Осуществление внешнеэкономической деятельности в организации. Планирование внешнеэкономической деятельности Планирование внешнеэкономической деятельности на предприятии

Смысл планирования ВЭД -- определение системы ее целей как составной части общего внутрифирменного управления и выработки оптимальных вариантов их достижения. Основная цель ВЭД для предприятия -- максимизация массы и нормы прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда.

Достижение этой цели обеспечивается на производственной фирме решением более частных задач (подцелей): -- расширение объема сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков за рубежом, расширения круга покупателей товара по причине его новизны или предпочтительности по ценам или качеству;

  • -- минимизация издержек производства и удельных затрат на единицу продукции за счет оптимизации размеров производства, превышающих емкость внутреннего рынка; -- снижение издержек реализации товаров путем выбора правильной стратегии сбыта (создание собственной инфраструктуры зарубежных продаж или использование специализированного посредника с его торгово-сбытовой сетью, применение комбинированных схем);
  • -- повышение качества продукции посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств.

Предпосылкой выхода фирмы на внешней рынок является внешнеторговый потенциал предприятия. Он включает в себя следующие элементы: Томсинов В. А. Внешнеторговые сделки: практические реко-мендации по составлению контрактов.- М.: Тантра, 1994.,стр.124.

  • 1. Конкурентоспособная на мировом рынке продукция; характеризуется высоким качеством, относительно низкими производственными затратами, широким ассортиментом, способным удовлетворить самые взыскательные потребности, быстрыми темпами обновления.
  • 2. Современное высокотехнологическое оборудование, обеспечивающее сочетание высокой производительности труда и качества работы, непрерывность технологического процесса. Необходимо сочетать преимущества серийного производства с возможностями его гибкой перестройки.
  • 3. Высококвалифицированные, в том числе в сфере ВЭД, специалисты, способные в комплексе решать всю совокупность вопросов, начиная с разработки отвечающей требованиям мирового рынка продукции и заканчивая ее реализацией за рубежом и послепродажным обслуживанием зарубежных клиентов.
  • 4. Минимальное количество надежных поставщиков комплектующих и полуфабрикатов, деталей, обеспечивающих гарантированные бесперебойные поставки.
  • 5. Выгодное с точки зрения международного сотрудничества месторасположение самого предприятия (минимальные расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и транзит). Матвеева О. П. Внешнеторговая деятельность: Учебное посо-бие. - Белгород: БУПК, 1999.,стр. 65.

Реализация внешнеэкономического потенциала зависит от внешней среды фирмы, прежде всего от общей экономической ситуации в России, для которой характерны:

  • -- экономический кризис: падение производства, сокращение ВВП, усиление технологической отсталости, деформация в структуре экономики, рост безработицы, снижение жизненного уровня и платежеспособности населения;
  • -- незавершенность передела госсобственности;
  • -- отсутствие развитой конкурентной среды и ощутимых результатов по демонополизации производства;
  • -- слабое развитие рыночной инфраструктуры: банковской системы, испытывающей затяжной кризис, оптовой торговли, фондового рынка и др.;
  • -- непривлекательный инвестиционный климат и налоговое законодательство, затрудняющее привлечение иностранных инвестиций и вызывающее «бегство капиталов» из страны;
  • -- кризис неплатежей, хроническая нехватка оборотных средств у предприятий;
  • -- снижение конкурентоспособности продукции в связи с возрастанием издержек производства (расходов на электроэнергию, топливо, сырье, беспрецедентное возрастание транспортных тарифов и др.); Томсинов В. А. Внешнеторговые сделки: практические реко-мендации по составлению контрактов.- М.: Тантра, 1994.,стр. 53.
  • -- заметная криминализация экономики и внешнеэкономического комплекса;
  • -- противоречивость политики государственного регулирования ВЭД: постоянные столкновения тенденций к усилению открытости экономики с попытками применения протекционистских мер, что приводит к нестабильности тарифов и ограничений, а вслед за этим к нестабильности структуры и рентабельности внешнеторговых операций;
  • -- отсутствие реальной государственной поддержки национальных экспортеров.

С учетом этих явлений реализация внешнеэкономического потенциала предприятия крайне затруднена, поэтому при планировании ВЭД в реальной экономической среде текущего периода руководители вынуждены применять нестандартные с точки зрения мировой практики схемы, связанные подчас с крайней степенью риска.

Реализация потенциала ВЭД зависит не только от общеэкономической ситуации в стране, но и от других факторов, в числе которых:

  • -- состояние межгосударственных отношений, выражающееся, в частности, в наличии подписанных Россией межправительственных соглашений, прежде всего «О защите инвестиций и избежании двойного налогообложения», «О режиме наибольшего благоприятствования в торговле» и др. Следует также учитывать ограничения в торговле с той или иной страной (эмбарго, «торговые войны», антидемпинговые процедуры, добровольные ограничения);
  • -- колебания валютного курса рубля, отражающиеся на экономических интересах и конкурентоспособности экспортеров и импортеров. В частности, девальвация российского рубля в августе 1998 г. привела к росту экспорта и резкому уменьшению импорта;
  • -- политическая ситуация в обществе, нестабильность которой, потенциально чреватая сменой режима, может создать угрозу невыполнения контрактных обязательств по платежам, надежности трансфертов валюты, потери прав на ввозимый товар и т. д. Поэтому особое значение в планировании ВЭД следует уделять учету рисков.

Риск -- связанная с предпринимательской деятельностью опасность для фирмы понести материальный или моральный ущерб или упустить выгоду. Риски негативно отражаются на рентабельности, платежеспособности и ликвидности производственного предприятия. Во-первых, необходимо заблаговременно распознать потенциальную угрозу для внешней торговли: во-вторых, следует произвести количественную оценку возможных рисков; в-третьих, подготовить соответствующие мероприятия по преодолению рисков. С одной стороны, надо различать возможности устранения причин наступления рисковых ситуаций, с другой стороны, нужны меры по уменьшению риска как такового, когда возможно влиять на его причины.

Различаются экономические и политические риски. К важнейшим из экономических относятся: -- рыночный риск (под качественным риском может пониматься нарушение ассортимента внешнеторговых поставок или худшее, чем было оговорено в контракте, качество; примером количественного риска является невозможность поставить нужное клиентам количество экспортной продукции, вследствие этого последние могут прибегнуть к услугах конкурентов); -- риски поставок: экспортер не выполняет свои обязательства по сроку, количеству или качеству поставок; -- транспортный риск выражается в утрате или повреждении продукта во время аварии или по причине форс-мажорных обстоятельств;

  • -- курсовой риск связан с возможными изменениями обменного курса валюты, в которой происходят расчеты; если курс валюты страны импортера падает по отношению к валюте договора, то он стремится к предоплате и наоборот; -- ценовой риск связан с возможными, независящими от участников внешнеторговой сделки, изменениями мировых цен, поэтому требуются соответствующие оговорки в контракте и страховка;
  • -- кредитные риски могут возникнуть у импортера при получении им кредита под совершение сделки.

Большое значение также имеет учет политических рисков, связанных с возможной конфискацией имущества или товаров или наложением на них временного ареста. Государство может также полностью или частично запретить взаимные расчеты по внешнеторговым сделкам. Поэтому целесообразно позаботиться о страховании внешнеторговых операций в государственных или частных страховых компаниях.

При разработке планов ВЭД предстоит ответить на следующие вопросы:

  • 1. Что, когда экспортировать, соответственно импортировать?
  • 2. В каких условиях осуществлять внешнеторговую деятельность (системы регулирования ВЭД внутри своей страны и в зарубежных государствах: законодательство, налогообложение, таможенные процедуры, тарифы и пошлины и т.д.; число и позиции конкурентов и т. д.)?
  • 3. Каким образом осуществлять ВЭД: непосредственно или через посредников (отечественных или зарубежных)?
  • 4. Какими ресурсами располагает предприятие для осуществления ВЭД (основные, оборотные средства, финансы, персонал, информация)?
  • 5. Кто на предприятии отвечает за выполнение конкретных частных задач (маркетинг, производство, материально-техническое снабжение и т.д.), как достигается координация действий соответствующих органов и специалистов?
  • 6. Какой будет достигнут результат (величина прибыли, рентабельность, срок наступления эффекта от экспорта, эффективность импорта)?

Рассмотрим основные фазы планирования (см. схему 1). Система планов может быть дифференцирована по временному горизонту. Согласно мировой практике, оперативные (до 1 года) определяют решение конкретных задач по осуществлению экспортных и импортных операций. Они содержат конкретную информацию о сроках, объемах, ассортименте, очередности поставок.

Среднесрочные планы (2--3 года) решают более масштабные задачи, связанные с перестройкой существующих производственных процессов, обновлением ассортимента, расширения или свертывания экспорта, соответственно, импорта, сменой региональных акцентов внешней торговли.

Особую роль играют стратегические планы. Их отправные точки: анализ окружающей среды, обеспечивающий реализацию внешнеторгового потенциала предприятия, и анализ сильных и слабых сторон предприятия с точки зрения ВЭД (см. выше). Причем стратегические планы развития ВЭД предприятия должны быть органически интегрированы в общую стратегию развития предприятия в целом.

Схема 1. Основные фазы планирования внешнеэкономической деятельности предприятия.

Возможны три типа стратегии развития предприятия, в том числе в сфере ВЭД:

  • 1. Насыщение рынка. Цель -- обеспечить экономический рост на освоенных рынках с традиционными товарами. Он может быть достигнут за счет снижения издержек, а, значит, и цен по сравнению с конкурентами. Возможна организация давно освоенного в собственной стране производства за рубежом в целях его приближения к уже сформировавшемуся зарубежному рынку, использование преимуществ, связанных с наличием за рубежом более дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы, более льготной налоговой системы, менее высокими экологическими стандартами и т. д. Позитивным является поглощение зарубежного конкурента вместе с налаженной системой рекламы и товародвижения.
  • 2. Дифференциация продукта. Здесь возможны два варианта. Первый предполагает существование за рубежом продукта, который в собственной стране неизвестен. Развивая импорт или организуя у себя его производство на основе приобретения лицензии или патента, можно значительно поднять эффективность производства и превратить предприятие в естественного на своем рынке монополиста. Второй связан с тем, что продукт недавно освоен внутри собственной страны и является принципиально новым для зарубежного потребителя. Здесь возможно достижение максимального эффекта за счет монопольного положения на зарубежном рынке, диктата цен. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. И. П. Фаминского. М.: Республика, 1997.,стр.264.
  • 3. Диверсификация предполагает начало производства за рубежом принципиально новой продукции, несвойственной ранее этому предприятию, освоение принципиально новых сфер деятельности. Тем самым сокращается риск, характерный для узкоспециализированных фирм. Диверсификация позволяет компенсировать убытки в одних сферах деятельности за счет прибылей, получаемых в других. Однако диверсификация предполагает хорошее знание перспектив структурного развития рынка, наличие капитала, необходимого для строительства новых или приобретения уже действующих предприятий. В последнем случае можно использовать уже сложившийся имидж, каналы реализации, систему сервисного обслуживания потребителей. Принятию стратегических решений содействует использование метода «портофолио».

Схема 1. Метод «портофолио».


Если изделие находится в сегменте «Вопросительные знаки», то для него характерны высокие темпы роста сбыта и относительно низкая доля рынка. Для сегмента «Звезды» свойственны высокие темпы роста сбыта и большая доля рынка. Товар, находящийся в этом сегменте, является рыночным лидером. Сегмент «Дойные коровы» характеризуется невысокими темпами роста сбыта и высокой долей рынка. Для товаров, находящихся в сегменте «Собаки», характерны низкие темпы роста рынка сбыта и небольшая доля рынка. Эти товары являются рыночными аутсайдерами.

Как свидетельствует практика, финансовое равновесие предприятия на перспективу достигается в том случае, если 10% его оборота приходится на сегмент «Вопросительные знаки», 30% -- на «Звезды», 40--50% -- на «Дойные коровы», 10--20% -- на «Собаки». Длительное отклонение от такой сбалансированной стратегии может привести к кризису. Метод «Портофолио» позволяет сделать следующие выводы:

  • -- для перспективных продуктов характерен переход из сегмента «Знака вопроса» через «Звезды» к «Дойным коровам». При этом кассовые доходы превышают расходы; -- если изделия предприятия в большой мере находятся в сегментах «Вопросительные знаки» или «Звезды», то налицо опасность кризиса ликвидности. Финансовое равновесие может быть вновь восстановлено через сокращение доли изделий сектора «Вопросительные знаки» или «Звезды» или через расширение «Дойные коровы»;
  • -- если большая часть изделий предприятия находится в секторе «Дойные коровы» или «Собаки», существует опасность, что фирма скоро потеряет равновесие. Продукция предприятия «стареет». Поэтому должны быть разработаны срочные меры по расширению производства в сегментах «Вопросительные знаки» или «Звезды».

В качестве важнейших показателей планирования ВЭД на предприятии могут быть названы следующие:

валютная выручка с разбивкой по времени, товарам или товарным группам, регионам;

Экспортная выручка;

рентабельность экспортных и импортных операций;

ассортимент экспорта и импорта;

Доля экспорта в стоимости продукции; -- затраты на импорт.

Показатели планирования внешнеэкономической

В состав показателей, характеризующих развитие ВЭД предприя-тия , входят следующие:

· объем производства экспортной продукции (в физическом и стоимостном выражении);

· объем реализации продукции (услуг) на экспорт (в физическом и стоимостном выражении) или экспорт;

· объем импортируемой продукции (услуг) (в физическом или стоимостном выражении) или импорт;

· внешнеторговый оборот;

· внешнеторговое сальдо;

· объем и структура затрат на производство продукции (услуг) для ВЭД;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· ассортимент экспортируемых и импортируемых товаров, услуг, научно-технических достижений;

· прибыль (валовая и маржинальная);

· рентабельность внешнеэкономических операций и др.

Наиболее важными показателями, характеризующими развитие внешнеэкономических связей предприятия, являются экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, внешнеторговое сальдо.

Экспорт – продажа иностранному партнеру товаров (продукции) в материально-вещественной форме с вывозом их за границу, продажа услуг и научно-технической продукции и достижений. Объектами экспорта являются не только товары отечественного, но и иностранного производства, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке.

Импорт – ввоз из-за границы товаров (продукции), научно-техни-ческой продукции, платное пользование услугами зарубежных фирм.

При планировании и учете экспорта и импорта применяются как стоимостные, так и натуральные и условно-натуральные показатели.

Планирование и учет экспорта в стоимостной оценке осуществляется по ценам, учитывающим стоимость товара и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера. Для импортируемых товаров при стоимостной оценке учитываются их стоимость и расходы по транспортировке до границы страны-импортера.

Натуральные показатели (килограммы, тонны, метры, штуки и т.д.) определяют долю предприятия на рынке, характеризуют производственную специализацию предприятия. При помощи этих индикаторов определяется потребность в материальных, трудовых, энергетических и других видах ресурсах, производственных мощностях. Условно-натуральные измерители позволяют привести все виды вы-пускаемой продукции к одному образцу, принятому за базу (микросхемы серии «А», удобрения калийные типа К 2 О и т.д.).

Внешнеторговый оборот – сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный календарный период (год, квартал, месяц). На динамику внешнеторгового оборота, экспорта и импорта оказывают влияние структура товаров, рост (снижение) физических объемов ввоза (вывоза) продукции, средние цены.



Внешнеторговое сальдо представляет собой разницу между экспортом и импортом. Если экспорт превышает импорт, сальдо является положительным, если наоборот – отрицательным. Определение размеров внешнеторгового оборота предприятия служит основой планирования доходов от внешнеэкономической деятельности, издержек производства, прибыли валютных доходов и других индикаторов деятельности предприятия.

Планирование доходов предприятия от внешнеэкономической дея-тельности имеет свои особенности.

Доходы от внешнеэкономической деятельности являются состав-ной частью общего результата хозяйственной деятельности предприятия и состоят из выручки от продажи товаров, услуг, научно-тех-нической продукции, финансовых и других неторговых операций, курсовой разницы. При планировании доходов от ВЭД расчеты производятся в иностранной и национальной валюте. Чтобы рассчитать доходы в национальной валюте, валютную выручку умножают на прогнозируемый в данном календарном периоде курс иностранной валюты по отношению к национальной. Следует учитывать, что в соответствии с законодательством часть валютных средств должна быть продана государству с компенсацией в национальной валюте. Величина дохода от ВЭД зависит от курсовой разницы, т.е. изменения курса национальной валюты по отношению к иностранной.

При планировании затрат предприятия при осуществлении ВЭД следует учитывать следующее.

1. Осуществление предприятием внешнеэкономической деятельности требует материальных, трудовых, финансовых и других затрат, свя-занных с производством продукции (услуг) и их последующей реализацией или закупкой товаров (маркетинг, упаковка, транспортировка
и т.д.). Кроме этого предприятия платят налоги, таможенные пошлины и сборы, которые также включаются в затраты (себестоимость).

2. Определение себестоимости ВЭД производится в соответствии с действующими в стране «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Но специфика ВЭД из-за особенности нормативно-правовой базы, в соответствии с которой она осуществляется, вызывает необходимость принимать во внимание следующее:

· в структуре расходов значительный удельный вес имеют коммерческие расходы: по сертификации и лицензированию, по страхованию и обработке груза, страхованию гражданской ответственности, оплате таможенных пошлин, таможенных и экологических сборов, разрешений на проезд транспортных средств по иностранной территории, заграничным командировкам и др.;

· в процессе ВЭД предприятие расходует денежные средства как в своей стране, так и за рубежом;

· планирование валютных фондов.

3. Могут присутствовать непроизводительные расходы, связанные с уплатой штрафов и неустоек за нарушения в области налогового, таможенного, валютного законодательства, а также с невыпол-нением обязательств перед зарубежным партнером.

Прибыль от ВЭД планируется в национальных денежных единицах в составе общей прибыли при разработке финансового плана предприятия. Валютная прибыль, как правило, рассчитывается при выборе различных вариантов внешнеэкономических операций.

Валютные фонды предприятий образуются за счет части валютной выручки (обязательной продажи валюты на валютной бирже в соответствии с действующим законодательством), приобретения ва-люты за национальные денежные средства, иностранных валютных кредитов. Планирование валютных фондов предусматривает определение их размеров, источников поступления денежных средств и направлений использования. Используются средства валютных фон-дов на техническое перевооружение, в том числе проектирование, закупки оборудования, приобретение лицензий, сырья, ноу-хау оплату консалтинговых услуг в сфере производства, управления, услуг, связанных с обслуживанием инновационной деятельности. Валютные фонды могут быть направлены на подготовку кадров, зарубежные командировки, возврат валютных кредитов и их обслуживание, прочие цели, предусмотренные законодательством.

В состав мероприятий , направленных на реализацию внешнеэкономической стратегии , могут входить следующие:

· установление инвестиционных приоритетов и направление ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности;

· разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособ-ности и сохранение конкурентных преимуществ;

· создание высокопродуктивного хозяйственного портфеля и управление им;

· определение механизма внешнеэкономических сделок;

· объединение стратегических действий основных функциональ-ных подразделений;

· решение вопросов и проблем, связанных с достижением поставленных целей;

· изучение и объединение предложений менеджеров на местах и т.п.

Планирование ВЭД на предприятии осуществляется на основе действующих норм и нормативов, цен, с учетом действующего законодательства.


Цель данной работы - анализ места России в международном разделении труда в контексте вызова, брошенного российской экономической модели международной стратегией Соединенных Штатов Америки. В этой связи работа состоит из трех частей. В первой части рассматривается эволюция международной специализации страны и ключевые ее детерминанты. Вторая часть дает представление о современном месте России в международном разделении труда и исторических этапах его становления. Третья часть обрисовывает угрозы для российской экспортно-ориентированной экономической модели, все более явственно проступающие на фоне углубления противоречий в системе международных отношений. Для специалистов в области внешнеэкономической деятельности, студентов и аспирантов экономических вузов, а также широкого круга читателей, небезразличных к проблемам нашего Отечества.

В условиях усиления открытости российской экономики, расширения международного сотрудничества на отраслевом, региональном уровнях и особенно роста межфирменных связей вопросы изучения механизмов, форм и способов осуществления расчетов в процессе исполнения внешнеэкономических сделок становятся особенно актуальными. В учебном пособии рассматривается основная международная и российская нормативно-законодательная база, регламентирующая расчетные операции, преимущества и недостатки форм расчетов и техника их проведения. В блоке методических материалов приведена программа курса для обучающихся в магистратуре, а также тесты для проверки уровня усвоения материала. Для экономистов-практиков, преподавателей, аспирантов, студентов вузов, магистров и слушателей программ МВА, а также всех специалистов в сфере международного бизнеса, интересующихся вопросами проведения расчетно-платежных операций.

В книге изложена авторская трактовка сущности процесса планирования развития социально-экономических систем в условиях рынка. Большое внимание уделено анализу классической школы формального планирования, малоизвестных моделей планирования, а также анализу и практике индикативного планирования в развитых странах. Монография предназначена для студентов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент", а также ученых и практиков, всех интересующихся организацией процесса планирования в условиях рыночной экономики.

Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия

В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:

· расширение сбыта;

· приобретение ресурсов;

· диверсификация источников снабжения и сбыта.

Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.

В основе любой формы внешнеэкономических связей лежит идея взаимовыгодного международного обмена. В принципе международный обмен всегда выгоден. Это справедливо в отношении промышленно развитых и слаборазвитых стран.

Международный обмен продукцией (изделиями) целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта).

Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортную продукцию (изделия) валюту, обеспечить себе возможность импорта продукции (изделий). Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции (изделий), которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать ту продукцию (изделия), собственное производство которой потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств. Наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции (изделий). В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40 % международного товарооборота приходится на сырьевую продукцию, 60 % - на готовую промышленную продукцию (изделия). В структуре же экспорта России сложилось обратное соотношение - 70 % и 30 %.

Такое состояние внешнеэкономических связей, естественно, никого не устраивает, а учитывая их потенциально высокую рентабельность, задача совершенствования внешнеэкономической деятельности становится одной из первоочередных. И не случайно перестройка хозяйственного механизма России началась с совершенствования внешнеэкономической деятельности.

Начало реформирования внешнеэкономической деятельности в какой-то степени началось с 1985 г., однако в нормативных актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался первый этап реформы внешнеэкономической деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действительно, в этот период времени было разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование такие прогрессивные формы внешнеэкономических связей, как прямые связи, совместное предпринимательство.

Второй этап начался в 1989 г. с выходом известного постановления № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявили о новом подходе к организации внешнеэкономической деятельности в своих странах. Начался третий этап реформы - этап либерализации внешнеэкономической деятельности.

В России началом третьего этапа можно считать указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Вслед за данным eказом появился ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществления внешнеэкономической деятельности.

Основные правила осуществления внешнеэкономической деятельности в России предусматривают следующее: внешнеэкономическая деятельность разрешена всем зарегистрированным на территории России предприятиям независимо от форм собственности; разрешена посредническая деятельность; значительно сокращен список лицензируемой продукции (изделий); введена аукционная продажа квот и лицензий; сняты ограничения на открытие валютных счетов; разрешено проведение валютных операций, при этом курс рубля к иностранным валютам определяется спросом и предложением. Введено понятие коммерческого курса рубля; введена и система обязательных валютных отчислений; введены экспортные тарифы (пошлины) на отдельные группы продукции (изделий). При этом экспортная пошлина подлежит оплате до или в момент предъявления продукции (изделий) к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в иностранной валюте подлежит пересчету по рыночному курсу рубля, устанавливаемому ЦБ РФ на момент уплаты пошлины.

В отношении экспортных операций, по которым в соответствии с действующим законодательством не требуется обязательная продажа части валютной выручки в валютный резерв России, устанавливается надбавка к экспортной пошлине.

Правительством России намечена стратегия развития внешнеэкономической деятельности, включающая в себя четыре этапа, причем первый (подготовительный) считается пройденным. Важнейшим этапом стратегии является второй, предусматривающий мероприятия, закладывающие каркас всей модели внешнеэкономической деятельности на ближайшие годы. Основные из них - изменение практики лицензирования и контроля за экспортом и введение единого валютного курса рубля.

На этом этапе сокращен перечень квотируемой экспортной продукции (изделий) при одновременном расширении конкурсной продажи остающихся квот. Отменен специальный коммерческий курс рубля. При этом обязательную продажу валютной выручки предусмотрено производить по рыночному курсу.

Стратегия предусматривает также поддержание плавающего по текущим операциям, а затем и фиксированного рыночного курса рубля по инвестиционным операциям с постепенным их выравниванием.

Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и более стран, преследующих в конечном счете получение прибыли, могут включать различные направления и хозяйственные операции.

Производственно-хозяйственная внешнеэкономическая деятельность предприятия, содержание которой - кооперация в сферах производства и обращения, в инновационной, внедренческой и сервисной областях, может осуществляться с использованием ассоциаций делового сотрудничества (дома делового сотрудничества), производственно-сбытовых предприятий (торговые дела), концессий, консорциумов, акционерных обществ, совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, предоставления услуг (сервисные организации, рекламные бюро, лизинговые организации, технические центры и др.), совместных объектов производственного и инфраструктурного назначения, открытых городов и районов, международных экономических организаций и других форм.

Эффективной формой привлечения иностранного капитала в Россию является создание в нашей стране совместных предприятий. При этом могут быть поставлены следующие цели :

· привлечение передовой зарубежной технологии и управленческого опыта;

· насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией;

· привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов;

· замещение импорта;

· развитие экспортного потенциала;

· обучение национальных кадров.

При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической

деятельности предприятия детализируются в зависимости от его общих целей (табл. 1).

Таблица 1. Цели экспортно-импортных операций предприятия

Выработка эффективных целей внешнеэкономической деятельности усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие стандарты и долгосрочные ориентиры работы. Руководители высшего звена определяют стратегические цели, направленные на решение общих проблем и относящиеся к предприятию в целом. Они должны охватывать следующие основные области:

· нововведения;

· человеческие, материальные и финансовые ресурсы;

· производительность;

· социальная ответственность;

· прибыль.

Управляющие среднего звена устанавливают тактические цели, направленные на

Внешнеторговая политика РК устанавливает и регулирует отношения РК с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РК.

Введение 4
1. Теоретические аспекты планирования внешнеэкономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики 6
1.1 Сущность и классификация внешнеэкономических связей 6
1.2 Внешнеэкономическая политика Республики Казахстан 13
1.3 Сущность планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 19
2 Анализ и оценка развития внешнеэкономической деятельности в РК и ЮКО 36
2.1. Анализ развития внешнеэкономической деятельности предприятий в РК и ЮКО 36
2.2 Оценка внешнеэкономической деятельности предприятия 43
3 Совершенствование системы планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 48
3.1 Разработка механизма планирования ВЭД предприятия 48
3.2 Пути совершенствования системы планирования на предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью 53
Заключение 70
Использованная литература 72

Работа содержит 1 файл

Введение 4

  1. Теоретические аспекты планирования внешнеэкономической деятельнос ти предприятия в условиях рыночной экономики 6

1.1 Сущность и классификация внешнеэкономических связей 6

1.2 Внешнеэкономическая политика Республики Казахстан 13

1.3 Сущность планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 19

2 Анализ и оценка развития внешнеэкономической деятельности в РК и ЮКО 36

2.1. Анализ развития внешнеэкономической деятельности предприятий в РК и ЮКО 36

2.2 Оценка внешнеэкономической деятельности предприятия 43

3 Совершенствование системы планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 48

3.1 Разработка механизма планирования ВЭД предприятия 48

3.2 Пути совершенствования системы планирования на предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью 53

Заключение 70

Использованная литература 72

Введение

Внешнеэкономическая деятельность предприятия связана с перемещением товаров, капиталов, технологий, услуг и денег через государственную границу. В соответствии с действующим в Казахстане законодательством любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий: расширение сбыта, приобретение ресурсов и диверсификация источников снабжения и сбыта.

Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется действием двух факторов:

  • существенными переменами в структуре мирового рынка;
  • длительными попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность, методом проб и ошибок выработать адекватные меры, защищающие их от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических
    процессов.

Одно из основных условий для успешного осуществления внешнеторговых операций - выбор подходящего партнера (контрагента).

Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.

Иностранными контрагентам: казахстанских организаций выступают фирмы и организации, представляющие противоположную сторону в коммерческой сделке. Контрагентом продавца (экспортера) является покупатель (импортер), подрядчика - заказчик, арендодателя - арендатор, дебитора - кредитор и т.п.

Среди контрагентов можно выделить в зависимости от целей и характера деятельности: фирмы и государственные органы и организации.

Чаще всего при осуществлении конкретных внешнеторговых операций контрагентами выступают фирмы.

Существует много специфических факторов, определяющих выбор торгового партнера, но в то же время есть некоторые общие положения, которыми руководствуются все коммерсанты при осуществлении экспортных и импортных операций.

Выбор контрагента в большой степени зависит от характера внешнеторговой сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д., а также от предмета сделки. При этом возникают два вопроса: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить (продать) необходимый товар.

  1. Теоретические аспекты планирования внешнеэкономической деятельнос ти предприятия в условиях рыночной экономики

1.1 Сущность и классификация внешнеэкономических связей

Развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международные хозяйственные связи, что ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим законам, что обусловливает приоритет экономического характера международных отношений.

Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.

Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, произведенным, культурным и прочим внешнеэкономическим

Внешнеэкономические связи - это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отрасли экономики. К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества, общества, унитарные предприятия и др.) и индивидуальные предприниматели.

Внешнеэкономические связи являются исторической и экономической категорией. Как историческая категория внешнеэкономические связи являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением государств и развиваются вместе с ними. Особенно мощный толчок развитию этих связей дало разложение феодализма. Переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям вызвал резкий скачок в развитии национальных рынков отдельных государств и в обмене товарами этих национальных рынков, что привело к расширению и углублению интернациональных связей и международного обмена в экономической сфере государственных отношений.

Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность /3/.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях.

Такими функциями являются:

  • организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
  • международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
  • организация международного денежного обращения.

В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта товарно-денежных отношений и окончания обмена денег на продукт международного разделения труда, в результате чего потребительная стоимость (ее практическая значимость), заключенная в этом продукте, получает международное признание.

Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.

В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.

Осуществление этих связей позволяет перенести межгосударственное сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий.

Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государств. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.

Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операций, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.

Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.

Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.

Вид внешнеэкономических связей-это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.

Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку внешнеэкономические связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара /6/.

Структурный признак классификации внешнеэкономических связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку внешнеэкономические связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.

Форма связи - это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам внешнеэкономических связей относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, франчайзинг, лизинг и др.

ЭКСПОРТ - это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном вывозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности исполнительной власти субъектов РК разработать региональные программы развития экспорта и экспортного потенциала регионов.

Принятие данной программы вызвано, прежде всего, падением экспорта, вызванного подъемом внутренних цен до уровня мировых цен и выше, что сделает даже вывоз сырья убыточным.

Федеральной программой признается, что в среднесрочной перспективе основу экспорта РК составят топливно-энергетические ресурсы и машиностроительная продукция. Важным резервом развития экспорта являются сотрудничество со странами СНГ, кооперация и льготные таможенные режимы для совместных экспортных проектов, развитие военно-технического экспорта и др. Этой же программой намечен комплекс государственных мер по стимулированию экспорта.

ИМПОРТ - ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Статус таможенной территории Республики Казахстан определен Таможенным кодексом РК территория РК - это сухопутная территория РК территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. На территории РК могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РК. Пределы таможенной территории РК, периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей РК.

Импорт подсчитывается в ценах СИФ, в результате чего он превышает стоимость экспорта примерно на 1/10.

СИФ (англ. CIF- cost, insurance and freight) - стоимость, страхование, фрахт - это условие поставки, по которому продавец оплачивает перевозку товара до пункта назначения (обычно это порт в стране импорта) и расходы по страхованию товара на время перевозки. Поэтому цена СИФ включает в себя расходы по стоимости товара, его фрахту и страховке.

Внешнеторговая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). При этом под товаром понимается любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товарами не являются.