Предметы труда в обрабатывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность. Предприятия по обработке нефти

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Обрабатывающая промышленность

ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - совокупность предприятий, для которых предметом труда служат продукты, произведенные (или добытые) другими предприятиями, в отличие от предприятий добывающей промышленности.

Так, предприятия обрабатывающей промышленности используют поставляемые добывающей промышленностью руды, известь, глину, асбест и т. д., продукты, производимые в сельском хозяйстве,- зерно, хлопок, фрукты и др.

На других предприятиях обрабатывающей промышленности, например в машиностроении, используется металл, производимый на предприятиях черной металлургии, лаки, краски, резинотехнические изделия, выпускаемые предприятиями химической промышленности, и т. д.

Обрабатывающая промышленность осуществляет также ремонт и реставрацию промышленных изделий.
Действующий общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства построен таким образом, что в каждой отрасли могут быть выделены предприятия, относящиеся к добывающей и отдельно - к обрабатывающей промышленности. К обрабатывающей промышленности относятся машиностроение, легкая, пищевая, химическая (без горно-химической), деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и другие отрасли промышленности.

В обрабатывающей промышленности создаются средства труда для всех отраслей материального производства, что в решающей степени определяет их технический уровень.

В обрабатывающей промышленности производится преобладающая часть предметов потребления для населения. В условиях интенсификации производства продукция обрабатывающей промышленности растет быстрее, чем добывающей.

Это объясняется улучшением использования добываемого сырья и топлива, снижением материалоемкости продукции промышленности. В 1981 - 1985 гг. продукция обрабатывающей промышленности возросла на 21 %, а добывающей - на 8 %.

Опережающие темпы роста обрабатывающей промышленности предусмотрены и в двенадцатой пятилетке: они составят 25-28 % при увеличении объема продукции топливно-сырьевых отраслей на 11 - 13 %.

К отраслям обрабатывающей промышленности относятся металлургия, машиностроение, химическая промышленность, деревообрабатывающая, цементная, легкая, пищевая и другие.

Металлургия: обеспечивает черными и цветными металлами. Несмотря на уменьшающуюся конкуренцию пластмасс, сталь остается основным конструкционным материалом в мировой экономике. Мировое производство стали составляет около 800 млн. тонн ежегодно. На развитые страны приходится около 80% ее производства, на развивающиеся – 20%. Главные производители стали – Япония (боле 200 млн.тонн), США, Россия, Украина, КНР, ФРГ.

В развитых странах Запада в последние годы идет уменьшение производства и потребления стали. В России также взят курс на сокращение металлоемкости продукции за счет экономии металла. Меньше также доля используемого металлолома. Основные экспортеры рудного сырья в зарубежном мире – Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР.

Крупнейший поставщик железной руды – страны Восточной Европы – Россия. В США и ФРГ преобладают внутренние центры черного металла. В США – вблизи Великих озер (район Чикаго, Детройта), Балтимор на Атлантическом побережье, район Лос-Анджелеса на Тихоокеанском побережье. В Германии доминируют Рурский и Саарский металлургические районы. Среди развивающихся стран по производству металла: Бразилия, Индия, Республика Корея.

Цветная металлургия мира производит около 40 млн. тонн различных металлов в год. Главный – алюминий (17 млн.тонн). По производству алюминия США, Япония, Россия, Канада, ФРГ. Во всех этих странах производство ведется в районах крупных ГЭС или в узлах мощных тепловых электростанций.

Медные руды – Чили, США, Замбия. Рафинированная медь – производители – США, Россия, Япония, ФРГ. Машиностроение: Самая сложная и разветвленная отрасль мировой промышленности. Энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для многих отраслей промышленности, станкостроение и др. Производят все: страны «Большой семерки», Россия, КНР. Страны Западной и Восточной Европы, также Бразилия, Индия, Сингапур и др. – специализируются на определенных видах.

В большинстве развивающихся стран существует не машиностроение, а металлообработка, представленная ремонтными мастерскими. Главная отрасль машиностроения – автомобилестроение. В мире ежегодно производится приблизительно 50 млн. легковых и грузовых автомобилей. Крупнейшие производители – Япония, США – более 10 млн. автомобилей.

Крупные автомобильные фирмы «Дженерал Моторс», «Форд», «Краслер» (США), «Тойота», «Ниссан», «Хонда» (Япония), «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат» (Италия) и др.

В России производится около 2 млн. автомобилей в год. Судостроение - Япония и Республика Корея. Также развиваются и другие отрасли машиностроения: вагоностроение и самолетостроение. Химическая промышленность: производимая химической промышленностью продукция: кислоты, удобрения, красители, лаки и краски, ядохимикаты, волокна, каучук, пластмассы и т.д. Размещение химической промышленности мира зависит от следующих факторов: природных, экономических, исторических и т.д.

Статья указывает на специфику обрабатывающей промышленности в контексте экономики любого государства. Материал рассказывает о наиболее перспективных направлениях отрасли. Дает понимание того, какие из факторов способны оказать положительное влияние на экономику развивающегося государства.

Что это такое?

Эта отрасль позиционируется в мире как существенная и значимая экономическая сила. Мощь обрабатывающей промышленности указывает на технологический потенциал.

Рис. 1. Сталеплавильный комбинат.

В державах с развитой экономикой этот сектор давно перестал быть источником масштабного роста занятости и увеличения числа рабочих мест. Но он по-прежнему служит ключом роста производительности, инноваций и мировых торговых отношений.

На долю обрабатывающей промышленности приходится почти 90% частных финансовых вложений, а объем производства обрабатывающей промышленности составляет примерно 70%.

В развивающихся государствах отрасль является основной движущей силой на пути развития. Она выступает своеобразным рычагом перевоплощения бедных стран в значимых участников глобальной экономики.

Виды обрабатывающей промышленности

Важнейшими видами или отраслями обрабатывающей промышленности являются следующие:

  • машиностроение;
  • металлообработка;
  • металлургия;
  • нефтепереработка;
  • химическая промышленность;
  • лесохимическая и деревообрабатывающая промышленность;
  • производство стройматериалов;
  • бумажная промышленность;
  • текстильная промышленность;
  • швейная промышленность;
  • обувная промышленность;
  • пищевая промышленность.

На долю отрасли приходится основная масса производимой продукции в мире.

Почти половина стоимости всей промышленной продукции в мире приходится на машиностроение (40%).

Рис. 2. Машиностроительный завод.

Затем следуют химические и пищевые производства обрабатывающей направленности. Доля этих отраслей от общей численности продукции составляет примерно 15%. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли дают около 9-10% мировой продукции, и лишь 5-7% охватывает металлургия и энергетика.

Рис. 3. Деревообрабатывающее производство.

Обрабатывающая промышленность выступает как своеобразный индикатор индустриального развития любого государства. Обрабатывающее производство тесно взаимодействует с прочими промышленными отраслями. Для большинства стран мира эта отрасль является основным источником развития экономики с позиции экспорта.

Что мы узнали?

Выяснили степень важности обрабатывающей промышленности для экономики и развития любого государства мира. Узнали какой процент промышленной продукции приходится на долю мирового машиностроения. Получили представление о том, какой процент отводится химической и пищевой промышленности в составе обрабатывающей отрасли. Узнали процентное соотношение металлургии и энергетики в составе обрабатывающей индустрии.

Черная металлургия . Отличительная особенность этой отрасли в развитых странах состоит в уменьшении производства и потребления стали. Это объясняется, во-первых , прогрессивным процессом общего сокращения металлоемкости продукции, во-вторых , металлы активно вытесняются пластмассами, в-третьих , часть металлургии как недостаточно чистая, перемещается в страны третьего мира.

В России также пытаются сокращать металлоемкость продукции, но доля неметаллических конструкционных материалов в нашем машиностроении в 10 раз меньше, чем в США. Значительно меньше и доля лома в «передельной» металлургии.

Мировое производство стали, составляет около 800 млн. тонн в год. На развитые страны приходится примерно 80 % этого объема.

Главные производители стали:

1. Россия и страны СНГ (169 млн. тонн);

2. Япония (100 млн. тонн);

4. Германия.

Особое место в металлургическом производстве развитых стран занимают Канада, Австралия, ЮАР. За последние 20 лет их доля в выплавке стали, выросла с 5 % до 10 %. Доля этих стран в добыче железной руды составляет 65%, еще выше их доля в экспорте металлургического сырья.

Наиболее крупные по масштабам производства районы металлургии сформировались в США и Японии.

Особенность потоков импорта железной руды обусловили в западных странах и Японии рост приморской металлургии.

В развивающихся странах, крупнейшим производителем становится Бразилия, которая обогнала по объему производства Францию и Великобританию, а также Южная Корея, Тайвань, Индия. В перспективе – значение черной металлургии в развитых странах будет падать, а в развивающихся – расти. Усилится их специализация на выпуске качественных металлов и сложных видов проката, с передачей массовых сортаментов предприятиям развивающихся стран.

Цветная металлургия . В отрасли производится около 40 млн. тонн различных цветных металлов в год (их около 70). При этом на алюминий, медь, цинк, свинец приходится свыше 96 % этой величины и 3/4 ее стоимости.

Алюминий (производство составляет около 17 млн. тонн в год). Его производство представлено двумя территориально разорванными производственными звеньями. Первое из них – получение глинозема, география которого частично тяготеет к странам, добывающим бокситы. Это Австралия, Гвинея, Ямайка, страны СНГ, Бразилия, США. Второе – более энергоемкое, производство алюминия тяготеет к источникам дешевой электроэнергии. Производители алюминия – США, страны СНГ, Япония, Канада, Германия. За последние 20 лет в 25 раз выросло производство алюминия в развивающихся странах, особенно в Бразилии.

В производстве других цветных металлов большое значение имеет процесс обогащения руды (рафинирование), т.к. руды цветных металлов содержат очень небольшое количество металла (медь от 0,5 до 3 %). Рафинирование требует, как правило, больших затрат электроэнергии, поэтому часть добытой руды вывозится в страны с большими запасами электроэнергии. Крупнейшие производители рафинированной меди являются США, страны СНГ, Япония и Германия.


Для цветной металлургии развитых стран по сравнению с развивающимися странами, характерен ряд специфических черт:

–невысокая степень обеспеченности сырьем;

–большая и быстрорастущая доля вторичного сырья – металлолома;

–более полная структура отрасли; существенное место в ней занимает выплавка редких металлов;

–преобладание в структуре производственного цикла доли верхних и средних стадий, а нижние стадии переносятся в развивающиеся страны.

Машиностроение главная группа отраслей обрабатывающей промышленности мира. На машиностроение приходится 35 % стоимости мирового промышленного производства (в развитых странах – 35 – 40 %, в развивающихся странах – 15 – 20 %).

Доля развитых стран в машиностроении мира колеблется от 90 до 92
процентов. Доля машиностроения в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности в США, Японии и Германии – около 40 %, в малых развитых странах заметно ниже – 20 %. Это обусловлено усеченностью структуры отрасли. Исключение составляют Швеция и Швейцария с их традиционно развитым машиностроением, в большой степени ориентированным на экспорт. Промежуточное положение между крупными и малыми развитыми странами занимают Канада и Испания.

Из развивающихся стран машиностроение развито в большей степени в новых индустриальных странах, таких как Бразилия и Южная Корея.

В мировое машиностроение выделяют:

– общее машиностроение – около 35 – 37%;

– транспортное машиностроение – 33 – 35 %;

– электротехническое машиностроение, включая электронику 30-31 %.

Общее машиностроение – включает в себя станкостроение, производство всех видов инструментов и оборудования, а так же, сельскохозяйственных машин. В настоящее время начинает расти выпуск сельскохозяйственных машин и менее сложного оборудования в развивающихся странах. Развитые страны продолжают специализироваться на особо сложных видах машин.

В станкостроении мира лидируют: Германия – 25 %, Япония – 25 %, США – 11 %, Италия – 9 %, Швейцария – 8 %. На развивающиеся страны приходится всего 6 % от общего объема станкостроения мира.

Транспортное машиностроение. В последнее время, в большинстве развитых стран интенсивно развивается производство автомобилей, судов, самолетов и сокращается производство подвижного состава железнодорожного транспорта, которое перемещается в развивающиеся страны. Локомотивы начали выпускать такие страны, как Индия, Бразилия, Аргентина, Турция, а вагоны – Мексика, Египет, Иран, Таиланд, Чили, Колумбия и др.

В судостроении первое место по производству морских судов у Японии (8,2 млн.т.), на втором месте находится Южная Корея (3,6 млн.т.). Из 20 ведущих производителей судов в мире около 1/3 размещаются в НИС, таких как Южная Корея, Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика. А в Великобритании, Швеции и Италии идет сокращение производства.

В автомобилестроении на первое место вышла Япония (9,9 млн. штук в год), США – 6,5 млн. штук в год, из них грузовых – 3,5 и 3,7, млн. штук. Ведущими производителями легковых автомобилей являются также Германия – 4,6 млн. штук, Франция – 3,2 млн. штук, Италия – 1,8 млн. штук, Испания – 1,6 млн. штук, Великобритания – 1,3 млн. штук, Южная Корея – 1 млн. штук в год.

Особое место в современных условиях занимает автосборка, которая широко распространена по всему миру. Практически половина развивающихся стран имеет автосборочные предприятия, получая комплектующие изделия и запасные части для автомобилей от крупнейших фирм-производителей развитых стран.

В странах СНГ производится 1,3 млн. штук легковых и 0,9 млн. штук грузовых автомобилей. Общей тенденцией является сдвиг производства низкой и средней сложности из развитых стран в развивающиеся страны. Опыт Японии может быть возможной моделью развития машиностроения в дальнейшем. Он заключается в постоянном усложнении машиностроительного производства, достижение в структурном и научно-техническом отношении высокого уровня, с последующей передачей производства низкой и средней сложности развивающимся странам.

Электротехника – в ней быстро развивается электронная индустрия, в которой выпускаются изделия промышленного, научного и военного назначения, ЭВМ, а также производство бытовых электроприборов, производство электроэнергетического и электроустановочного оборудования.

Электронная промышленность – состоит из двух подотраслей: военно-промышленной электроники и бытовой электроники. Первая – развивается в развитых странах, а вторая, требующая большого количества дешевой рабочей силы, – в развивающихся, особенно в НИС Юго-Восточной Азии. В США импорт бытовой техники составляет примерно 15-16 млрд. долларов в год.

Химическая промышленность развивалась в последние 20 лет под давлением энергетического кризиса и влиянием конкуренции химической промышленности нефтедобывающих стран. В Западной Европе, с одной стороны, произошло резкое сокращение ряда производств, прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон, а с другой – резкое усиление концентрации производства, сопровождающееся ликвидацией маломощных и устаревших предприятий. Все это привело к значительному изменению территориально-отраслевой структуры химической промышленности. Перестройка выразилась главным образом в усилении значения наиболее крупных центров нефтехимического производства и других крупнотоннажных баз производства. Наряду с этим продолжалось создание мелких производств наукоемких отраслей, особенно фармацевтики, в районах, хорошо обеспеченных рабочей силой.

В целом, развитые страны специализируются на новейших, наукоемких видах продукции химической отрасли.

Промышленные предприятия

Промышленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.

Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Промышленные предприятия подразделяются на две большие группы отраслей: добывающую и обрабатывающую.

Добывающая промышленность.

К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

Обрабатывающая промышленность.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, местная промышленность, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции, кинопромышленность (киноиндустрия).

Отрасль промышленности - объективно обособившаяся часть промышленности, объединяющая предприятия, производящие однородную, специфическую продукцию, имеющую однотипные технологии и ограниченный круг потребителей.

В ОКОНХ выделялись следующие укрупнённые отрасли промышленности: электроэнергетика, топливная промышленность, чёрная металлургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность, микробиологическая промышленность, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, медицинская промышленность, полиграфическая промышленность и др. промышленные производства.

2. с\х предприятия

Сельскохозяйственные предприятия можно классифицировать по многим основаниям. С точки зрения организационно-производственной формы они подразделяются на три типа: семейные, коллективные и антрепренерские (предпринимательские).

Семейное предприятие управляется преимущественно одной семьей. К данному типу относятся хозяйства колонов Древнего Рима, крестьянские хозяйства прошлых времен, современные семейные фермы.

Коллективные предприятия предполагают совместное владение работниками средствами производства и совместное управление хозяйством. Коллективные общинно-родовые хозяйства были первыми формами ведения хозяйства в истории человечества. Но и сегодня они кое-где сохраняются, хотя в большинстве случаев носят маргинальный характер.

Антрепренерские предприятия - это, как правило, крупные сельскохозяйственные предприятия, собственник которых чаще всего лично не участвует в производстве, но организует управление и привлекает в значительных масштабах наемный труд. К такой форме можно с определенной степенью условности отнести рабовладельческие плантации, феодальные поместья, юнкерские хозяйства.

К антрепренерскому типу можно с некоторой натяжкой отнести также колхозы, совхозы и госхозы, существовавшие в рамках социалистических экономик. В этом случае антрепренером (предпринимателем) выступало государство. Колхозы, по закону являвшиеся кооперативными предприятиями, на деле были собственностью государства.

Придание самостоятельности сельскохозяйственным предприятиям, широкое развитие арендных отношений создают возможности в будущем закупать на договорных началах те виды сельскохозяйственной продукции и в тех объемах, которые необходимы для формирования государственного продовольственного фонда. Дисциплину закупок тесно увязывают с выполнением взаимных договорных обязательств на основе экономической ответственности как производителей продукции, так и ее заготовителей. После выполнения обязательств по договору оставшуюся часть продукции производитель может реализовать по своему выбору.

Предприятия строительства

Организационная структура предприятия строительной организации, фирмы - совокупность отделов и служб, занимающихся созданием и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению заданной программы (бизнес-плана). Современные организационные структуры предприятий в строительстве имеют множество модификаций в зависимости от объемов выполняемых СМР и территориально рассредоточенных объектов строительства. Они классифицируются по следующим признакам:

По характеру договорных отношений (контракту) - генподрядные и субподрядные;

По виду выполняемой работы - общестроительные, выполняющие основные виды общестроительных работ (земляные, бетонные, монтаж конструкций и др.), и специализированные, выполняющие один вид или комплекс однородных работ (отделочные, кровельные, электромонтажные, сантехнические и др.).

Различают также строительные организации, специализированные по видам строительства - промышленного, жилищно-гражданского, транспортного, сельскохозяйственного и др.

По району деятельности они функционируют как тресты-площадки, городского типа, территориальные и федеральные. Тресты-площадки создают для выполнения строительно-монтажных работ на крупных объектах в пределах одной строительной площадки. В их состав входят строительные участки. Строительные организации (предприятия) городского и территориального (регионального) типа выполняют работы в пределах одного города или региона. Федеральные строительные организации (предприятия) являются специализированными и выполняют работы в различных регионах страны.

Организационные структуры трестов также имеют различные модели. Возглавляет трест и отвечает за результаты производственно-хозяйственной деятельности управляющий. В зависимости от объемов работ треста управляющий может иметь, кроме первого заместителя, еще от 1 до 3 заместителей главного инженера. Главный инженер отвечает за проведение технической политики и правильную организацию строительного производства, за внедрение достижений научно-технического прогресса. Заместители управляющего трестом отвечают за материально-техническое снабжение, экономическую работу в тресте и социально-бытовое обеспечение работников. Отделы треста, реализуя соответствующие функции управления, организуют работу по созданию условии для выполнения заданий строительного производства.

Предприятия транспорта

Транспортное предприятие - промышленное предприятие, основной задачей которого является перевозка людей и/или транспортировка грузов. Транспортные предприятия подразделяются на предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки, осуществляющие грузовые перевозки, и смешанные предприятия, осуществляющие как грузовые, так и пассажирские перевозки.


Похожая информация.