Презентация методы преподавания. Методы обучения. Выбор методов обучения зависит

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: Наглядные методы обучения Выполнила: Худилайнен Ксения

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности. К наиболее распространенным методом этой группы относятся: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства.

Наблюдение - это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя. В ходе наблюдения учитель управляет процессом восприятия и мышления школьников, учит приемам наблюдения, развивает наблюдательность у детей, помогает им вести записи наблюдений, производить анализ и синтез накопленных представлений. Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготавливает учащихся к абстрактному мышлению.

Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.

Иллюстрации и демонстрации. Иллюстрации и демонстрации как метод обучения предусматривает, что при помощи натурального предмета или логической схемы, картины, таблицы или демонстрации опыта, ученик яснее различает свойства и признаки изучаемых предметов, устанавливают сущность явлений, убеждаются в достоверности полученных знаний, в объективности изучаемых законов.

Показ иллюстраций, изображающих изучаемые явления т. е. того, что носит характер раздаточного материала, проводится в классе, в то время, как демонстрация опытов, действующих моделей, препаративных растений и животных требует оборудованных кабинетов. Демонстрации и иллюстрации сочетаются с речью учителя. Восприятие любого наглядного образа или предмета слито с абстрактным мышлением. В обучении чрезвычайно важно добиваться правильного сочетания наглядности и слова учителя.

Метод демонстраций и иллюстраций в связи с совершенствованием технических средств, внедрение в учебный процесс телевидения, компьютерной техники других аудиовизуальных средств постоянно развивается и совершенствуется. Так в последнее время в процессе обучения по гуманитарным дисциплинам, с помощью учебного телевидения используется показ-просмотр произведений изобразительного искусства, театральных постановок, исторической хроники и др.

Эффективность метода достигается: 1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску «скрытого», «нового» содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах. 2. Правильным отбором, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока. 3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Определение методов и средств обучения Метод – от греч. «methodos» - путь следования к чему, либо, способ достижения чего-либо Метод- это способ обучающей работы учителя и организации учебно- познавательной деятельности учащихся по решению дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф. Харламов) Метод- это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И.Я. Лернер) Средства обучения – предметы, которые… облегчают учащимся непосредственное и косвенное познание действительности Классификация средств обучения (по характеру воздействия) Визуальные (зрительные) Визуальные (зрительные) Аудиальные (слуховые) Аудиальные (слуховые) Аудивизуальные (зрительно- слуховые) Аудивизуальные (зрительно- слуховые) Частично автоматизирующие процесс обучения Частично автоматизирующие процесс обучения


Рекомендации по выбору метода обучения Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала


Методы обучения (классификация по характеру деятельности) (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Объяснительно-иллюстративный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Частично-поисковый Исследовательский Исследовательский Репродуктивный Репродуктивный Метод проблемного изложения Метод проблемного изложения


Структура объяснительно- иллюстративного метода обучения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Беседа 2.Формулировка фактов 3.Сообщение 4.Объяснение 5.Показ действия Объяснительно- Иллюстративный метод 1.Разъяснить 2. Добиться восприятия 3. Добиться понимания Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности


Структура объяснительно- иллюстративного метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1.Просмотр информации 2.Прочтение информации 3.Прослушивание информации 4. Участие в восприятии информации Уровень познавательной деятельности учащихся – репродуктивный (воспроизведение) 1.Овладеть способом применения по образцу 2.Запомнить материал 3.Понять материал Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности


Структура частично- поискового метода обучения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Эвристическая беседа 2.Самостоятельная работа с элементами исследования 3. Игра Частично-поисковый Метод (информационно- Эвристический) Проблемный подход В сообщении материала Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура частично-поискового метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1. Самостоятельное обобщение по частным вопросам 2. Решение познавательных задач 3. Составление плана самостоятельной работы 4. Участие в эвристической беседе 5. Частичный мыслительный эксперимент Уровень познавательной деятельности – частично- поисковый (понимание и перенос) 1. Стремление к выявлению смысла изучаемого материала 2. Познание связей между явлениями 3. Овладение способами применения знаний в измененных условиях Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура исследовательского метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя 1. Сопоставление с новыми фактами 2. Консультации 3. Анализ 4. Оценка 5. Эксперимент 7. Управление исследовательской деятельностью 1.Минимум информационных функций 2. Максимум управленческой деятельности Исследовательский метод обучения Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности


Структура исследовательского метода обучения Приемы учения Потребности ученика 1. Осознание учебной проблемы 2. Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задач 3. Соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением 4. Обобщение по Проблеме в целом Уровень познавательной деятельности – исследовательский (перенос) 1. Стремление применить знания в новой ситуации 2. Потребности в процессе самостоятельной работы разрешить учебную проблему Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности


Структура репродуктивного метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя 1. Устный опрос ранее изученной информации 2. Предложение учащимся упражнений, направленных на закрепление и рассмотренного материала 3. Игра Репродуктивный метод 1. Подбор упражнений на запоминание информации 2. Умение учащихся перевести в разряд навыка Цель урока: усвоение готовых знаний


Структура репродуктивного метода обучения Приемы ученияПотребности ученика 1. Решение заданий по образцу 2. Повторение информации Уровень познавательной деятельности учащихся – репродуктивный (воспроизведение) 1. Многократное воспроизведение знаний 2. Запоминание информации, необходимой для решения упражнений Цель урока: усвоение готовых знаний


Структура метода проблемного изложения Приемы преподаванияЗадачи учителя 1.Постановка проблемы 2.Создание проблемной ситуации 3.Разрешение проблемной ситуации 4.Анализ полученного решения Метод проблемного изложения Организация адекватных действий учеников Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Структура метода проблемного изложения Приемы ученияПотребности ученика 1.Выполнение логических операций 2.Воспроизведение знаний и способов деятельности 3.Рассказ 4.Осмысление учебного материала 5.Составление плана 6.Восприятие информации Уровень Познавательной Деятельности – Частично-поисковый (понимание) 1.Сравнивать 2.Анализировать 3.Выделять главное Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности


Алгоритм анализа методов обучения Определить, соответствие методов обучения триединой цели урока Определить, соответствие методов обучения триединой цели урока Выяснить соответствие метода преподавания и метода учения Выяснить соответствие метода преподавания и метода учения Определить действенность связи методов преподавания и методов учения во взаимодействии Определить действенность связи методов преподавания и методов учения во взаимодействии Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения Оценить соответствие форм организации познавательной деятельности учащихся методам обучения Определить соответствие методов обучения реальным возможностям учеников данного класса Определить соответствие методов обучения реальным возможностям учеников данного класса Проанализировать воспитательное и развивающее воздействие Проанализировать воспитательное и развивающее воздействие Оценить систему методов обучения в их взаимосвязи и взаимодействии Оценить систему методов обучения в их взаимосвязи и взаимодействии Определить вклад каждого метода в отдельности в формирование понятий, диалектического мировоззрения осознания закономерностей между явлениями Определить вклад каждого метода в отдельности в формирование понятий, диалектического мировоззрения осознания закономерностей между явлениями Установить результативность методов обучения через анализ полученных знаний учащихся Установить результативность методов обучения через анализ полученных знаний учащихся




Итоги опроса по посещенным урокам Ильющиц Светланы Николаевны Методы обучения соответствовали Методы обучения соответствовали триединой цели урока триединой цели урока методам учения методам учения содержанию учебного материала содержанию учебного материала формам познавательной деятельности учащихся формам познавательной деятельности учащихся реальным возможностям учеников реальным возможностям учеников


Итоги опроса по посещенным урокам Ильющиц Светланы Николаевны Осуществлялось: Воспитательное и развивающее действие методов обучения Воспитательное и развивающее действие методов обученияПроявлялась: Связь методов и средств обучения Связь методов и средств обученияПреобладали: Объяснительно-иллюстративный Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый Частично-поисковый



Номинация " Современные методы и приемы обучения обучающихся и воспитанников".

Тема работы: "Методы обучения на уроках в начальной школе".

Методы обучения на уроках в начальной школе.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Д.Пойа

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации - введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.
Исходя из степени активности учащихся в учебном процессе, методы обучения условно разделяют на два класса: традиционные и активные. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении учащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы.
Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.
Цель использования активных методов обучения учителем - создание у учащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике позволяет учащимся значительно повысить результативность в изучении школьных предметов и развивает способности к обработке информации (классификация, обобщение, сходство и различие и т.д.).
Китайская пословица гласит: «Скажите мне - я забуду, покажите мне - я запомню, вовлеките меня - я пойму».

Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

10% того, что читает;

20% того, что слышит;

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;

80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;

90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Эти данные подтверждают утверждения многих педагогов и психологов о необходимости использования активных методов обучения для достижения результативности и мотивации учащихся, как сказал Н. А. Умов:
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.»

Таким образом, мы видим, что активные методы обучения расширяют творческую составляющую урока, способствуют активной работе на уроке каждого ученика,

всецело вовлекая его в процесс изучения нового материала, позволяют учащемуся

сформировать свою точку зрения и получить реальный опыт применения полученных знаний.
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский) . Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский.

Требования к методам обучения:

научность методов

доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников

результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников

необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Выбор методов обучения зависит:

От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.

От времени, отведенного на изучение того или иного материала.

От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.

От уровня подготовленности учащихся.

От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.

От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. Создается доброжелательная атмосфера. Формируется высокий уровень мотивации. Придаётся большое значение способам учебной работы. Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

На уроках работают все и работает каждый. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Ученик - активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.

Учитель - консультант, наставник, партнер.

Задача учителя - определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Особенности современных методов обучения:

Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления.

Метод должен обязательно соответствовать цели урока.

Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Каждый метод имеет своё предметное содержание.

Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Опираясь на современные достижения педагогики, психологии и методики, я исхожу из следующих положений:

Потребность в познании принадлежит к числу важнейших человеческих потребностей.

Интерес к знаниям как глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения пробуждает творческое мышление, создает благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности.

Ведущими принципами, позволяющими реализовать поставленные задачи, становятся: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип развития творческих способностей учащихся; принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности; принцип гуманизации начального образования.

Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов. Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю.

Умения: демонстрирую детям свое полное к ним доверие; организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога; не нарушаю единство логической структуры урока; исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению; стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность.

Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. Наиболее продуктивными считаю:

Игровые формы;

Организация групповой, парной и индивидуальной работы;

Организация самостоятельной деятельности учащихся;

Создание конкретных ситуаций, их анализ;

Постановка вопросов, активизирующих диалог.

Проблемное обучение.

Считаю, что в своей работе надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.

Игра

С. Френе сказал: «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям ».

Дидактические игры - вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.

Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.

Пары и группы

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.

Проблемные методы.

Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию.

Проблемные методы способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

Проблемные задания -задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Метод проектов

Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира и литературного чтения. Например, «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии".

Метод дискуссии

Где человек творец - там он субъект. Потребность в общении - это первое проявление деятельности субъекта.

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего

школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в

учебный процесс. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.
Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:

развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

усилить мотивацию учения;

сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Методы подведения итогов

Данный метод позволяет эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Например, "Ромашка"... Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

Методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду. Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. В своей работе использую «Физминутки для глаз».

«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» .

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Литература:

Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. - 2010.

Методы в педагогике. План лекции.1.
2.
3.
Введение: сообщение плана
Основная часть (6 разделов)
Заключение: выводы по
каждому из разделов.

Методы в педагогике. План основной части

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Понятие педагогического метода.
Традиционная модель: Метод как система
средств
Общее понятие о педагогической
технологии
Инновационная модель метода
Параметры времени в системе метода
Традиционные методы высшей школы

1. Понятие педагогического метода.

Определение понятия
Отличие от близких категорий –
средство, инструмент, прием
Метод как система: общее
определение.
Метод как элемент системы
педагогического взаимодействия

Метод (от греч. metodos)

способ познания, средство решения
познавательных задач
Способ, инструмент исследования
явлений природы и общественной
жизни,
прием, способ или образ действия;
путь продвижения к истине

Определение: методы обучения

- это способы взаимосвязанной
деятельности учителя и учеников,
направленные на решение комплекса
задач учебного процесса

Определение: методы обучения

совокупность путей и способов
достижения целей, решения задач
образования

Определение: методы обучения

способ упорядоченной деятельности
субъекта и объекта учебного
процесса, направленный на
достижение поставленных целей
обучения, развития, воспитания.

СИСТЕМНОСТЬ МЕТОДА

метод обучения - это опробованная и
систематически функционирующая
структура деятельности учителей и
учащихся, сознательно реализуемая с
целью осуществления
запрограммированных изменений в
личности учащихся

2. Традиционная модель: Метод как система средств

словесные
методы
методы работы с книгой
наглядные методы
практические методы
методы контроля

словесные методы

рассказ, описание
объяснение, доказательство
беседа
лекция
вводная (организующая);
сообщения новых знаний;
закрепляющая;
контрольно-коррекционная;

МЕТОДЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ

методы работы с
различными типами
литературы
методы формирования
различных способов работы с
литературой

Типы учебной литературы

Учебники
Первоисточники
Историография
Справочники
Словари
Обзоры
Реферативные сборники
Научные труды

СПОСОБЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ

чтение, пересказ, цитирование
конспектирование, выписки
анализ, реферирование
сбор материала по теме
определение концепции, проблемы
сопоставление, постановка вопросов,
формулирование тезисов….

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
ДЕМОНСТРАЦИЯ
ЭКСКУРСИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МЕТОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Упражнение (выполнение учебных
заданий)
Лабораторные (моделирование
исследовательской деятельности)
Практической работы (моделирование
продуктивной практики)
Игровые

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
ОБУЧАЮЩИЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ(САМООЦЕНКА)
ПОБУЖДАЮЩИЕ
СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ
ОРГАНИЗУЮЩИЕ
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

3. Общее понятие о педагогической технологии

программирование
учебных
действий от результата
(целевое)
контроль результатов
(система тестов)

Алгоритм педагогической технологии:

Формулировка набора правил
Заучивание правил
Предъявление набора типических ситуаций
применения правил
Получение опыта действия в типических
ситуациях по правилам
Тренировка
Контроль

4. Инновационная модель метода: Метод в системе педагогического взаимодействия

общая логика инновационных
методов: ориентация на развитие
личности
графическое представление модели
анализ внешних элементов метода
характеристика внутренних
элементов метода

личностно-коммуникативные и событийнодеятельностные (как возможность актуализации диалога с
источниками субъективной реальности).

Презентация по слайдам

Текст слайда: Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци

Текст слайда: Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Подготовила Бортникова Г.В.

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Слайд №10

Текст слайда: Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция – систематическое изложение материала. Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Дискуссия – обсуждение проблемы.

Слайд №11

Текст слайда: Иллюстрация - показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д. Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д.

Слайд №12

Текст слайда: Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.

Слайд №13

Текст слайда:

Слайд №14

Текст слайда:

Слайд №15

Текст слайда:

Слайд №16

Текст слайда:

Слайд №17

Текст слайда:

Слайд №18

Текст слайда:

Слайд №19

Текст слайда: Метод дидактических игр. Сущность – моделирование и имитация. Обучение по алгоритму.

Слайд №20

Текст слайда:

Слайд №21

Текст слайда: Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения

Слайд №22

Текст слайда: Узнавание термина Определение понятия Раскрытие объема и содержания понятия Установление связей данного понятия с другим Практическая интерпретация понятия

Слайд №23

Текст слайда: Положительные эмоции по отношению к деятельности. Наличие познавательной стороны этой эмоции. Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Слайд №24

Текст слайда: Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций Учебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора. Создание ситуации успеха в учении путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности

Слайд №25

Текст слайда:

Слайд №26

Текст слайда: Соответствие методов принципам обучения. Соответствие целям и задачам обучения. Соответствие содержанию данной темы. Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. Соответствие возможностям самих преподавателей

Слайд №27

Текст слайда: Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.

Слайд №28

Текст слайда: 1. По источнику знаний Словесные Наглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский 3. Активные и интенсивные методы Метод дидактических игр Обучение по алгоритму 4. Методы науки в качестве учебных методов Мозговая атака Внеконтекстные операции с понятиями