не существует в большинстве современных организаций. Однако и цвет на экране не сразу прижился.

Все эти системы часто чередуются. Система субординации несет в каждой отдельной структуре систему координации или наоборот. Так что в чистом виде они встречаются редко.

  • 9.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф.
  • 12. Государственное управление: понятие, специфика, соотношение с другими видами управленческой деятельности.
  • 13. Субъект, объект и механизм государственного управления.
  • 14.Методы государственного управления.
  • 15. Основные принципы построения и функции государственной службы в рф.
  • 16.Унитарные государства: общая характеристика и системы управления
  • 17.Федеративное государство: типы федераций, специфика России
  • 18.Государственная политика и государственное управление: общее и особенное
  • 19.Структура федеральных органов исполнительной власти и организация их деятельности
  • 20.Особенности государственного устройства и органы власти субъектов рф
  • 22.Критерии эффективности государственного управления. Взаимодействие общества и государства
  • 23.Особенности разрешения конфликтов в системе государственного и муниципального управления
  • 24.Государственная власть в государственном управлении: понятие, концепции
  • 25.Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России
  • 26.Характеристика основных этапов бюджетного процесса государства
  • 27.Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении
  • 30.Статус, полномочия Главы муниципального образования и основания прекращения его полномочий
  • 1.Основные теории местного самоуправления.
  • 6.Полномочия и предметы ведения местного самоуправления.
  • 7.Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании.
  • 9.Организация аттестации муниципальных служащих.
  • 10. Муниципальное образование как объект управления.
  • 11. Права и обязанности муниципальных служащих.
  • 13.Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом.
  • 17.Критерии и показатели эффективности муниципального управления.
  • 18.Муниципальное управление образованием.
  • 19.Основы муниципальной молодежной политики.
  • 20.Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства.
  • 21.Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления вмуниципальном образовании.
  • 24. Муниципальное управление социальной поддержкой населения
  • 25.Процесс управления муниципальными услугами.
  • 29. Муниципальное управление охраной здоровья населения.
  • 1.Типология и классификация управленческих решений.
  • 2.Модели социального управления и их характеристика.
  • 5. Характеристика основных функций управления.
  • 6.Основные направления информатизации государственного и муниципального управления.
  • 7.Функциональное разделение управленческого труда.
  • 9.Понятие и свойства качественного управленческого решения.
  • 10.Управление человеческими ресурсами: сущность и современные проблемы.
  • 12. Основы планирования человеческих ресурсов.
  • 20.Понятие, особенности и функции социального управления.
  • 21. Особенности и методы разработки и принятия управленческих решений в органах государственной власти и местного самоуправления.
  • 23. Основные направления противодействия коррупции на муниципальном уровне.
  • 25.Сущность и специфика социальных систем управления.
  • 26. Управляемые социально-экономические и политические процессы, их связи и особенности, классификация.
  • 28. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов
  • 30. Социально-экономические условия развития регионов России.
  • 2.Модели социального управления и их характеристика.

    Под моделью управления следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система 1управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как она адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Модель управления включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику. Модели социального управления: Модель координации (лат. - сорасположение) - это модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуются тождеством и равновеликостью. Отношения координации направлены на достижение согласованности действий с целью успешного решения задач, поставленных перед объектом управления. Они складываются не только между отдельными исполнителями, но и между различными подразделениями одного и того же объекта. Координация используется для обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации. Она представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация поддерживает целостность, устойчивость организации. Модель субординации (лат. - соподчинение) - это модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочивание одним из элементов деятельности других. Этот элемент является ведущим, определяющим начало деятельности остальных. Отношения субординации - это отношения администрирования, распорядительства, с одной стороны, и исполнительства, подчиненности - с другой. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Отношения субординации приобретают характер линейный или функциональный. Смешанный тип - наиболее рациональный тип управленческих отношений. Субординационная модель управления должна выстраиваться в соответствии с нуждами предприятия. Модель реординации (лат. - переподчинение) - это такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали. (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.). При разных стилях управления используются разные модели социального управления. При этом оно должно обеспечивать равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем. 3.Характеристика среды управления. Способы управления в агрессивной социальной среде.

    Поскольку организация всегда, так или иначе, приспосабливается к среде, она должна находить адекватные способы управления в агрессивной социальной среде. Элементы агрессии привносятся в организацию самим работником как компонентом более широкой социальной системы. Способами управления в агрессивной социальной среде могут быть: - социальное прогнозирование; - социальное планирование; - социальное регулирование. Каждый из них включает в себя набор различных методов, их реализация зависит от: ресурсов внешней среды (её потенциала) и потенциала самой организации. Патологические явления в деятельности госслужбы как социального института создают дополнительные элементы агрессии социальной среды в целом в отношении, например, деловых организаций. Деловые организации, пытаясь отстоять свое место в социальном пространстве, вынуждены применять такие способы управления как: - нарушение закона с целью адаптации к негативным реалиям организационной среды; - использование взятки как способ обеспечения коммуникаций и т.д. Если же сил для преломления негативных процессов недостаточно, то не остается ничего другого, как приспособиться к ним. Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том, чтобы по возможности ее избегать. Если избежать агрессии невозможно, ее необходимо предвидеть и ожидать. Каждый индивид и организация стремятся к оптимальным условиям существования, руководствуясь при этом субъективными критериями оптимальности. Существуют три варианта реакции на агрессию: игнорирование - отсутствие у власти продуманной стратегии поведения, что усиливает стихийность конфликта, его обострение и эскалацию; силовое решение (или давление) - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов; продуктивный компромисс - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться. Средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. 4.Понятие и виды применяемых информационных технологий в управлении.

    Информационные технологии управления - это методы и способы взаи­модействия управляющей и управляемой подсистем производст­ва на основе использования современного инструментария. Современный инструментарий для управления единым информационным полем во всём жизненном цикле существования организации состоит из: электронно-вычислительные машины, системы коммуникаций и вычислительных систем, банки данных и знаний, программно-информационные средства, экономико-математические методы и модели, экспертные системы.

    Информационные технологии (ИТ, отангл.information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся ктехнологиямуправления иобработкиданных, в том числе, с применением вычислительной техники.

    В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованиемкомпьютеровипрограммного обеспечениядля хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

    Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

    Основные черты современных ИТ:

    компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

    хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

    передача информации на любые расстояния в ограниченное время.

    Выделяют: информационные системы оперативного (операционного) уровня – бухгалтерская, банковских депозитов, обработки заказов, регистрации билетов, выплаты зарплаты; информационная система специалистов – офисная автоматизация, обработка знаний (включая экспертные системы); информационные системы тактического уровня (среднее звено) – мониторинг, администрирование, контроль, принятие решений; стратегические информационные системы – формулирование целей, стратегическое планирование.

    Информационные системы оперативного (операционного) уровня Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне - отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легко доступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию. Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом. Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система - это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, т.к. содержит и оперативную, и архивную информацию.

    Информационные системы специалистов

    Информационные системы этого уровня помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

    По мере того как индустриальное общество трансформируется в информационное, производительность экономики все больше будет зависеть от уровня развития этих систем. Такие системы, особенно в виде рабочих станций и офисных систем, наиболее быстро развиваются сегодня в бизнесе. Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Основная цель - обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Информационные системы офисной автоматизации связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддерживать связь с покупателями, заказчиками и другими организациями. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д.

    "

    СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

    Царитова К.Г., аспирант Российского государственного социального университета Морозюк Ю.В., профессор кафедры «Менеджмент» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской

    Федерации», д.э.н.

    В статье освещаются проблемы построения эффективной системы социального управления организацией, рассматриваются основные направления и принципы построения модели социального управления.

    Ключевые слова: социальное управление, ценностное управление, потребности, ценности, социальная среда, качество трудовой жизни.

    SOCIAL MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION AS A MODEL FOR INNOVATION MANAGEMENT

    Tsaritova K., the post-graduate student, Russian State Social University Morozuk Y., Doctor of Economics, Professor, Management chair, FGOBU VPO Finance Academy under the Government of the Russian

    The article is about actual problems of creation of effective system of social management in organization, and the main directions and principles of creation of model of social management are considered.

    Keywords:social management, value -based management, requirements, values, social environment, quality of labor life

    Социальная модель управления - одна из приоритетных направлений инновационного развития предприятия в современных условиях.

    Управленческие инновации предполагают прежде всего, реструктуризацию организаций, то есть изменение всей организационной структуры или отдельных ее элементов оптимизации хозяйственной деятельности. Немаловажное значение придается внедрению новых концепций развития стратегического управления.

    Модели менеджмента, построенные на иерархическом управлении сотрудниками в условиях относительной внешней и внутренней стабильности, показали свою несостоятельность и неэффективность для деятельности современных предприятий в период глобальных и технологических перемен. Сегодня становится понятно, что необходимо добиваться стабильности внутри организации и внедрять ее в корпоративную культуру, которая сохранила бы лучшее их прошлого опыта, и, в то же время, способствовала бы развитию нового мышления и других методов работы. Для руководителей организаций важным является то, что при сохранении эффективных механизмов оценки результатов работы необходимо раскрыть потенциал каждого сотрудника организации.

    Основной идеей концепции социального управления является повышение качества трудовой жизни работников и, как следствие, повышение эффективности их деятельности. В соответствии с этой целью строится весь процесс управления организацией.

    Концепция сводится к научному обоснованию сущности, целей и задач данного вида управления и определению путей, средств и методов для его реализации.

    При разработке концепции социального управления необходимо четко определить ее структуру и содержание. Общая схема данной модели состоит из следующих основных элементов:

    Анализ ситуации и характеристика проблем;

    Определение целей, установок и задач;

    Стратегия достижения поставленных целей;

    Выявление приоритетных направлений управленческой деятельности и социально-экономических предпосылок ее реализации;

    Определение научно-методического, информационного, финансового, материально-технического обеспечения;

    Расчет эффективности и ожидаемых результатов реализации проекта внедрения концепции.

    Характерной особенностью социального управления является то, что для его осуществления решающим является не технический, не технологический, а именно человеческий фактор. Данная концепция предполагает, что предприятие должно направить свои усилия не на производство ради производства, а, прежде всего, должно ориентироваться на удовлетворение потребностей людей, как потребляющих продукцию, так и производящих ее (рис.1).

    Необходимость социальных преобразований в управлении организациями обусловлена тем, что после перехода к рыночной экономике поменялось и сознание людей, и значительно изменилась окружающая среда.

    В силу этих процессов многие организационные формы предприятий, методы и принципы управления потеряли свою актуаль-

    Рис. 1. Интеграция потребностей и интересов работника, потребителя и ожиданий предприятия.

    ность и уже не работают. Поэтому сегодня в менеджменте должны преобладать социально-экономические и социально-психологические методы управления над традиционными административно-командными.

    Необходимо, прежде всего, выработать принципиально новые научные взгляды на человека, его место и роль в окружающем мире, обществе, организации, социальной группе, определить новые подходы к управлению человеческими ресурсами. Это требует всестороннего и глубокого исследования самого человека.

    Анализ организационной структуры различных российских предприятий показывает, что управление на них сегодня строится на основе регулирования различных областей деятельности (управление производством, финансами, персоналом, социальным развитием и т.п.)

    Как уже говорилось ранее, этот подход значительно устарел и действующим должен стать подход, интегрирующий различные виды управленческой деятельности, где особое внимание необходимо уделить человеку, как главному элементу этой системы /2/.

    Это воплощается в рамках социального управления, которое обеспечивает сохранение целостности, качественной специфики организации, ее воспроизводство и развитие. Основной целью данной концепции является повышение качества трудовой жизни людей, а также, баланс между ценностями организации и ценностями каждого ее сотрудника, что обеспечивает эффективность деятельности. При этом категория качества трудовой жизни состоит из следующих компонентов: труд, физическое и социальное окружение на предприятии, система управления, соотношение между трудовой и нетрудовой сферой, взаимоотношения организации и общества в целом.

    В широком смысле качество трудовой жизни охватывает все то, что влияет на рабочего, включая такие вопросы, как организация и содержание труда, создание благоприятных, безопасных условий трудовой деятельности и охрана труда, его оплата, стимулирование и мотивация.

    Таким образом, под качеством трудовой жизни мы будем понимать систематизированную совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни работника, позволяющих учесть степень реализации интересов работника и использования его способностей физических, интеллектуальных, творческих, моральных и других) /5/.

    При этом, никакие технические новации не принесут полноценного результата, если не учитывать позиции человека, его личностные ценности и потребности и интересы.

    Учитывая сложившуюся ситуацию в социальной сфере, приоритетными направлениями концепции социального управления для организаций в настоящее время являются:

    1. гуманизация труда, изменение его характера и обогащение содержания;

    2. гарантирование справедливого вознаграждения за труд, развитие материального и особенно морального стимулирования работников; развитие кадрового потенциала, повышение квалификации сотрудников;

    Рис.2. Зависимость уровня работоспособности от уровня мотивации/1/.

    3. создание условий для безопасного труда, сохранения здоровья трудящихся, снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; реформирование системы охраны труда;

    4. модернизация рабочих мест с учетом требований научнотехнического прогресса;

    5. обеспечение демократизации трудовой жизни, расширение участия трудящихся в управлении производством и принятии решений и др.; применение различных форм повышения гибкости рабочего времени (гибких графиков, home office и др.);

    6. сохранение экологии;

    7. повышение заинтересованности предприятий в социальной защите своих работников.

    Фундаментом реализации данных направлений должно стать широкое применение диагностики потребностей и интересов работников, социально-трудового мониторинга, социально-психологических исследований, изучение степени влияния тех или иных стимулов на повышение их трудовой и социальной активности.

    Использование инструментов социально-психологической диагностики позволит сегментировать трудовой коллектив предприятия в соответствии с типом преобладающего мотива.

    Мы предлагаем выделять два основных типа мотивационных установок работников: ценностный и прагматический. Важность определения сегментов трудового коллектива в соответствии с типом мотива подтверждается проведенными исследованиями на промышленных предприятиях. Тип мотивационных установок должен учитываться в рамках действующей системы мотивации. Такой подход позволит наиболее полно удовлетворять потребности каждого члена организации. При этом необходимо выработать баланс распределения мотивационных ресурсов, что позволяет достичь максимальной отдачи при более эффективном расходовании финансовых ресурсов фонда потребления.

    Почти 100 лет назад Йеркс и Додсон раскрыли зависимость между уровнем удовлетворенности работников и уровнем продуктивности их работы. Закон Йеркса-Додсона указывает на то, что максимальной продуктивности можно достичь только на оптимальном уровне мотивации. Недостаточный уровень даст недостаточную активность субъекта, а избыток мотивации приведет к стрессу и дезорганизации, что непременно снизит продуктивность/1/.

    При этом график зависимости производительности от уровня мотивации будет иметь колоколообразную форму (рис.2).

    Определив приоритетные направления концепции социального управления необходимо разработать стратегию достижения поставленных целей и интегрировать ее в общую стратегию развития предприятия.

    Достижение целей социального управления должно основываться на ряде основополагающих принципов:

    1. Анализ изменений внешней среды организации и ее внешнего окружения должен осуществляться на систематической основе. Практическая реализация этого принципа возможна в рамках системы социального мониторинга.

    2. Важным является принцип единства целей социального и экономического развития организации. Необходимо соблюдение паритета развития этих областей, что позволит достичь наиболее гармоничного развития.

    3. Реализация приоритетных направлений концепции должна основываться на принципах развития действующей системы управления и экономической эффективности.

    4. Изменения в социальной среде организации должны осуществляться на добровольной основе. Только в этом случае достигается наибольшая эффективность процесса.

    5. Информационное поле реализации концепции социального управления должно быть доступно каждому члену организации.

    6. Должны обеспечиваться объективные оценочные показатели результатов социального управления и оперативное регулирующее воздействие, цель которого корректировка целей, планов и мер по реализации стратегии социального управления.

    Практическая реализация изложенной концепции возможна в рамках модели социального управления организацией.

    Ядром модели является человек как личность с присущими ему физиологическими, морально-психологическими, интеллектуальными и поведенческими качествами.

    Основной целью каждой из подсистем модели является развитие человека в организации, его творческого и профессионального потенциала, повышение его благосостояния. На этой основе дос-

    тигается развитие самой организации и высокая эффективность ее деятельности.

    Основными составляющими модели социального управления организацией являются:

    1. трудовые отношения;

    2. система мотивации и стимулирования труда;

    3. правовые отношения и социальное партнерство; социальные отношения, возникающие между членами организации;

    4. организационная культура;

    5. социальная ответственность.

    Все составляющие модели должны через процессы управления и самоорганизации «работать» на человека как на личность, обеспечивая условия для его максимальной самореализации и самосовершенствования.

    Таким образом, инновации в области менеджмента не менее важны для экономического и социального прогресса, чем инновации технологические. Управленческие нововведения определяют функционирование организации, во главу угла которого в настоящее время ставится человек. Как и любая система, процесс социального управления строится на ряде рассмотренных нами принципов, которые позволят достичь цели повышения качества условий труда и жизни персонала организации, удовлетворенности деятельностью организации потребителей ее услуг и, как результат, повышения эффективности ее деятельности.

    Литература:

    1. Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов - М., 2007. - 653с.

    2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник - М.,: Экономистъ, 2005. - 670 с.

    3. Царитова К.Г. Трансформация организационной культуры как элемент кадровой инноватики// Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры «Социального страхования,э-кономики и управления предприятиями»-Москва: Изд-во РГСУ,2011-Выпуск 5-С.105

    4. Саймон Долан и Сальвадор Г арсия. Управление на основе ценностей, Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в 21 веке - М.: Претекст, 2008.

    5. Сиваева Т. Аналитический отчет «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса», Фонд «Институт экономики города», 2002-с. 98 .

    6. Тесакова Н.В., Миссия и Корпоративный кодекс, Издательство: РИП-Холдинг, 2004 .

    7. Сиваева Т. Аналитический отчет «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса», Фонд «Институт экономики города», 2002

    8. Питер Друкер Классические работы по менеджменту Classic Drncker. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. С. 220.

    ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ

    Бардина Н.Ю., аспирант ФГБОУ МГИУ Слободян А.А., к.э.н., доцент ФАОУДПО ГАСИС

    Статья посвящена исследованию современной системы образования. Рассмотрены отличительные особенности услуги как рыночного товара, основные категории потребителей образовательных услуг. На современном этапе развития рынка образовательных услуг основной упор делается на инновационные подходы к развитию, следовательно, можно сделать вывод, что для удачного функционирования образовательного учреждения необходимо постоянное развитие ассортимента предложения и освоение новых методов обучения.

    Ключевые слова: современное образование, образовательная деятельность, профессиональное образование, образовательные услуги, образовательные процессы, дополнительное профессиональное образование, образовательная программа.

    DISCUSSION OF THE INTRODUCTION OF NEW FORMS OF EDUCATION

    Slobodyan А., Associate Professor, FAOU DPO OASIS Bardina N., the post-graduate student, FOBOU MSIU

    This article is devoted to the exploration of the modern system of education. Considered distinctive features of services as a market commodity, main categories of consumer educational services. At the present stage of development of the market of educational services focused on innovative approaches to development, therefore it can be concluded that for the successful functioning of the educational institution must be continuous development of proposals and the development of new teaching methods.

    Keywords: contemporary education, educational activities, vocational education, educational services, educational processes, additional professional education, education program.

    Мировой опыт показывает, что общество, которое не способно использовать высокотехнологические инновационные достижения, не может трансформироваться, развиваться и претендовать на место на мировом рынке, при этом развитие инновационной инфраструктуры должно стать приоритетной задачей государства. Как отмечают эксперты в отрасли конкурентных стратегий, наибольшие преимущества экономическая структура может достигать через инновации, причем при условии использования нововведений в различных направлениях, таких как внедрение новых технологий и применение новых методов работы. В последнее время на предприятиях наиболее востребованы специалисты, знакомые с современными технологиями, способные осуществлять свою рабочую деятельность с применением компьютерной техники. Внедрение техники способствует повышению производительности труда, повышает качество выполняемых заданий. При этом организации важно не только иметь соответствующую технику, но и квалифицированный персонал, способный грамотно применять ее в процессе труда. В связи с этим возрастает потребность работодателей в найме соответствующих специалистов или дополнительной подготовке уже имеющегося.

    Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных про-

    грамм со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Но при этом сложившаяся система образования не всегда готова отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом. В связи с этим возникает необходимость гибкой трансформационно-коммуникативной образовательной среде, которая ориентирована на обновление инфраструктуры производства товаров и услуг. Образование, и в особенности дополнительное профессиональное образование (ДПО), должно стать более гибким, более ориентированным на потребителя.

    Сложившаяся ситуация требует от учебных центров серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, качественному изменению образовательных технологий.

    Степень разработанности проблемы характеризуется недостаточной проработкой теоретических и дискуссионных аспектов понимания и позиционирования результатов образовательной деятельности в системе общественного производства. Однако многие современные исследователи уходят от понимания образования только как услуги или только как товара, определяя его как особую сферу деятельности, формирующую личность человека и работника. Это относится и к основным подходам ценообразования, продвижения и инвестирования образования - все стороны образователь-

    Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.

    Объектом С.У. выступает социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

    Объект С.У. включает:реальные процессы С.У.;методы и механизмы, достижения целей и задач;

    социальную информацию о процессах С.У.,с помощью метода эмпирического социального исследования.

    Предметом С.У. выступает изучение деятельности субъектов управления по разработки решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики.

    Функции С.У.:

    · познавательная . (изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п.)

    · оценочная: (оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) сущест­вующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства насе­ления; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу от­дельных индивидов, их групп и общностей)

    · прогностическая (выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управ­ления, на егопрогнозирование.)

    · образовательная (обучающая ). (на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации)

    · вооружение управленческие кадры новыми приемами , технологиями управления, превращаясь тем самым в практически действующее средство совершенствования системы управ­ления.

    Задачи С.У.:

    Познание социальных законов и закономерностей управления, основных принципов;

    Организация управления на основе выявленных законов, с целью ее оптимизации.

    Модель - процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).



    Под моделью управления совокупность представлений о том, как выглядит система, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.

    Среди множества разновидностей управления особое место по своей роли и значимости занимают координация, субординация и реординация. Они имеют всеобщий характер и являются свойствами таких всеобщих носителей социальной деятельности и управления, как со­циальный род и социальный индивид, а также социальный субъект и социальный объект.

    Координация, субординация и реординация выступают базовыми взаимообусловливающими и взаимодополняющими моделями управления

    Координацией (лат. coordinatio - со расположение) называется та­кая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочение, а стороны, части и элементы одной и той же социаль­ной общности или взаимодействие нескольких общностей характери­зуются тождественностью.

    Координация в условиях государственного управления - это система должностного взаимодействия государст­венных служащих и государственных органов по горизонтали, кото­рая регулируется определенными правовыми нормами. Координация вы­ражается в согласовании государственными служащими и государ­ственными органами, расположенными по горизонтали, своих действий друг с другом при подготовке общих нормативных актов и решении совместных служебных задач.

    Субординацией (лат. subordinatio - соподчинение) называется другая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, опреде­ляющего начала в деятельности всех остальных.



    Такой характер присущ управленческим процессам во взаимо­действии, например, государственных органов исполнительной власти, структур государственной службы и др. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, ос­нованная на правилах служебной дисциплины. Данные правила оп­ределяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий под­чиняется не только своему непосредственному, но и последователь­но всем вышестоящим руководителям данного ведомства.

    Важнейшими особенностями субординации как вида управления деятельностью социальных общностей являются следующие:

    1) в ус­ловиях субординации одни социальные общности оказывают направляющее воздействие на другие, вследствие чего последние начи­нают выполнять функции, которые им раньше не были свойственны;

    2) значительное изменение функций зависимыми общностями спо­собно привести к изменению их совокупных характеристик и даже качеств в целом;

    3) новые функции и новые качества социальных общностей создают предпосылки для возникновения новых субор­динационных зависимостей, отличающихся еще большей сложнос­тью.

    Следовательно, субординацию нельзя понимать как простое механическое структурирование. В последнем случае внимание обращается обычно лишь на внешнюю сторону и оставляется без анализа сторона внутренняя - содержательная (функциональная), а между тем именно ей принадлежит особенно важное значение.

    Реординацией (лат. reordination - переподчинение) обычно называют третью модель социального управления, при кото­рой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой или одних сторон, частей и элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали.

    Аспекты реординации пока что мало изучены. Вместе с тем реординация является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства переподчине­ны президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении у председателя правительства. Аналогично представительства ряда фе­деральных министерств и ведомств в субъектах Федерации перепод­чинены теперь руководителям субъектов Федерации. Под влиянием актуальных факторов подобные переподчинения осуществляются постоянно. И эта практика характерна не только для государственно­го управления, но и для других видов социального управления.

    Координация, субординация и реординация - широко распространенные явления в социальной действительности. Именно эти модели управления чаще всего лежат в основе различных систем государственного управления. Можно отметить, что они в равной мере способны придавать системам устойчивость и долговечность. Все попытки преувеличить роль и значение субординационных зависи­мостей в процессе общественной деятельности не выглядят убеди­тельными. Координационные и реординационные системы также от­личаются высоким уровнем надежности и продолжительным временем существования.