Презентация на тему "обследование связной речи". Логопедическое обследование устной речи дошкольника Серия V – Исследование сформированности связной речи

Уровни становления понимания речи

у детей с речевым недоразвитием

Нулевой : ребенок с сохранным слухом не воспри­нимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

Ситуативный уровень развития понимания речи: понимает просьбы, связанные с обиходным предмет­ным миром. Знает имена близких и названия своих иг­рушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изобра­жений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных кар­тинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т. п.). Совершенно не понимает вопросов кос­венных падежей (чем? кому? с кем? и т. п.).

Предикативный уровень развития понимания речи: знает много названий действий, легко ориентиру­ется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объ­ектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предло­гов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

Расчлененный уровень: различает изменения зна­чений, вносимых отдельными частями слова (стол - столы, улетел - прилетел).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МКДОЦ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши Обследование пассивного словаря у детей дошкольного возраста учитель – логопед I КК Андреева Наталья С ергеевна

Покажи машину

Покажи, где девочка идёт

Чем кушает мальчик? Что он кушает? С чем кушает мальчик кашу? На чём сидит мальчик? Мальчик сидит за столом

Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы?

Покажи, где нарисован большой медведь

Какая рыбка больше?

Спасибо за внимание!

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка) .

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па - ба, на - га, ба - на, га - да, та - да, ка - га, та - на, ва - та, мя - ма, ба - ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка - мышка, уточка - удочка, корка - горка, бочка - почка, трава - дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак - лак, суп - зуб, чашки - шашки, вечер - ветер, глаза - гроза, коза - коса, чеснок - щенок, миска - мишка, малина - Марина, цветик - Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 - 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка - чашки, гриб - грибы, мяч - мячи.
  • дифференциация предложно - падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.



6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные . Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет - игрушки, посуда, животные; с 5 лет - те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы . Что делает? (по картинкам)

(Птица - летает, рыба - плавает, змея - ползает, лягушка - прыгает, самолет - летает, лодка - плывет, машина - едет, собака - лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные .
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж - какой?, солнце - какое?, конфета - какая? носки - какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

в именительном падеже единственного и множественного числа . Игра «Один - много» (по картинкам).

Картинки: стол - столы, шар - шары, мяч - мячи, рука - руки, кукла - куклы, дерево - деревья, лев - львы, стул - стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога .
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Cлайд 1

Cлайд 2

Системная организация речевой деятельности Речь – специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции. Выделяют коммуникативную, регулирующую и программирующую функции речи. Работами А.Р. Лурия было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности, характер нарушений зависит от пораженной структуры мозга. Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и её воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей в левом полушарии.

Cлайд 3

За понимание смысла слов и целостного речевого высказывания (семантический анализ) отвечают глубокие отделы левой височной доли, ответственной за слухоречевую память, и заднеассоциативных областей, где элементы речевой структуры интегрируются в смысловую схему. С лобными отделами связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний. Различные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают и различают элементарные коды слов – фонемы, без чего невозможно понимание точного значения слов.

Cлайд 4

Называние предметов и устная речь Реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован цент Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Для называния предмета требуется перекодировка зрительного образа в его звуковой эквивалент.

Cлайд 5

Называние предмета связано с теменно-затылочными отделами мозга. Важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова. Необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющую всей активирующей системой мозга, а также речевой инициативой.

Cлайд 6

Ритм речи и интонация Дополнительная моторная область, расположенная кпереди от центральной (Роландовой) борозды, как часть лобных долей, отвечает за ритм речи и интонации, грамматический порядок слов, использование союзов, местоимений с глаголами как в произносимой, так и в слышимой речи. Лимбическая система (круг Папеца) связана с голосовыми реакциями, вносит в звучащую речь эмоциональный компонент.

Cлайд 7

Правое полушарие отвечает за нелингвистические компоненты речи – интонацию, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональную окраску. За зрительно-пространственный анализ вербального материала. За взаимодействие лобной и затылочной области, вовлечение зрительной проекционной зоны, связанное со зрительным предъявлением букв.

Cлайд 8

Возрастные этапы развития речи С момента рождения ребенок воспринимает фонемы (тоны, звуковые щелчки). Первые звуки, издаваемые ребенком, – гуление – не несут языковой специфичности. На первом году жизни лепет различен у детей, развивающихся в разной языковой среде На основе формирования сенсорных систем, особенно зрительной, формируется назывательная (номинативная) функция речи – ребенок ассоциирует предметы и их названия.

Cлайд 9

Развитие функции речи Для развития коммуникативной функции речи важнейшее значение имеет речевой контакт Высшие отделы мозга отвечают за произвольную регуляцию деятельности, формирование регулирующей и программирующей функции речи. Целостная вербальная деятельность, абстрактно-логические и графические формы (чтение и письмо) развиваются длительно, весь период обучения в школе

Cлайд 10

Системный анализ речевых расстройств Избирательные нарушения речевой функциональной системы развиваются в связи с органическими поражениями мозга очагового характера на почве травм, воспалительных и сосудистых заболеваний и др. и всегда сопровождаются функциональными нейродинамическими расстройствами в прилежащих или даже достаточно отдаленных от очага поражения структурах. Функциональные нарушения речи связаны с патологическими изменениями в протекании основных нервных процессов (возбуждения и торможения) и особенно с нарушениями их подвижности.

Cлайд 11

В некоторых случаях эти расстройства являются следствием временного торможения отдельных звеньев речевой функциональной системы и легко фиксируются как неправильные речевые навыки. В других случаях речевые расстройства могут целиком определяться только функциональными нарушениями, примером чего могут служить многие случаи заикания, ускоренного темпа речи, неправильного звукопроизношения, нарушений голоса.

Cлайд 12

Заикание – нарушение речи, при котором плавное её течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой в их произношении вследствие клонических (тики) или тонических (повышение тонуса) судорог речевых мышц. Для плавного произношения фраз нужна четкая координация управления дыханием, звукопроизношением и артикуляцией Эта координация осуществляется на уровне ствола мозга

Cлайд 13

Возрастные особенности дыхания Дыхание у детей частое и поверхностное. Дыхательный объем и ЖЕЛ дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека, а в младшем школьном возрасте в 2 раза меньше. Частота дыхания у детей повышена. При умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении tºтела ЧДД чрезвычайно легко нарастает. МОД на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста постепенно растет. Этот показатель за счет высокой частоты дыхания у детей не отстает от взрослых величин.

Cлайд 14

У подростков (средний, старший школьный возраст) С возрастом экономизируются дыхательные реакции на нагрузку. Возрастает дыхательный объем, глубина дыхания и снижается ЧДД. ЧДД в 12 лет 19-23 в мин, 14 лет – 16-20 в мин МОД в 10 лет 4 л/мин, в 14 лет 5 л/мин Дыхательные функции затрудняются в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание. Наблюдается неритмичность дыхания, не завершен процесс расширения воздухоносных путей.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Восприятие артикулем Цель: Определить восприятие артикуляционной формы и владение артикуляционными укладами. Методика: Ребенку предлагают внимательно смотреть как взрослый, четко артикулируя, поёт гласные первого ряда (А, О, У, Ы, Э), затем, беззвучно артикулируя, предлагает угадать – какой звук он «поёт». Оценка: 5 звуков - 10б За каждый неправильно угаданный звук - минус 1 б, за каждый нечетко артикулируемый звук - минус 1 б

Cлайд 19

Слуховое восприятие. Игра «Что поёт?» Цель: Определить уровень слухового восприятия Методика: Взрослый простит ребенка внимательно послушать, как «поют» предметы, и стучит по каждому них палочкой. Затем ребенку предлагается отвернуться и по стуку угадать – какой предмет «поёт» Материал: 5 предметов разного качества (стеклянный, деревянный, металлический, пластиковый, бумажный), металлическая палочка. Оценка: За каждый угаданный предмет ставим «+». Безречевые и малоконтактные дети могут только показывать предмет. Для детей старше 5 лет возможно усложнение, когда берутся близкие по звучанию предметы.

Cлайд 20

Зрительно-пространственное восприятие Цель: Определить способность ребенка ориентироваться в пространстве, выявить понимание предлогов Методика: Взрослый предлагает ребенку разложить игрушки (или карточки): на стул, под стул, справа от стула, слева от стула, перед стулом, позади стула. Затем ребенку предлагается собрать игрушки, при этом он должен сказать, где взял каждую из них. Для 3-х лет: на, под, рядом, около, за, в. Для 4-х лет и старше: на, под, слева, справа, перед, позади. Материал: Стул, игрушки или карточки. Оценка: Все предметы правильно разложил и правильно сказал, где они лежат – 12 б(6баллов – за то как разложил, 6 баллов – за правильное употребление предложно-падежных конструкций). За каждый неверный ответ – минус 1б.

Cлайд 21

Слуховое внимание Цель: Определить уровень слухового внимания Методика: Взрослый предлагает ребенку игру: «Поймай кота»: «Я буду называть слова, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слово «кот». Ряд слов, среди которых есть контрольное слово «кот» и провокационное слово «кит», «кошка», произносится в едином темпе, с одной интонацией. Предлагаемые наборы слов: - слон, собака, кот, платье, кит, лес, туча, кошка, заяц, кот, зонт, нога, кот, ветер, кошка; - стул, нос, кот, окно, кит, бок, лиса, кошка, лампа, кот, рама, шапка, кот, шуба, кошка. Оценка: В результате учитывается число правильно «пойманных» котов+3б и ошибочно «пойманных» провокационных слов – минус 3б.

Cлайд 22

Зрительная память Цель: Исследование уровня зрительной памяти, словаря, обобщения, звукопроизношения и др. Методика: Ребенку предъявляются картинки по числу лет ребенка. Затем взрослый убирает их и просит ребенка назвать запомнившиеся. Материал: Наборы карточек с предметными изображениями - 30 штук:- транспорт (самолёт, пароход, легковая машина, поезд, троллейбус);- одежда (платье, шуба, юбка, пиджак, брюки);- игрушки (юла, пирамидка, кукла, лошадка, шарик);- мебель (кресло, шкаф, стол, диван, стул);- животные (заяц, конь, ежик, белка, собака). Оценка: Оценивается каждая собранная группа. 3б – ребенок выделяет группу по существенному признаку и называет её. 2б – ребенок выделяет группу по существенному признаку, но не называет её. 1б – ребенок выделяем группу по несущественному признаку. 0 б – не выполняет задание. Максимальное количество –15 баллов.

Cлайд 23

«Последовательные картинки» Цель: Определить уровень развития анализа, элементов логического мышления и умения составлять рассказ по картинкам. Методика: Ребенку предъявляется серия картинок соответственно возрасту. Формулируется задание: «Все картинки связаны между собой. Разложи их так, чтобы было видно, где начало, а где конец. Придумай по ним рассказ. Материал: Наборы картинок, подобранных по сюжету. 4 года – 3 картинки, 4-5 лет – 4 картинки, 5-6 лет – 4 картинки, 6-7 лет – 5 картинок. Оценка: За каждую правильно расположенную картинку +1б.За правильно подобранные слова для описания картинки + 1б.Составляет простые предложения +1б.Составляет связный рассказ +1б.Отказ – 0 баллов.

Cлайд 24

Исследование мелкой моторики рук. Цель: Определить уровень развития мелкой моторики, слухового внимания. Методика: Взрослый читает ребенку стишок, сопровождая его движениями рук, и просит повторить его:«У зайчихи (поднимаем «ушки» - правую руку вверх от локтя, указательный и средний пальцы подняты, остальные в поджаты) зайчонок (поднимаем «ушки» - левую руку вверх от локтя, указательный и средний пальцы подняты, остальные в поджаты). У козы (поднимаем «рожки» - правую вверх от локтя, указательный палец и мизинец подняты, остальные – поджаты) козленок (поднимаем «рожки» - левую вверх от локтя, указательный палец и мизинец подняты, остальные – поджаты)». Допустим повторный показ. Оценка: Максимальная оценка – 5 б. Возможные ошибки – минус 1б за каждую: ребенок выполняет задание со зрительным контролем; ребенок помогает другой рукой; ребенок не помогает руками, но движения не точны, плохо запомнил; наличие синхронности движений (делает движения одновременно двумя руками); допускает неправильное произношение («У козлихи козленок», «У зайчихи зайчик»).

Cлайд 25

Выявление словаря существительных Цель: Выявить уровень развития активного и пассивного бытового словаря, понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов, наличие расширения понятий. Методика: Ребенку предъявляются наборы карточек с изображением: - двух одинаковых по функции, но разных по величине предметов; - двух одинаково называемых, но разнофункциональных предметов; - предметов, которые обозначаются словами, редко встречающимися в словаре ребенка; - предметов, позволяющих назвать их составляющие; - двух разных предметов, выполняющих одинаковую функцию. Для проверки активного словаря ребенка просят назвать изображенные предметы. В случае больших затруднений проверяется пассивный словарь. Для этого взрослый называет предметы не по парам, а в произвольном порядке и просит показать картинки с их изображением. На ошибках внимание ребенка не фиксируется.

Cлайд 26

Выявление словаря существительных (продолжение) Примерные наборы: 1. Подушка – подушечка; Обеденный стол – письменный стол; Скамейка, носик чайника; Диван – кресло; 2. Стул – стульчик; Посудный шкаф – книжный шкаф; Наволочка, сиденье стула; Стакан – чашка Оценка: Возможные ошибки: - непонимание значения уменьшительно-ласкательного суффикса; - непонимание значения прилагательного; малый объем словаря; - наличие расширения понятий. За каждую ошибку - минус 1б. При отказе +0 баллов.

Cлайд 27

Словарь глаголов Цель: Выявить уровень развития активного и пассивного бытового словаря глаголов, понимание слов, обозначающих действие. Методика: 1 Вариант: Ребенку предлагают сказать, «Что умеет делать мама? (5-10 слов) или «Что умеешь делать ты?» При затруднениях возможны 2 наводящих вопроса (А вечером? В выходные дни? На прогулке?) 2 Вариант: При затруднениях и у малоконтактных детей. Используются картинки, на которых изображены действия, предлагается назвать эти действия. 3Вариант: Картинки с изображением предметов; 4 Вариант: Картинки с изображением действий; Оценка: За каждое правильное слово +1б.

Cлайд 28

Словообразование Цель: Выявление навыка словообразования на примере прилагательных. Методика: Ребенку предлагается сказать – какой сок получается из данного фрукта или овоща. В случае затруднения взрослый предлагает образец: виноград – виноградный. Усложнение – какой сок получается из двух фруктов или овощей, образец: яблочно-виноградный. Материал: Картинки с изображением фруктов и овощей или их муляжи (яблоко, апельсин, груша, чеснок, свекла, морковь, огурец. Оценка: Если ребенок справляется с заданием самостоятельно +1б, за каждую ошибку – минус 1 б. Артикуляционная моторика I уровень Артикуляционные уклады стерты. Гласные звучат как «средний» гласный. II уровень - Четко различаемые артикулемы ребенок воспроизводит по образцу. III уровень - Ребенок воспроизводит все артикуляционные уклады, но путает близкие артикулемы. IV уровень - Затруднения при выполнении упражнений на смену артикуляционных укладов. Зрительно-пространственное восприятие I уровень Не помнит значения предлогов, не выполняет или ошибочно выполняет словесные инструкции. II уровень Знает 1-2 предлога, остальные путает. III уровень Путает более сложные предлоги (слева от, справа от, между). IV уровень - Путается при наличии 2-х предлогов (встань перед тем-то, позади того-то)

Cлайд 33

Зрительное внимание Игры «Делай как я», «Если нравится тебе, то делай так» 1 этап - работа над крупной моторикой 2 этап - работа над артикуляционной моторикой I уровень Ребенок не выполняет II уровень Ребенок опаздывает при смене движения (иногда помогают только звуковые сигналы – хлопки, щелчки) III уровень 1. Упражнения для крупной моторики в основном получаются 2. Артикуляционные уклады ребенок дифференцирует с ошибками IV уровень 1. Крупная моторика – близко к норме 2. В артикуляционных укладах делает ошибки при дифференцировке артикуляторно близких звуков Слуховая память I уровень - Ребенок не знает стихов. Двустрочное стихотворение ребенок повторяет после 3-5 предъявлений. II уровень - Ребенок досказывает стихотворение после 2-3 повторений. III уровень - Ребенок повторяет, но выпадают некоторые слова. IV уровень - Запоминает быстро, но могут быть незначительные ошибки, в том числе грамматического характера.

Слайд 2

Составление фраз по картинкам с изображением простых действий. При показе каждой картинки задается вопрос-инструкция: скажи, что здесь нарисовано?Если фразовый ответ отсутствует,задается второй вопрос: что делает? Оценка. 5б.-если фраза грамматически правильно построена,адекватна по смыслу содержания картинки, полно и точно отображает ее содержание. 4б.-адекватная по смыслу фраза недостаточно информативна; отмечаются ошибки в употреблении словоформ;нарушена связь слов в предложении; нарушен нормативный порядок слов; длинная пауза с поиском нужного слова. 3б.-сочетание указанных выше недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы. 2б.-адекватная фраза-высказывание составлено с помощью дополнительного вопроса; не все варианты задания выполнены. 1б.-отсутствует адекватный фразовый ответ с помощью дополнительного вопроса; составление фразы подменяется перечислением изображенных предметов.

Слайд 3

Слайд 4

Составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам. Ребенок называет картинки,затем составляет предложение так, чтобы в нем говорилось о всех 3-х предметах.Если ребенок составляет предложение с учетом только 1-2 картинок, задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Оценка. 5б.-фраза составлена с учетом содержания всех картинок, представляет собой достаточно информативное высказывание,адекватное по смыслу. 4б.-имеются отдельные недочеты. Сама фраза адекватна по смыслу и соответствует вероятной предметной ситуации. 3б.-фраза составлена на основе содержания только 2-х картинок, при помощи ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание. 2б.-ребенок не смог составить фразу с использованием 3-х картинок, несмотря на оказанную помощь.Есть ошибки в языковом оформлении высказывания. 1б.-ребенок правильно назвал предметы, но не составил фразу.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Пересказ. Текст прочитывается дважды. Перед повторным прочтением дается установка на пересказ.Перед составлением пересказа необходимо задать 3-4 вопроса по содержанию текста. Оценка. 4б.-Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При переск5азе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. 3б.-Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы);полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. 2б.-Используются повторные наводящие вопросы).Связность значительна нарушена.Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения.Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств 1б.-Пересказ составлен по наводящим вопросам. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия.

Слайд 12

Бабочка. Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка. Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок.Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

Слайд 13

Рассказ по серии сюжетных картинок. Ребенок должен разложить картинки в нужной последовательности. Оценка. 4б.-Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии тс грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). 3б.-Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку; достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом ненарушающие смыслового соответствия рассказа). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построение фраз. 2б.-Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов.Резко нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. 1б.-Рассказ составлен с припме6нением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку/конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

Слайд 14

Слайд 15

Рассказ из личного опыта. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему. Дается план из нескольких вопросов-заданий. Оценка. 4б.-Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. 3б.-Рассказ составлен в соответствии свопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построение фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.) 2б.-Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет собой простое перечисление предметов и информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность высказывания. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. 1б.-В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий (без детализации);отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Слайд 16

Слайд 17

Рассказ-описание. Ребенок должен уметь описывать свои игрушки, предметы,графические изображения, основываясь на их зрительном восприятии. Оценка. 4б.-В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначения. Соблюдается логическая последовательность в описании признаков предметов, смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа. Используются различные средства словесной характеристики предмета. 3б.-Рассказ-описание достаточно информативен,отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечается единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков предметов, смысловая незавершенность одной-двух микротем,отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказывания. 2б.-Рассказ составлен по наводящим вопросам, недостаточно информативен – в нем не6отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечается: незавуершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. 1б.-Рассказ составлен с помощью повыторн6ых наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств, признаков. Не отмечается логически обусловленной последовательности: простое перечисление отдельных признаков и детали предмета носит неупорядоченный характер. Выявляются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Слайд 18

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. Ребенку показывается картинка с изображением кульминационного момента сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается незавершенный рассказ и предлагается придумать его продолжение. Оценка. 4б.-Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу),доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. 3б.-Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности,пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования. Существуют некоторые языковые трудности в реализации замысла. 2б.-Рассказ составлен при использовании повторных наводящих вопросов. Отмечается отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения. Связность изложения нарушена. 1б.-Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

Слайд 19

У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти. Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:- Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее. Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!»; - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его.

Слайд 20

Составление рассказа на заданную тему. Ребенку предлагаются картинки с изображением нескольких предметов. Предварительно составляется экспозиция рассказа с опорой на картинки.

Слайд 21

Посмотреть все слайды

Светлана Паньшина
Презентация «Обследование грамматического строя речи»

Дорогие, уважаемые логопеды! Если при обследовании речи ребёнка вы пользуетесь альбомами с наглядным материалом по О. Б. Иншаковой, то можете воспользоваться моими презентациями . Они соответствуют альбомам, но облегчают работу, т. к. отсутствуют бумажные носители, которые загружают стол.

"Обследование грамматического строя речи ".

Понимание обращённой речи :

Задание 1. Выполнение инструкции из одного задания.

Закрой книгу

Достань ручку

Выполнение инструкции из двух заданий.

Достань ручку и положи её на тетрадь

Положи линейку на тетрадь.

Задание 2. Понимание предлогов. Покажи где : кот идёт к дому;

кот в доме; кот перед домом; кот за домом; кот на крыше; кот вылезает из трубы; кот под крыльцом.

Задание 3. Понимание предложений с причинно – следственной связью.

Петя ударил Васю.

Кому было больно?

Я пошел в кино, после того как сделал уроки.

Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля.

Что было раньше?

Понимание изменения числа существительных в предложении.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы.

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности Одной из важнейших проблем в логопедии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Хорошая.

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников «Консультация для родителей» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Консультация для родителей. Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный.

Развитие грамматического строя речи является одной из важнейших задач в работе логопеда. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника помогает.

Игры на развитие грамматического строя речи Задание №1. Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня Зина Рая Сима Серёжа Миша Костя Дима Наташа.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи - сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.