Национальная Народная Армия ГДР - Volksarmee der DDR. учебный барк " Горх Фок "

В список сторожевых кораблей и ракетных катеров ВМС ГДР вошли все сторожевые корабли (СКР) и ракетные катера (РКА), поступившие в ВМС ГДР (Фольксмарине) в период 1956-1990 годов.

Сторожевые корабли (Küstenschutzschiffe)

Тип Горностай (Проект 50, Riga klass)

Список

  1. «Эрнст Тельман» (1956-1977)
  2. «Карл Маркс» (1959-1977)
  3. «Карл Либкнехт» (1957-1968)
  4. «Фридрих Энгельс» (1959-1969)

История

68 кораблей данного типа было построено в СССР на заводах № 445 (им. 61 коммунара) в Николаеве,ССЗ № 820 («Янтарь») в Калининграде, на ССЗ № 199 (им. Ленкома) в Комсомольске-на-Амуре в 1954-1958 годах. 4 корабля были переданы ВМС ГДР в 1956-1959 годах, где вошли в состав 4-й флотилии Фольксмарине . В начале 1960-х годов проходили модернизацию в Советском Союзе.

Характеристики

  • Водоизмещение:1054/1186 т.
  • Размеры: длина:96,6 метр; ширина: 10,2 метра; осадка:2,9 метров.
  • Мощность: 20 030 л.с.
  • Макс.скорость: 29,5 узлов; Дальность хода: ок. 2000 миль
  • Вооружение: 3 Х 1 100-мм АУ Б-34УСМА; 4 Х 37-мм АУ В-11 или В-11М, 2 или 3 533-мм ТА ДТА-53-50 или ТТА-53-50, 24 Х МБУ-200, 4 Х БМБ-2, 26 морских якорных мин на палубе.
  • Экипаж: 168 человек

Тип ДЕЛЬФИН (Проект 1159, Koni klass)

Список

  1. «Росток» (1978-1990)
  2. «Берлин» (1979-1990)
  3. «Халле» (1986-1990)

История

Всего на ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске в 1975-1987 годах было построено 12 кораблей данного типа. Три из них в 1978,1979 и 1986 годах были переданы ГДР , где вошли в состав 4-й флотилии Фольксмарине .В 1990-1991 годах временно входили в состав ВМС ФРГ (классифицировались как фрегаты). «Берлин» и «Халле» разобраны на металл в 1995 году, а «Росток» - в 1998 году.

Характеристики

  • Водоизмещение: 1515/1670 т.
  • Размеры: длина: 96,51 метра; ширина: 12,56 метра;осадка:4,06 метров.
  • Мощность: 18 000 л.с.
  • Макс. скорость хода: 29,5 узлов; Дальность хода: ок. 2000 узлов.
  • Вооружение: 4 x 30 мм. ЗАУ АК-230; 4 x 76,2-мм. АУ АК-726; 4 x ПУ ПКРК П-20; 4 x ПКР П-20 (SS-N-2C «Styx»); 2 x ПУ ЗиФ-122 ЗРК 8Э10; 20 x ЗУР 9М33 (SA-N-4 «Gecko»); 8 x ПУ МТ-4УС ЗРК «Стрела-3»; 16 x ЗУР 9М32М (SA-N-5 «Grail»); 24 x РБУ-6000 «Смерч-2»; 120 x РГБ-60;12 x ББ-1; до 14 мин в нагрузку.
  • Экипаж: 110 человек.

Ракетные катера

Ракетные катера типа Оса-1 (Проект 205)

Список

1. «Макс Рейхпич» (с 1971 года S-31) (1962-1990), 2. «Альбин Кёбис» (c 1971 года S-32) (1962-1981), 3. «Рудольф Эгельгофер» (1964-1981), 4. «Рихард Зорге» (с 1971 года S-33) (1964-1990), 5. «Август Лютгенс» (1964-1990), 6. «Пауль Айзеншнайдер» (1964-1981), 7. «Карл Мезеберг» (1964-1990), 8. «Вальтер Кремер» (1964-1990), 9. «Пауль Шульц» (1964-1990), 10. «Пауль Вичорек» (1965-1990), 11. «Фриц Гаст» (1965-1990), 12. «Альберт Гаст» (1965-1990), 13. «Генрих Дорренбах» (1971-1990), 14. «Отто Тост» (1971-1990), 15. «Йозеф Шарес» (1971-1990).

История

Катера данного типа являлись развитием серии проекта 183Р «Комар». Строились в Советском Союзе с 1960 года до начала 1980-х годов на трёх заводах: Приморском в Ленинграде, Дальзаводе во Владивостоке и в Рыбинске. В -1971 годах 15 катеров было передано ВМС ГДР . Корабли данного типа всё время службы находились в составе 6-й флотилии Фольксмарине . В 1981 году из списков флота были исключены три корабля. Остальные - в ходе упразднения Фольксмарине . «Генрих Дорренбах», «Отто Тост» и «Альберт Гаст» в 1993-1995 годах временно входили в ВМС Латвии.

Характеристики

  • Водоизмещение: 173/216 т.
  • Размеры: длина: 38,6 м; длина:7,6 м; осадка:1,73 м.
  • Мощность: 12 000 л.с.
  • Макс. скорость хода: 39 узлов; Дальность хода: 2000 миль.
  • Вооружение:4 x 30 мм. ЗАУ АК-230 ; 4 x ПУ КТ-97 ПКРК П-15
  • Экипаж: 26 человек

Малые ракетные корабли (Kleine Raketenschiffe)Тип Молния (Проект 1241РЭ , Tarantul klass)

Список

  1. «Альбин Кёбис» (1984-1990)
  2. «Рудольф Эгельгофер» (1985-1990)
  3. «Фриц Глобиг» (1985-1990)
  4. «Пауль Айзеншнайдер» (1986-1990)
  5. «Ганс Беймлер» (1986-1990)

История

В начале 1980-х годов перед командованием Фольксмарине встал вопрос замены устаревших ракетных катеров класса «Оса» на более современные корабли данного класса. С октября 1984 года по октябрь 1986 года в составе ВМС ГДР появились пять больших ракетных катера проекта 1241 советского производства. Несли службу в составе 6-й флотилии Фольксмарине . После упразднения Фольксмарине в -1991 годах входили в состав ВМС ФРГ как корветы УРО. «Ганс Беймлер» в 1994 году установлен в качестве музея в Пенемюнде . «Рудольф Эгельгофер» в октябре 1996 года поставлен как мемориал в порту Фолл-Ривер у пирса Массачусетского мемориального музея «USS Massachusetts Memorial», открыт для посещения. Остальные разобраны на металл в -

Из всех небольших флотов стран – союзниц СССР по Варшавскому договору Военно-морской флот Национальной Народной Армии ГДР в конце 1980-х гг. был наиболее боеспособным. Его основу составляли современные корабли, вступившие в строй в 1970-х – 1980-х гг. В западной части Балтийского моря ВМФ ГДР мог самостоятельно решать следующие задачи:
– оборона побережья;
– оказание поддержки сухопутным войскам на прибрежных направлениях;
– высадка тактических десантов;

– противолодочная оборона;
– борьба с минами.

Всего к моменту объединения Германии в 1990 г. в его составе находилось 110 боевых кораблей различных классов и 69 вспомогательных судов. В составе морской авиации насчитывалось 24 вертолета (16 – типа Ми-8 и 8 – типа Ми-14), а также 20 истребителей-бомбардировщиков Су-17. Численность личного состава ВМФ – около 16 тысяч чел.

Самыми крупными кораблями в составе ВМФ ГДР были три сторожевых корабля (СКР) типа «Rostock» (пр.1159), построенные в СССР на Зеленодольском судостроительном заводе в 1978,1979 и 1986 годах соответственно.

Основу противолодочных сил составляли 16 малых противолодочных кораблей (МПК) типа «Parchim» пр.133.1. Корабли строились с 1980 по 1985 г. на верфи «Peenewerft» в г. Волгаст по проекту, разработанному в ГДР с помощью советских специалистов на базе МПК пр.1124. В 1986-1990 гг. для СССР было построено 12 МПК этого типа по модернизированному проекту 133.1-М.

Другим примером сотрудничества Советского Союза и Восточной Германии в области военного кораблестроения являлось строительство в ГДР по советскому проекту (пр.151) ракетных катеров (РКА) полным водоизмещением 380 т, которые планировалось вооружить восемью новейшими противокорабельными ракетами (ПКР) «Уран» (производство ПКР по советской лицензии намечалось развернуть в ГДР). Предполагалось, что этот РКА поступит на вооружение флотов стран – участниц Варшавского договора. До объединения Германии удалось построить только два катера этого типа, еще четыре находились в различной степени готовности. Для замены устаревших РКА пр.205 (в конце 1980-х гг. все 12 РКА этого проекта вывели в резерв) ВМФ ГДР получил от СССР пять ракетных катеров пр.1241-РЭ. Эти катера (разработанные ЦКБ «Алмаз» на базе пр.1241.1-T) с 1980 г. строились на экспорт Рыбинским и Ярославским судостроительными заводами. Всего для Болгарии, ГДР, Индии, Йемена, Польши и Румынии построили 22 РКА. В составе ВМФ ГДР находились также шесть больших торпедных катеров пр.206, построенных в СССР в 1968-1976 гг.

Интересно отметить, что только в ВМФ ГДР существовал такой класс кораблей, как сверхмалые (водоизмещением 28 т) ТКА типа «Libelle» (дальнейшее развитие ТКА типа «Iltis») с желобными торпедными аппаратами для 533-мм торпед. Торпеда выстреливалась назад – так же, как это делали советские ТКА типа «Г-5» в 1930-1940 гг. Восточногерманский флот располагал тридцатью ТКА типа «Libelle».

В составе амфибийных сил находилось 12 десантных кораблей (ДК) типа «Ноyегswerda» (полным водоизмещением 2000т), спроектированных и построенных в 1974-1980 гг. в ГДР. Еще два корабля этого типа переоборудовали в транспорты снабжения.

ВМФ ГДР обладал достаточно многочисленными минно-тральными силами. С 1969 г. велось строительство базовых тральщиков (БТЩ) типа «Greiz» («Kondor II»). Восточногерманский флот получил 26 кораблей этого типа, еще 18 единиц достроили в варианте пограничных СКР (тип «Kondor I») для Береговой охраны (Grenzebrigade Kuste). Пять БТЩ были переоборудованы в спасательные и учебные суда.

В составе вспомогательного флота находилось 69 судов различного назначения. В основном это были современные суда сравнительно небольшого водоизмещения, построенные на национальных верфях, в также в СССР и ПНР.

3 октября 1990 г. «государство рабочих и крестьян на немецкой земле» (как гордо называл ГДР ее первый руководитель Вильгельм Пик) прекратило свое существование, и перед руководством объединенной Германии со всей остротой встал вопрос, что делать с личным составом и вооружением, доставшимся в наследство от ННА ГДР. На территории бывшей ГДР было образовано временное объединенное командование Bundeswehr «Ost» (Восток), которое и приняло на себя роль ликвидационной комиссии. Личный состав срочной службы постепенно уволили, некоторое количество офицеров после соответствующей «проверки» приняли на службу в Bundeswehr. Вооружение и технику, за редким исключением (истребители МиГ-29), предполагалось продать другим странам или же утилизировать. Весь флот бывшей ГДР был сосредоточен в Ростоке и ждал своей участи. Сразу же отправились на слом наиболее старые и требовавшие ремонта корабли. Правительство ФРГ усиленно искало покупателей, рассчитывая выгодно продать наиболее современные боевые единицы.

Все 16 МПК типа «Parchim» в 1992 г. купила Индонезия, корабли после переоборудования и подготовки экипажей постепенно перешли в Сурабайю. Интересно отметить, что в 1996 г. Зеленодольское ПКБ предложило командованию ВМС Индонезии проект модернизации этих кораблей до уровня МПК пр.133.1-М. Кроме того, Индонезия приобрела 9 БТЩ типа «Kondor II» и все 12 ДК типа «Hoyerswerda», а также два переоборудованных из ДК транспорта снабжения.

Из всего доставшегося ФРГ наследства наибольший интерес вызывал РКА пр.1241-РЭ. Учитывая, что среди покупателей российского находятся, мягко говоря, недружественные США государства, командование ВМС США приняло решение досконально изучить катер. Выбор пал на РКА «Hiddensee» (бывший «Rudolf Egelhofter»). В декабре 1991 г. на палубе транспортного судна он прибыл в США и был приписан к исследовательскому центру ВМС США в городе Соломон (штат Мэриленд). Катер был подвергнут всесторонним испытаниям по специальной программе. Американские специалисты высоко оценили конструкцию корпуса корабля, его ходовые и маневренные качества, однако отмечался недостаточный (по американским стандартам) ресурс маршевых и форсажных газовых турбин, традиционно критиковалось радиоэлектронное вооружение. Также отмечалась низкая боевая эффективность ракет П-20 (экспортная модификация ПКР П-15М «Термит), хорошую оценку получила шестиствольная АУ АК-630. В целом было сделано заключение, что РКА такого типа, вооруженные более современными ПКР «Москит» (пр.12411, 12421) или «Уран» (пр.12418) представляют собой достаточно серьезную опасность для кораблей ВМС США и их союзников.

Остальные четыре РКА остались в Ростоке. Периодически появлялись сообщения о желании Польши, располагающей четырьмя подобными катерами, приобрести у ФРГ еще два. Выгодно продав Индонезии большую часть современных кораблей, правительство ФРГ принялось фактически раздаривать оставшиеся. Так, в 1993-1994 гг. было принято решение о передачи Латвии трёх, а Эстонии – девяти переоборудованных катеров пр.205 (с них сняли пусковые установки ПКР П-15). Часть катеров уже передана. Латвии достались и два БТЩ типа «Kondor II». Так же щедро были розданы Германией и пограничные СКР типа «Kondor I»: четыре единицы – Тунису, два – Мальте, один – Гвинее-Бисау, два (в 1994 г.) – Эстонии.

Меньше всего повезло трем СКР пр.1159 – не найдя покупателя, командование Bundesmarine продало их на слом.

Ни один боевой корабль ВМФ ГДР не вошел в состав Bundesmarine. Три новейших катера пр.151 (один достроили уже в ФРГ, три в недостроенном состоянии продали Польше) были перевооружены и включены в состав Береговой охраны (Bundesgrenzschutz-See) ФРГ вместе с тремя пограничными СКР типа «Kondor I».

Так закончил свое существование флот ГДР, корабли которого перешли под флаги восьми государств.

Флаг Главкома ВМС ГДР

Флаг ВМС ГДР

Фольксмарине (нем, Volksmarine) - морские вооружённые силы Германской Демократической Республики.
Марине (нем. Marine, дословный перевод с немецкого: «морской флот»), соответственно Фольксмарине (Volksmarine(Народный Флот)) - название военно-морских сил (ВМС) Германской Демократической Республики, сокращенно ГДР.

История флота

После окончания Второй мировой войны и начала "холодной войны" Советский Союз инициировал перевооружение ГДР.
Перевооружение включало в себя постепенное формирование морского флота.
В начале 1950-х, советские морские офицеры помогли создать Главное управление Seepolizei (Главное управление морской полиции ГДР), которое было переименовано в Volkspolizei (VP) (народную полицию) 1 июля 1952 года. В то же время части морской полиции были реорганизованы в новую Grenzpolizei (пограничная полиция), для охраны морских границ, и включены в Deutsche Grenzpolizei (немецкой пограничной полиции), которая была создана в 1946 году. К 1952 году VP по оценкам, насчитывала около 8000 человек служащих.

1 марта 1956, ГДР формально, создал Nationale Volksarmee (NVA) (национальную народную армию), и VP стала Verwaltung Seestreitkräfte der NVA (морские силы администрации NVA) с составом около 10 000 человек. В ноябре 1960 года, части морских сил национальной народной армии были официально названы Volksmarine (народный военно-морской флот). В течение последующих лет флот постепенно получил ряд новых кораблей, в основном построенных в ГДР. Корабли береговой охраны и часть торпедных катеров были предоставлены Советским Союзом, также часть была приобретена в Польше.

После строительства Берлинской стены 13 августа 1961 года Grenzbrigade der Küste Grenzpolizei (GBK) (прибрежная бригада пограничной полиции) была включена в Volksmarine. При реорганизации 1965 года все атакующие силы, то есть, торпедные катера и легкие быстроходные корабли, были объединены в единую флотилию (6-й флотилия), и были размещены на военно-морской базе полуострова Рюген. В 1970-е годы численность народного военно-морского флота увеличилась примерно до 18000 человек. В 1980-х годах некоторые из кораблей были заменены кораблями советской постройки, также было приобретено 20 истребителей-бомбардировщиков Су-17.

Народный флот Volksmarine был распущен, как и все другие филиалы бывшей национальной народной армии, 2 октября 1990 года - за день до официального воссоединения Германии. Некоторые из его сотрудников были приняты в Bundesmarine (который называется Deutsche Marine), некоторые в немецкую пограничную полицию. Большинство кораблей и другой техники были списаны или проданы, и мало кто из бывших судов Volksmarine остались на вооружении современного германского флота.

Два интересных случая:

  • В ночь с 4 на 5 сентября 1979 года старшина сторожевого корабля «Граал Мюритц», решивший сбежать на запад, ночью закрыл спавший экипаж в трюме и взял курс на ФРГ. Моряки взорвали дверь трюма гранатой и смогли задержать предателя. Он был осужден, однако после падения Берлинской стены вышел на свободу.
  • И печальный: После ликвидации ГДР как государства - подавляющее большинство кораблей в 1991-1996 гг. было продано либо в вооруженные силы других стран, либо просто на слом, так как флот был исключительно оборонительный, а НАТО нужны были корабли другого класса...

Действия флота

Корабль разведки Ясмунд

Volksmarine был включен в Соединение Балтийских флотов государств Варшавского договора. Операционный район Volksmarine был Балтийским морем и входом в Балтийское море. Его задачей было держать морские пути открытыми для советских подразделений и участвовать в наступательных действиях против врагов в Балтийском море. Для этих целей был оборудован флот из легких сил, таких как противолодочные корабли, быстрые торпедные катера, тральщики, а также десантные катера. Рутинная обязанность была сосредоточена на обширной разведывательной деятельности, которая осуществлялась в основном с помощью тральщиков и специализированных кораблей электронного наблюдения.

Конфликт за Поморскую бухту

Малоизвестной страницей истории соцлагеря является конфликт между Польской народной республикой и Германской демократической республикой в 1985-89 гг. за контроль над Поморской бухтой. Во время делимитации польско-немецкой границы в сентябре 1945 г. польско-советской комиссией о проведении её морской части не позаботились (собственно, не было и таких специалистов), оставив вопрос на «потом».

Социалистическая Германия свой закон о терморе приняла в 1982 г., а явный конфликт за Поморскую бухту начался с того, что 25 декабря 1984 г. правительство ГДР издало распоряжение, согласно которому с 1 января следующего года ширина немецкого порта расширялась до 12 морских миль. В итоге за четыре года произошло около 180 инцидентов. Вначале немецкие корабли просто не отвечали на приветствия польских, игнорируя морские традиции. Затем корабли Volksmarine (с опущенными флагами и закрашенными номерами) взяли за привычку ударять в борта польских судов. Канонёрки Volksmarine не допускали в спорную акваторию польские рыболовные корабли, яхты. Были случаи даже обстрела и интернирования парусников, плывущих в Свиноустье (торговые корабли, правда, не трогали). Ну и не допускали поляков к работам по углублению фарватеров. В 1986 г. немцы уже не обременяли себя нормами приличия и начали даже таранить польские торговые и спортивные корабли.

Силы Volksmarine курсировали по бухте, затрудняя приближение торговых кораблей к польским причалам. А заодно и требовали от капитанов покинуть территориальные воды ГДР, внося сумятицу и нервозность как в среду поляков, так и их гостей. В 1988 году, у Volksmarine была серия кратких столкновений с польскими ВМС, в течение конфликта за Поморскую бухту; в последующих переговорах примерно две трети спорного морского района было присоединено к ГДР.
Даже подписание соглашения 1989 г. не решило до конца конфликт. Вопрос морской границы между двумя соседями выпрыгивает ярко-красным буем на поверхность буквально каждые несколько лет. 25 ноября 1994 г. ФРГ объявляет о своей исключительной экономической зоне в Северном и Балтийском морях. Тем самым немцы снова заявили о том, что именно они владельцы северного фарватера к портам Щецин и Свиноустье и причала № 3.

Никаких предварительных консультаций с Варшавой по этому поводу не проводилось. Это поставило Польшу в неудобное положение, ведь ей пришлось просить у соседей каждый раз разрешение на работы в акватории. Поляки отреагировали двумя дипломатическими нотами, на которые немцы ответили, что соглашение 1989 г. касается границ, но не экономической зоны. В ответ польское правительство издало 22 февраля 1995 г. распоряжение, по которому рейды портов Щецина и Свиноустья стали частью уже польского территориального моря.

В ноябре 1995 г. немецкая сторона заявила о намерении провести в спорной акватории учения своих ВМС. Поляки запротестовали. Официально учения не были отменены, но по данным польских властей они фактически не состоялись.

Но история продолжается. В декабре 2004 г. корабль немецкой погранохраны вынудил покинуть акваторию польских рабочих, которые должны были углубить один из фарватеров (кстати корабль был под голландским флагом). 15 сентября 2005 г. немцы решили в очередной раз испортить настроение восточным соседям: федеральное Министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов издало распоряжении о природном заповеднике «Поморская бухта». Кто бы сомневался, что в него вписали и те самые злосчастные северный фарватер и причал № 3. Соответственно немцы запретили в этой акватории, в частности, исследования или использование натуральных средств, проведение углубляющих работ и т.п.

Через год, 16 августа 2006 г., немецкие ВМС проводили в спорной акватории свои огневые стрельбы и принудили три польских парома – «Гриф», «Николай Коперник» и «Вавель», идущих в Свиноустье, серьёзно изменить курс. Ясно, что польскую сторону об учениях никто не предупреждал.

В 2006 г. немецкий развлекательный корабль «Адлер Дана», на который поднялись для досмотра польские таможенники в гражданском, самовольно, несмотря на преследование польскими пограничниками, отплыл в немецкий порт Герингсдорф, где поляков арестовали немецкие пограничники… за незаконные действия в немецких территориальных водах. Правда, немецкий суд признал правомерными действия таможенников, а немецкого капитана оштрафовал на 4 тысячи евро.

Давние обиды вновь всплыли в связи с болезненным для Варшавы вопросом постройки по дну Балтийского моря немецко-российского газопровода «Северный Поток». Поляки опасались, что в порты Щецина и Свиноустья после постройки газопровода не смогут заходить крупнотоннажные, по крайней мере, корабли. К тому же, у поляков были планы на постройку в Шецине собственного газопорта для транспортировки в Скандинавию газа с Ближнего Востока.

Структура командования Фольксмарине

  • Командующий Фольксмарине
    • Командование Фольксмарине
      • Отдельные части
      • Соединения
        • Отдельные отряды
        • Бригады
          • Дивизионы
          • Корабли
        • Тыловые службы
      • Учебные заведения

Состав Фольксмарине

Флот состоял как из кораблей, изготовленных на верфях ГДР, так и изготовленных в СССР кораблей и авиации.
Основной состав флота малотоннажные суда - торпедные катера, противолодочные катера, ракетные катера, малые ракетные корабли, прибрежные противоминные корабли, противолодочные корабли, десантные корабли, самолеты и вертолеты морской авиации. Самыми крупными в Фольксмарине были сторожевые корабли типа Дельфин водоизмещением 1670 т.
Также в состав ФМ входили учебные суда, в том числе парусник «Вильгельм Пик».

Парусник "Вильгельм Пик"

Фольксмарине не имел на вооружении атомного оружия или кораблей на атомном ходу.

Список корабельного состава фольксмарине

Сторожевые корабли (Küstenschutzschiffe)

Тип Горностай (Проект 50, Riga klass)
68 кораблей данного типа было построено в СССР на заводах №445 (им. 61 коммунара) в Николаеве,ССЗ №820 («Янтарь») в Калининграде, на ССЗ №199 (им.Ленкома) в Комсомольске-на-Амуре в 1954-1958 годах. 4 корабля были переданы ВМС ГДР в 1956-1959 годах, где вошли в состав 4-й флотилии Фольксмарине.

Водоизмещение:1054/1186 т. Размеры: длина:96,6 метр; ширина: 10,2 метра; осадка:2,9 метров. Мощность: 20 030 л.с. Макс.скорость: 29,5 узлов; Дальность хода: ок. 2000 миль Вооружение: 3 Х 1 100-мм АУ Б-34УСМА; 4 Х 37-мм АУ В-11 или В-11М, 2 или 3 533-мм ТА ДТА-53-50 или ТТА-53-50, 24 Х МБУ-200, 4ХБМБ-2, 26 морских якорных мин на палубе. Экипаж: 168 человек

Тип ДЕЛЬФИН (Проект 1159, Koni klass)

Всего на ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске в 1975-1987 годах было построено 12 кораблей данного типа. Три из них в 1978,1979 и 1986 годах были переданы ГДР

Водоизмещение: 1515/1670 т. Размеры: длина: 96,51 метра; ширина: 12,56 метра;осадка:4,06 метров. Мощность: 18 000 л.с. Макс. скорость хода: 29,5 узлов; Дальность хода: ок. 2000 узлов. Вооружение: 4 x 30 мм. ЗАУ АК-230; 4 x 76,2-мм. АУ АК-726; 4 x ПУ ПКРК П-20; 4 x ПКР П-20 (SS-N-2C «Styx»); 2 x ПУ ЗиФ-122 ЗРК 8Э10; 20 x ЗУР 9М33 (SA-N-4 «Gecko»); 8 x ПУ МТ-4УС ЗРК «Стрела-3»; 16 x ЗУР 9М32М (SA-N-5 «Grail»); 24 x РБУ-6000 «Смерч-2»; 120 x РГБ-60;12 x ББ-1; до 14 мин в нагрузку. Экипаж: 110 человек.

Ракетные катера

Ракетный катер Тип Оса-1 (Проект 205)
Bundesarchiv Bild 183-U1004-0014, Rostock, Flottenparade.

Катера данного типа являлись развитием серии проекта 183Р «Комар».Строились в Советском Союзе с 1960 года до начала 1980-х годов на трёх заводах: Приморском в Ленинграде, Дальзаводе во Владивостоке и в Рыбинске. В 1962 - 1971 годах 15 катеров было передано ВМС ГДР. Корабли данного типа всё время службы находились в составе 6-й флотилии.

Водоизмещение: 173/216 т. Размеры: длина: 38,6 м.; длина:7,6м.; осадка:1,73 м. Мощность: 12 000 л.с. Макс. скорость хода: 39 узлов; Дальность хода: 2000 миль. Вооружение:4 x 30 мм. ЗАУ АК-230; 4 x ПУ КТ-97 ПКРК П-15 Экипаж: 26 человек

Малые ракетные корабли (Kleine Raketenschiffe)Тип Молния (Проект 1241РЭ, Tarantul klass)
В начале 1980-х годов перед командованием Фольксмарине встал вопрос замены устаревших ракетных катеров класса Оса на более современные корабли данного класса. С октября 1984 года по октябрь 1986 года в составе ВМС ГДР появились пять больших ракетных катера проекта 1241 советского производства. Несли службу в составе 6-й флотилии.

Водоизмещение: 392/469 тонн; Размеры:длина: 56,1м.; ширина: 10,2 м.; осадка: 2,5 м. Максимальная скорость хода: 42 узла; Дальность хода: 1400 миль Вооружение: 4 пусковых установки ПКР П-15 «Термит», 1 - 76-мм АК-176, 2 x 6 30-мм АК-630, 1 ПЗРК «Стрела-3» (боекомплект 16 ПЗРК), 2 ПУ постановки помех ПК-16 Экипаж: 41 человек.

Малые ракетные корабли (Kleine Raketenschiffe)Проект 151 (Sassnitz-Klasse)
Корабли строились на верфи «Peenewerft» в г. Вольгаст. Предполагалось, что этот РКА поступит на вооружение флотов стран-участниц Варшавского договора. До объединения Германии удалось построить только один корабль, два корабля были достроены уже в ФРГ, три в недостроенном состоянии переданы Польше, ещё четыре были сняты со строительства в октябре 1990 года. Кроме того ещё пять кораблей данного класса намечались к строительству, но дальше дело не пошло

Водоизмещение: 348 т. Размеры: длина: 48,9 метров; ширина: 8,45 метров; Осадка: 2,15 метров. Макс. скорость хода: 37 узлов; Дальность хода: 2200 миль. Вооружение: 1 - 76 мм. АУ АК-176, 1 x 6 - 30 мм. АУ АК-630, 8 противокорабельных ракет.

Торпедные катера

Торпедные катера на подводных крыльях проекта "Forelle"

3 катера были построены на верфи VEB Roßlauer Schiffswerft в Росслау (один из них опытный) и поступили в ВМС ГДР в 1958-1963 годах, Прослужили немногим более двух лет и были разобраны на металл.

fandorin1001 в Судьба кораблей ВМФ ГДР

Из всех небольших флотов стран - союзниц СССР по Варшавскому договору Военно-морской флот Национальной Народной Армии ГДР в конце 1980-х гг. был наиболее боеспособным. Его основу составляли современные корабли, вступившие в строй в 1970-х - 1980-х гг. В западной части Балтийского моря ВМФ ГДР мог самостоятельно решать следующие задачи:
- оборона побережья;
- оказание поддержки сухопутным войскам на прибрежных направлениях;
- высадка тактических десантов;
- противолодочная оборона;
- борьба с минами.

Всего к моменту объединения Германии в 1990 г. в его составе находилось 110 боевых кораблей различных классов и 69 вспомогательных судов. В составе морской авиации насчитывалось 24 вертолета (16 - типа Ми-8 и 8 - типа Ми-14), а также 20 истребителей-бомбардировщиков Су-17. Численность личного состава ВМФ - около 16 тысяч чел.

Самыми крупными кораблями в составе ВМФ ГДР были три сторожевых корабля (СКР) типа «Rostock» (пр.1159), построенные в СССР на Зеленодольском судостроительном заводе в 1978,1979 и 1986 годах соответственно.

Основу противолодочных сил составляли 16 малых противолодочных кораблей (МПК) типа «Parchim» пр.133.1. Корабли строились с 1980 по 1985 г. на верфи «Peenewerft» в г. Волгаст по проекту, разработанному в ГДР с помощью советских специалистов на базе МПК пр.1124. В 1986-1990 гг. для СССР было построено 12 МПК этого типа по модернизированному проекту 133.1-М.

Другим примером сотрудничества Советского Союза и Восточной Германии в области военного кораблестроения являлось строительство в ГДР по советскому проекту (пр.151) ракетных катеров (РКА) полным водоизмещением 380 т, которые планировалось вооружить восемью новейшими противокорабельными ракетами (ПКР) «Уран» (производство ПКР по советской лицензии намечалось развернуть в ГДР). Предполагалось, что этот РКА поступит на вооружение флотов стран - участниц Варшавского договора. До объединения Германии удалось построить только два катера этого типа, еще четыре находились в различной степени готовности. Для замены устаревших РКА пр.205 (в конце 1980-х гг. все 12 РКА этого проекта вывели в резерв) ВМФ ГДР получил от СССР пять ракетных катеров пр.1241-РЭ. Эти катера (разработанные ЦКБ «Алмаз» на базе пр.1241.1-T) с 1980 г. строились на экспорт Рыбинским и Ярославским судостроительными заводами. Всего для Болгарии, ГДР, Индии, Йемена, Польши и Румынии построили 22 РКА. В составе ВМФ ГДР находились также шесть больших торпедных катеров пр.206, построенных в СССР в 1968-1976 гг.

Интересно отметить, что только в ВМФ ГДР существовал такой класс кораблей, как сверхмалые (водоизмещением 28 т) ТКА типа «Libelle» (дальнейшее развитие ТКА типа «Iltis») с желобными торпедными аппаратами для 533-мм торпед. Торпеда выстреливалась назад - так же, как это делали советские ТКА типа «Г-5» в 1930-1940 гг. Восточногерманский флот располагал тридцатью ТКА типа «Libelle».

В составе амфибийных сил находилось 12 десантных кораблей (ДК) типа «Ноyегswerda» (полным водоизмещением 2000т), спроектированных и построенных в 1974-1980 гг. в ГДР. Еще два корабля этого типа переоборудовали в транспорты снабжения.

ВМФ ГДР обладал достаточно многочисленными минно-тральными силами. С 1969 г. велось строительство базовых тральщиков (БТЩ) типа «Greiz» («Kondor II»). Восточногерманский флот получил 26 кораблей этого типа, еще 18 единиц достроили в варианте пограничных СКР (тип «Kondor I») для Береговой охраны (Grenzebrigade Kuste). Пять БТЩ были переоборудованы в спасательные и учебные суда.

В составе вспомогательного флота находилось 69 судов различного назначения. В основном это были современные суда сравнительно небольшого водоизмещения, построенные на национальных верфях, в также в СССР и ПНР.

3 октября 1990 г. «государство рабочих и крестьян на немецкой земле» (как гордо называл ГДР ее первый руководитель Вильгельм Пик) прекратило свое существование, и перед руководством объединенной Германии со всей остротой встал вопрос, что делать с личным составом и вооружением, доставшимся в наследство от ННА ГДР. На территории бывшей ГДР было образовано временное объединенное командование Bundeswehr «Ost» (Восток), которое и приняло на себя роль ликвидационной комиссии. Личный состав срочной службы постепенно уволили, некоторое количество офицеров после соответствующей «проверки» приняли на службу в Bundeswehr. Вооружение и технику, за редким исключением (истребители МиГ-29), предполагалось продать другим странам или же утилизировать. Весь флот бывшей ГДР был сосредоточен в Ростоке и ждал своей участи. Сразу же отправились на слом наиболее старые и требовавшие ремонта корабли. Правительство ФРГ усиленно искало покупателей, рассчитывая выгодно продать наиболее современные боевые единицы.

Все 16 МПК типа «Parchim» в 1992 г. купила Индонезия, корабли после переоборудования и подготовки экипажей постепенно перешли в Сурабайю. Интересно отметить, что в 1996 г. Зеленодольское ПКБ предложило командованию ВМС Индонезии проект модернизации этих кораблей до уровня МПК пр.133.1-М. Кроме того, Индонезия приобрела 9 БТЩ типа «Kondor II» и все 12 ДК типа «Hoyerswerda», а также два переоборудованных из ДК транспорта снабжения.

Из всего доставшегося ФРГ наследства наибольший интерес вызывал РКА пр.1241-РЭ. Учитывая, что среди покупателей российского оружия находятся, мягко говоря, недружественные США государства, командование ВМС США приняло решение досконально изучить катер. Выбор пал на РКА «Hiddensee» (бывший «Rudolf Egelhofter»). В декабре 1991 г. на палубе транспортного судна он прибыл в США и был приписан к исследовательскому центру ВМС США в городе Соломон (штат Мэриленд). Катер был подвергнут всесторонним испытаниям по специальной программе. Американские специалисты высоко оценили конструкцию корпуса корабля, его ходовые и маневренные качества, однако отмечался недостаточный (по американским стандартам) ресурс маршевых и форсажных газовых турбин, традиционно критиковалось радиоэлектронное вооружение. Также отмечалась низкая боевая эффективность ракет П-20 (экспортная модификация ПКР П-15М «Термит), хорошую оценку получила шестиствольная АУ АК-630. В целом было сделано заключение, что РКА такого типа, вооруженные более современными ПКР «Москит» (пр.12411, 12421) или «Уран» (пр.12418) представляют собой достаточно серьезную опасность для кораблей ВМС США и их союзников.

Остальные четыре РКА остались в Ростоке. Периодически появлялись сообщения о желании Польши, располагающей четырьмя подобными катерами, приобрести у ФРГ еще два. Выгодно продав Индонезии большую часть современных кораблей, правительство ФРГ принялось фактически раздаривать оставшиеся. Так, в 1993-1994 гг. было принято решение о передачи Латвии трёх, а Эстонии - девяти переоборудованных катеров пр.205 (с них сняли пусковые установки ПКР П-15). Часть катеров уже передана. Латвии достались и два БТЩ типа «Kondor II». Так же щедро были розданы Германией и пограничные СКР типа «Kondor I»: четыре единицы - Тунису, два - Мальте, один - Гвинее-Бисау, два (в 1994 г.) - Эстонии.

Меньше всего повезло трем СКР пр.1159 - не найдя покупателя, командование Bundesmarine продало их на слом.

Ни один боевой корабль ВМФ ГДР не вошел в состав Bundesmarine. Три новейших катера пр.151 (один достроили уже в ФРГ, три в недостроенном состоянии продали Польше) были перевооружены и включены в состав Береговой охраны (Bundesgrenzschutz-See) ФРГ вместе с тремя пограничными СКР типа «Kondor I».

Так закончил свое существование флот ГДР, корабли которого перешли под флаги восьми государств.


«Корабли социалистических республик Балтийского моря в едином строю». Приём топлива от танкера «Шексна» двумя советскими кораблями и немецким СКР пр.1159