Проекты по творчеству. Самые интересные темы для проекта. Проектирование в школе. Поиск лучшей идеи

российская федерация

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

Администрация муниципального образования

ГОРОД МЕГИОН

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная ШКОЛА»

Педагогический проект

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

КАК СРЕДСТВО ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

преподаватель высшей квалификационной категории

МБОУ ДО «ДХШ»

Ульбаева Гайша Валиулловна

Мегион - 2012

1. Краткая аннотация проекта.

Мы все пришли на Землю с определенной миссией. И чтобы понять, для чего мы сюда пришли, нужно внимательно вглядеться в свое собственное детство, такое далекое и близкое.

П.И. Анофриков.

Целью современного художественного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у него активной, творческой жизненной позиции. На протяжении последних лет система дополнительного образования детей преодолела этапы эволюционного перехода в новое качественное состояние, становления государственной системы, модернизации этой системы в целях решения основных задач российского образования - доступности, качества, эффективности. В 2011 году благодаря усилиям всего культурного сообщества и активным действиям Министерства культуры Российской Федерации (Федеральный закон РФ от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"), школам искусств (детским художественным школам) наконец-то определили статус, достойных им миссии, - предпрофессиональное образование. Предпрофессиональное – значит, обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства. Исходя из этого современное художественное образование сегодня должно готовить учащихся к быстро изменяющимся условиям жизни, полноценной самореализации в будущей учебной и профессиональной и трудовой деятельности. Важным условием этого является овладение умением самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Эти умения приобретают особую значимость для подготовки молодого поколения к жизни в 21 веке – веке информационных технологий. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей учащегося, возможностях его саморазвития, формировании системного мышления, готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, утверждения ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая ее социально-культурную и творческую стороны .

На дворе двадцать первый век. Технический процесс мчит нас неведомо куда с головокружительной скоростью. Новые технические средства появляются, чуть ли не каждый день. И, естественно, арсенал средств качественного образования развития ребенка тоже возрос. Мультипликация это перспективнейшее направление педагогики, может не совсем новое, но ставшее в наше время гораздо более доступным. Ведь компьютер есть почти в каждом доме.

С каждым годом большое практическое значение приобретают анимационные технологии. За небольшой период времени в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, созданы и успешно функционируют студии мультипликации.

С 2009 года перечень предметов рабочего учебного плана МБОУ ДОД «Детской художественной школы» отделения «Раннее эстетическое образование детей дошкольного возраста» (от 4-х до 6,5 лет) включен предмет «Основы анимации». Преподавателями и учащимися отделения на уроках выполняются анимационные этюды (работы) «Колобок и лиса», «Морское путешествие», «Красивый сон» и др. Оказалось, что творческий процесс создания работ в технике перекладка идеально подходит начинающему юному художнику, и не оставляет равнодушными профессионалов. В момент, когда ребенок всеобщему вниманию предоставляет результат своего собственного творчества, он всецело доверяет миру. Именно доверие к миру, по утверждению известного психолога В.П. Зинченко, является базовым условием в доступе к информационным кладовым обоих миров – личного и окружающего, внутреннего и внешнего.

Прорисовывая элементы, детали, структуру, явления внешнего мира, ребенок выстраивает мир собственный, постигая и его законы, открывая встречу со своим неповторимым «Я».

Организация культурного пространства - «Творческой мастерской» для учащихся от 11 до 16 лет станет первой ступенькой на Пути, по которому растущий человек будет подниматься самостоятельно всю дальнейшую жизнь. Предполагаю, что не все участники проекта станут в будущем специалистами и профессионалами в области анимации, но просто уверена, что данная деятельность обеспечит возможность развития и формирования творческой личности в комплексном эмоциональном и интеллектуальном развитии на материале экранных и традиционных искусств.

2. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики).

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.

К.Роджерс

Анализ работ педагогов-практиков в периодической литературе, мой собственный десятилетний опыт работы позволяют мне говорить о проблемах, возникающих перед учителем в процессе реформ, внедрения инноваций и, особенно при смене концепций и парадигм образовательного пространства школы. Любому педагогу проще давать готовые факты, готовую истину. Научить найти истину гораздо сложнее, но если это удается, то вот оно удовлетворение. Поэтому цель моей педагогической деятельности – это способствовать формированию социально успешной личности ученика, через организацию творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе.

На современном этапе жизни общества и функционирования экономики, требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся в образовательном пространстве направлены не только на усвоение системы знаний художественного образования, но и умений правильно ориентироваться в нем – осваивать, оценивать изменения, преобразования содержания и методологические принципы художественного образования, соответствующие актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. Уровень духовности человека теснейшим образом связан с его эстетической культурой, отношением к искусству. Воздействуя, прежде всего, на чувства, эмоции, переживания, искусство вносит глубокие изменения в его духовную сферу, проецируя внутреннее состояние человека на поведение и поступки. Особую актуальность в образовании современного молодого поколения приобретает обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной художественной культуры и народного искусства как корневого ее начала.

Современное дополнительное образование призвано заполнить пространство между двумя полюсами: с одной стороны оно наиболее полно обеспечивает реализацию духовных и культурных потребностей детей и молодежи, с другой – мобильно реагирует на меняющуюся социально-экономическую информационную ситуацию в стране.

На современном этапе нашего общества именно в системе дополнительного образования созданы наиболее благоприятные условия для свободного развития личности как индивидуальности.

В настоящее время, в области искусств (по видам деятельности) - изобразительное искусство приобретает новое лицо. Современные технические средства, например, компьютер, интерактивная доска и мультимедийный проектор, открывают перед педагогом и детьми новые возможности для восприятия, изучения и закрепления полученной информации.

Художественная деятельность (рисование), безусловно, играет важную роль в учебном процессе, но современные технологии и достижения науки и техники делают возможности изучения предмета поистине безграничными . В своей работе я наряду с традиционными наглядно-иллюстративными, учебно-методическими пособиями, включающими фотографии, видеосюжеты, тесты и кроссворды применяю современные компьютерные технологии. Формирование потребностно-мотивационной сферы ребенка, инициирование его активности и становление инициативной позиции в разнообразных сферах жизнедеятельности может быть эффективно осуществлено в системе комплексных программ эстетического воспитания. Такую систему деятельности, способствующую развитию навыков самоопределения, самоорганизации, самореализации, самооценки у обучающихся представляет предлагаемый проект.

Проект «Творческая мастерская» - это своего рода составляющая в формировании и развитие этнохудожественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной культуры и искусства, развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности, средствами нравственных и духовных основ личности, гражданственности и патриотизма, возрождения национальных культур. Предлагает, учащимся используя технологию проектной деятельности создать проекты, отражающие творческое наследие писателей и художников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, средствами анимационного искусства.

Смотреть мультфильмы интересно и увлекательно. Но насколько интереснее и увлекательнее придумать и снять мультфильм собственными руками! О том, как придумать, нарисовать, снять и озвучить свой собственный мультфильм и узнают дети на занятиях в детской мультстудии.

Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает опыт в неограниченном числе видов деятельности. Выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского и подросткового возраста: они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Способность мультипликации учить и воспитывать, позволяет говорить о рождении своеобразной мультипликационной педагогики. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного обучения детей всех возрастных групп. Ведь возможность создавать что-то новое обычно закладывается в детстве. Чтобы создать мультфильм самостоятельно, дети должны сочинить рассказ или сказку (литературное творчество), написать сценарий (драматургия), нарисовать раскадровку, эскизы героев (изобразительная деятельность), смастерить куклы и декорации (пластика, изобразительное искусство, технология разработки различных материалов), придумать героям движения, одушевить их (ритмика, театр), снять фильм (кино-фото дело), озвучить его (музыка, шумы, использование различной аппаратуры), смонтировать и продемонстрировать (работа с техникой). Нельзя отказаться ни одного вида деятельности, не ограничив и не обеднив при этом конечный результат – детский мультфильм, а, следовательно, и творческие возможности детей, их способность к самовыражению.

3. Цели и задачи проекта.

На пути к совершенству нет конца, есть только начало.

Каждое новое достижение становится отправным

пунктом для следующего крупного шага.

Цель проекта – формирование и развитие этнохудожественного образования учащихся, обеспечение соответствующих условий для их воспитания и творческого развития; приобщение детей к ценностям отечественной художественной культуры; развитие творческой инициативы ученика.

Задачи конкретизируют поставленную цель:

    разработать комплексную программу, программно-методические материалы на основе полученного опыта, с учетом основных задач обучения и воспитания всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России;

    создать несколько анимационных проектов по творчеству художников и писателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    за период времени разработать и снять проектные работы реализовывать идею непрерывного формирования информационной, коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий в процессе освоения предметов;

    воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Путь решения поставленных задач – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий обучения: информационно-коммуникационных технологий, деятельностностный подход; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

Информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

Коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

Социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

Предметную (способность применять полученные знания на практике).

Деятельность «Творческой мастерской» основана на проектной организации образовательного процесса. Предполагается создание рабочих групп, у которых будет определенная тема проекта на учебный год (2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 гг.), включающая в себя несколько локальных заданий.

Проектно-исследовательская деятельность «Творческой мастерской» распределена по пяти направлениям:

    Учебная деятельность – приобретение теоретических знаний этнохудожественного и этнокультурного характера, изучение основ анимации, освоения технологии выполнения мультфильма в технике перекладки.

    Музейная деятельность - направление характеризуется изучением материальной и художественной культуры малочисленных народов Севера, включая интернет-ресурсы образовательных, информационных, культурно – просветительских сайтов.

    Проектная деятельность - направление обращено к созданию анимационных проектов (этюдов) на основе творчества писателей и художников Югры (Ю. Вэлла, Ю.Шесталов, А. Тарханов, М. Анисимкова, Г. Райшев, Г. Визель, Ю.Бычков и др).

    Методическая деятельность – разработка комплексной программы, методического и наглядно-дидактического материала к занятиям этнокультурного содержания.

    Общественная деятельность – участие в мероприятиях (фестивали, выставки, конкурсы), направленных на сохранение, развитие и пропаганду анимации, этнокультуры народов Севера.

Для развития проектно-исследовательской компетенции учащихся ведущую роль отводиться проектной технологии и следующим правилам : с вобода выбора, открытость, деятельность, взаимообратная связь, индивидуальность.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду» (т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. Автор работы «Метод проектов» У.Х. Килпатрик с чьим опытом я знакомилась в ходне подготовки проекта, отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами

Проектная технология способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению учебно-предметным материалом, развитию самостоятельности, потребности в самообразовании, ответственности за результат свой деятельности. Проектная деятельность позволяет учащимся становиться конкурентоспособными в разнообразных ситуациях, в различных коллективах

Для этого необходимо решить следующие педагогические задачи:

    придавать обучению максимально деятельностный характер;

    увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;

    создавать условия для приобретения опыта и достижения цели, для рефлексии учебной деятельности;

    усиливать практическую направленность дополнительного образования.

4. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проект

е и т. д.).

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих дифференцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, испытывает чувство гордости за значимость результата своей работы.

Успешная организация социально значимой, творческой деятельности ученика, привлечение своих воспитанников к активному участию в жизни образовательного учреждения. Проект для меня – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учащихся и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону - родителей.

В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, т. е. сформировать компетенции личности выпускника.

Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Каждый ребенок должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

Процессы модернизации образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества, подготовку выпускника школы XXI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему гибкость и устойчивость в постоянно меняющихся условиях развития страны. Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора»

Следует отметить, что выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения того или иного предмета. Результатом станет повышение интереса к предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, при решении задач, а значит, будет способствовать повышению качества знаний учащихся, развитию высокой мотивированности обучаемых, формированию их творческого потенциала.

Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.

Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта; метод проектов– технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Для адекватного построения педагогического процесса с использованием проектной деятельности необходимо иметь представление о структуре проекта. Структура проектной деятельности учащихся чаще всего является линейной: потребность → проблема исследования → первоначальные идеи → оценка идей → разработка лучшей идеи (идей) → планирование → изготовление → апробирование → оценка.

Структуру проектной деятельности можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел → реализация → рефлексия. Выделены три основных стадии работы над проектом: организация деятельности, осуществление деятельности, представление результатов деятельности и ее оценка. Каждая стадия разбивается на этапы. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя, формируются специальные (проектные) умения.

5. Общие требования к ресурсному обеспечению.

Вид ресурсного обеспечения

Основные требования

Обязательные

Желательные

Нормативно-правовое

1. Наличие школьного положения о проектной деятельности учащихся.

2. Внесение изменений в должностные инструкции заместителя директора, учителей, связанных с организацией проектной деятельности учащихся.

1. Наличие положения о портфолио проекта и положения о конкурсе проектов.

Организационно-институциональное

1. Наличие у школы возможности для организации с учащимися экскурсий, поездок, полевых видеосъемок и т.п.

1. Наличие у школы партнерских связей с другими организациями (учреждениями).

Концептуальное, научно-методическое

1. Наличие школьной рабочей концепции по работе с методами проектов.

1. Внесение особых позиций в образовательную программу, программу развития школы (в части реализуемых образовательных технологий).

2. Наличие у школы руководителя по проблеме организации проектной деятельности учащихся.

Кадровое

1. Наличие в школе учителей, прошедших повышение квалификации по работе по данному направлению.

1. Наличие заместителя директора, курирующего инновационные направления работы в школе.

2. Наличие творческой группы педагогов по реализации метода проектов.

3. Наличие методической системы работы с кадрами по организации работы по методу проектов.

Программно- и учебно-методическое

1. Наличие в школе методической литературы для педагогов, посвященные реализации метода проектов.

2. Достаточная обеспеченность школьной библиотеки справочной литературой (словари, справочники, энциклопедии и т.п.).

1. Наличие в школе медиатеки, имеющее аудио-, видео-, цифровые фонды.

Материально-техническое

1. Наличие в школе класса, оборудованного для анимационной деятельности в технике перекладки.

2. Наличие оборудованного кабинета (мастерской), пригодной для работы учащихся по методу проектов в классно-урочное и внеурочное время.

1. Наличие выставочного зала для организации презентации проектов.

Информационное и РR -сопровождение

1. Достаточная информированность педагогов, учащихся и их родителей о целях, способах и условиях реализации и педагогических возможностях работы по методу проектов в школе.

2. Наличие информационного стенда, странички на школьной сайте, доступного для обозрения учащимися и родителями.

1. Возможность привлечения ресурсов родителей учащихся для реализации проектов, в т.ч. для проведения экскурсий, фото и видеосъемок, издания печатной продукции.

Управленческое

1. Включение всех основных мероприятий по реализации метода проектов в годовой план работы.

2. Включение мониторинга результативности проектной деятельности учащихся в систему внутришкольного управленческого мониторинга.

3. Наличие в школе системы стимулирования педагогов – руководителей и консультантов проектов.

1. Наличие дополнительного финансирования работы по проектам (бюджетные и внебюджетные средства)

6. Партнеры.

    МБУ «Цетрализованная библиотечная система» города Мегиона.

    МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» г. Мегиона.

    Структурное подразделение МАУ «РИКиЭЦ» - «Центр художественных промыслов национальных ремесел» г. Мегиона.

    МБОУ ДОД «Детская школа искусств им. А.М. Кузьмина» г. Мегиона.

    МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2» п.г.т. Высокий.

    МОУ СОШ № 4 «ШИ «Камертон».

    Общеобразовательные школы города и дошкольные учреждения г. Мегиона.

    МУ «Этнографический музейный комплекс им. Т. Д. Шуваева». Музей русского быта г. Нижневартовска.

    МУ «Этнографический музей» нп.Аган.

    МУ «Этнографический музей» нп. Варьеган.

    МУ «Этнографический музей» д. Вата.

7. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знаний», сколько создания условий для расширения познавательных интересов учащихся, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому к руководителю проекта предъявляются следующие требования:

Должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей, развитой фантазией;

Должен быть инициатором самостоятельной активности учащихся, авторитетом и инициатором интересных начинаний.

В определенном смысле педагогом широкого профиля.

Наиболее сложным является вопрос отбора участников (творческой группы) проекта, зависит это от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Д етей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. В предлагаемом проекте можно определить рядом факторов, например, уровнем интеллектуального развития, работоспособностью, желанием достичь цели, победить.

Проект «Творческая мастерская» рассчитан для учащихся 11 - 16 лет, предполагает классно-урочную и внеурочную деятельность, в рамках реализации дополнительной образовательной программы предмета по выбору «Азбука кино» (2 часа в неделю), и дополнительных часов (1 час в неделю). Накопляемость групп в среднем 6-8 человек (обусловлено площадью анимационной студии).

Опыт может быть адресован педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, учителям, образовательных областей «Изобразительное искусство», воспитателям групп продленного дня.

8. План реализации проекта.

Основные компоненты проекта.

Циклограмма проекта, выполняемого в течение учебного года.

Содержание деятельности

Цель

Ожидаемые результаты

Сроки

Ответственные

1. Организация деятельности

Заседание творческой группы преподавателей по данному проекту.

Выявить объем пакета документов для вхождения в эксперимент.

Скоординированность действий членов творческой группы.

Август

Администра-ция школы.

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач.

Создание творческих групп. Совместное планирование деятельности, выбор темы.

Планирование, корректировка деятельности преподавателя, с учетом данных о составе творческой группы

Сентябрь

Руководитель знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, выдвижении задач.

Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

Выбор способа представления конечного результата (форма отчета). Распределение задач (обязаннос-тей) между членами группы.

Погружение в проект.

Устанавливают цели на каждом этапе деятельности

Обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию. Выявляют проблемы.

Выдвигают гипотезы.

Сентябрь-октябрь

Руководитель творческой группы.

Вырабатывают план действий, определяют сроки, выбирают форму представления результатов. Распределяют обязанности в каждой группе, в зависимости от выбранной темы исследования

Планирова-ние.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Объявляет учащимся состав консультативной группы учителей-предметников.

Октябрь-ноябрь

Руководитель творческой группы

2. Осуществление деятельности

Поиск информации

Сбор информации, решение промежуточных задач. Выполнение проекта. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети INTERNET. Проведение исследования.

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе(по просьбе). Дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Организует консультации с учителями - предметниками. Наблюдает, советует

Ноябрь-декабрь

Творческая группа.

Выполнение проекта

Практическ-ая часть проекта.

Осуществляет техническую помощь в монтаже, озвучивание и оформлении проекта.

Декабрь-февраль

Творческая группа.

3. Представление результатов деятельности и ее оценка

Обобщение результатов и выводов по проекту

Анализ и синтез полученных результатов с позиции, выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов.

Анализируют информацию, формулируют выводы. Оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

Март

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.

Подготовка презентации проекта

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе.

Защищают проект, участвуют в обсуждении.

Апрель

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы над проектом.

Анализ и обобщение результатов работы в целом. Анализ достижения поставленной цели.

Рефлексия.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Самооценка реализации поставленных целей.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Май

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Проводит рефлексию.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты).

1. Повышение динамики учебных достижений учащихся.

2. Развитие учебной мотивации обучающихся.

3. Развитие предметных компетенций обучающихся.

4. Повышение творческих способностей учащихся.

5. Рост профессионализма и профессиональной активности преподавателей, их ориентация на проектные способы обучения учащихся.

6.Сформированность компонентов профессионального и нравственного самоопределения учащихся, их жизненных планов.

Механизмы оценки:

Внешнее критериальное оценивание по итогам представления проекта. Представление портфолио проекта внешним экспертам – представителем педагогического коллектива, родителей учащихся, учащихся членов школьного самоуправления и др.

Самооценка проектантов в ходе рефлексивного последствия с участием руководителя проекта.

Объекты оценки:

Продукт проекта;

Презентация проекта;

Портфолио проекта.

Примерные критерии внешней оценки:

    Соответствие сущности проекта:

Актуальность и социальная значимость проблемы,

Наличие продукта проекта (анимационной работы).

2. Владение темой (теорией или историей вопроса)

Содержательная грамотность,

Достаточность освещения темы,

Ответы на вопросы по теме проекта.

3. Качество и значимость результата проектной деятельности.

Оригинальность предложенного проекта.

Качество проекта (грамотность, тщательность, деталировка).

4. Качество презентации.

Убедительность вступления.

Использование средств наглядности.

Примерные вопросы для самооценки участниками проекта:

    Достигнута ли цель проекта?

    Были ли достигнуты в ходе выполнения проекта собственные цели?

    Какой опыт в работе с информацией был приобретен в ходе работы над проектом?

    Каков личный вклад в проект (по каждому этапу и в целом)?

    Какова степень удовлетворенности завершенным проектом?

Показателями эффективности реализации проекта будут являться:

    Удовлетворенность родителей, учащихся, представителей общественности результатами деятельности мастерской.

    Позитивные публикации о деятельности творческой группы в СМИ.

    Рост достижений учащихся на конкурсах, фестивалях различного уровня.

    Совершенствование материальной базы за счет средств, привлеченных участием в целевых программах ХМАО - Югры, Грантовых проектов Президента РФ.

При использовании проектной технологии принципиально изменяется позиция учителя, преподавателя. Главной задачей учителя становится мотивация учащихся на инициативную, самостоятельную деятельность. Важно создать среду провоцирующую приобретение или развитие компетенции в рамках проекта для получения результата.

Какие условия необходимы для создания такой среды

    самостоятельный выбор учащимся (уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.);

    самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осу­ществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, навыков, понятий, представлений);

    осознанность цели работы и ответственность за результат;

    реализация индивидуальных интересов учащихся;

    групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов);

    формирование понятий и организация своих действий на их основе;

    использование системы оценивания, адекватной требуемым образова­тельным результатам (карта успеха ученика, портфолио и т.д.);

    поддержка учащихся, когда они делают ошибки, и помощь при исправлении их;

    показ относительности любого знания и его связи с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил;

    демонстрирация учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Таким образом, образовательная технология метод проектов поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании, что является одним из важнейших направлений современной школы.

10. Перспективы дальнейшего развития проекта.

В перспективе дальнейшего развития проекта предусматривается:

Встреча с творческими личностями Югры (писателями, художниками) – новыми героями сюжетов анимационных работ.

Издание электронного учебного пособия «Творческая мастерская» (за счет финансирования образовательного учреждения);

Издание буклета - отчета о деятельности «Творческой мастерской» (за счет финансирования образовательного учреждения);

Создание фильма о работе «Творческой мастерской»;

11. Литература.

    Бахлыков П. Медвежья Падь: Тюмень: Софт-Дизайн, 1997. – 240 с.

    Баженова Л.М. В мире экранных искусств. - М.: Госкино, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. - 74 с.

    Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. - М.: Изд-во SvR-Аргус, 1994. - 96 с.

    Вагатова М. Маленький Тундровый Человек: Стихи и сказки.Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 208 с.

    Вэлла Ю.К. Поговори со мной. Книга для ненецкого студента и для того, кто хотел бы послушать ненецкую душу. – Спб.: ООО»Миралл», 2007. – 152 с.

    Вэлла Ю.К. Ветерок с озера: проза – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 336 с.

    Вэлла Ю.К. Нити родства. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. – 126 с.

    В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ Сост. Т.К. Каракаш, А.А. Мелик-Пашаев, науч. ред. А.А. Мелик-Пашаев. – М., 2001 ук. Ю.Н.Усов. - М., 2000. - С.55-59.

    Игошев В.А. Каталог выставки. М., «Советский художник», 1988 г.

    История ХМАО с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Екатеринбург. НПМИ» Волот» 1999.

    Лазарева Л.Г. Геннадий Райшев: грани творчества: материалы научно-практической конференции, посвященные 65-летнему юбилею художника. Ханты-Мансийск: ГУИПП» Полиграфист», 2000. – 152 с.

    Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

    Козлов В. Мегионцы – это мы: Очерки и стихи. Нижневартовск: Приобье, 1997. – 190 с.

    Молданова Т.А. Орнамент хантов казымского приобья: семантика, мифология, генезис. Томск. – 1999. – 260 с.

    Назаров Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. –М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.

    Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. /Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – М.: школа-пресс, 1998. – 512 с.

    Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. – М.: 2000. -336с.

    Сазонов А.П. Изобразительная композиция и режиссерская раскладка рисованного фильма. Всесоюзный гос. институт кинематографии. Научн. исслед. каб. из.-декорационного оформления фильма. М.: 1960.

    Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии, коренных народов Западной Сибири (ханты). Издательство МГИЭМ, НИИ Возрождения обско-угорских народов.М.: 1995.

    Сподина В.И. Представление о пространстве в традиционном мировоззрение лесных ненцев. Нижневартовск. 2001.

    Смирнов Н. Журавлиная Родина: Стихотворения, поэмы. Нижневартовск: приобье, 1997. – 118 с.

    Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара/ Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Изд-во «Профи», 2001.

    Селиванова Т. В. Информационные и коммуникационные технологии в художественном образовании. М.: Искусство в школе, № 3, 2005.

    Селиванова Т. В. Проектируем книгу. М.: Юный художник, № 10, 2002.

    Селиванов Н. Л. Роль компьютера как творческого инструмента в процессе социализации современного подростка. - // Педагогика искусства: сетевой журн. 2008, № 4. URL:

    Тарханов А.С. День боренья. Стихи, поэмы. – Екатеринбург: Сред.-Урал.кн. изд-во, 2005. – 320 с.

    Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М., 1995. - 224 с.

    Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Автореф. дис… д-ра пед. наук. - М., 1989. - 32 с.

    Усов Ю.Н., Баженова Л.М., Бондаренко Е.А. Основы аудиовизуальной культуры. Программа учебных занятий для 1-11 классов средней образовательной школы. - М., 1991. - 62 с.

    Райшев Г.С. Хантыйские легенды. Средне-Уральское кн. изд.-во, Свердловск, 1991 г.

    Романовский И.И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд. Союза журналистов России. – 2004 г.

    Рисованный фильм - особый вид киноискусства. М.: 1956,

    Некоторые проблемы эстетики анимационного фильма. Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. искусствоведения. Всесоюзный Гос. Институт кинематографии
    им. С. А. Герасимова. М.: 1992,

    Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Урал. Отд-ние РАН, 1995. 606 с.

    Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX – начале XX вв. Томск: ИЗД.- во Том. ун – та, 1977. 225 с.

    Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. 136 с.

    Куриков В.М. Российский Север. Проблемы, вопросы, решения: Краткий социально-экономический очерк. СПб.: Алфавит, 1996.104 с.

39.Эринтур /Поющее озеро/. Альманах писателей Югры. Выпуск № 2. Ханты-Мансийск, «Эринтур», 1997 г.

40.Эринтур /Поющее озеро/. Альманах писателей Югры. Выпуск № 1. Ханты-Мансийск, «Эринтур», 1996 г.

41.Экология духовного прикрепления: сборник прозы и поэзии литераторов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – Шадринск: Изд.во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007. – 432 с.

42.Югория. Энциклопедия Ханты-мансийского автономного округа. 3 тома. Ханты-Мансийск. – 2000 г.

43. Журнал «Югра». Выпуск № 1-4, Ханты-Мансийск. - 2000-2011 гг.

44. Журнал «Дополнительное образование и воспитание. Выпуск №1-6, Москва. – 2005-2011 гг.

Результаты опроса до показа данного проекта

Александр Сергеевич Грибоедов
родился в старинной дворянской семье
в Москве 4 (по новому стилю -15)
января 1795 года (менее достоверна
дата 1790 г.)
Получил прекрасное домашнее
образование
Владел латинским, греческим,
французским, немецким, английским, а
позднее итальянским, персидским и
арабскими языками.

Грибоедов отлично
играл на
фортепиано
(часами мог сидеть
у инструмента), был
автором нескольких
музыкальных
произведений
Любимыми его
композиторами
были Моцарт,
Бетховен, Гайдн и
Вебер

Отец, отставной секунд-майор Сергей
Иванович Грибоедов, женился на своей
однофамилице.
“Отец наш был ничем не примечательный.
Домом управляла мать – Настасья
Федоровна, женщина крайне властная и
резкая в обхождении. Она крепко любила
сына, и сын платил ей такой же любовью;
однако ее тяжелый характер нередко
порождал между ними ссоры. Она никогда не
понимала глубокого, сосредоточенного
характера Александра и всегда желала для
него только блеска ”-, вспоминала сестра
писателя.

УЧЁБА

В 1803 г. поступил в
благородный пансионат
при Московском
университете.
В университете
последовательно прошёл
три факультета:
словесный,
юридический,
естественноматематический.

Война 1812 года.

В 1812 году Грибоедов
готовился “для
возведения в звание
доктора прав”.
Попутно увлекается
театром.
Но, движимый
патриотическим
порывом, Грибоедов
записался в
Московский гусарский
полк.

Но участвовать в битвах ему не
довелось: полк не успели
укомплектовать и срочно выслали из
Москвы в тыл.
И в 1813 году он оказался в Польше в
кавалерийских резервах. Так началась
его жизнь вне дома, вне Москвы,
университета и привычных занятий.
Ему было 18 лет. Походная жизнь,
удалая гусарская весёлость,
бесшабашная смелость нравились ему.

Грибоедов - гусар

Знакомство с Пушкиным

В конце 1815 года вышел в отставку и был
определён на службу в коллегию
иностранных дел, чиновником в которой
служил и Пушкин.
Там и познакомились будущий великий
поэт и будущий автор гениальной
комедии. Они были молоды, увлечены
весёлой столичной жизнью, влюблены в
поэзию и театр.

« Пушкин, с
первой встречи с
Грибоедовым, по
достоинству
оценил светлый
ум и дарования,
понял его
характер»,-пишет
один из
современников.

Начало дипломатической деятельности

В 1818г. Грибоедов за присутствие на
дуэли в качестве секунданта выслан из
Петербурга в Персию для исполнения
дипломатической миссии.
28 августа 1818 года Грибоедов
покидает Петербург.
Он едет к месту новой службы, как в
ссылку, оставляя позади столицу,
театр, друзей, поэзию.

«Представь себе,писал 15 апреля
1818 г. Грибоедов
другу
С.Н. Бегичеву,- что
меня непременно
хотят послать, куда
ты думал? - в
Персию, и чтоб жил
там. Как я ни
отнекиваюсь, ничего
не помогает»

Начало работы над комедией «Горе от ума»

Замысел «Горе от ума» зародился у
Грибоедова ещё в Петербурге.
В Тегеране, затем в Тавризе он
продолжает работу над комедией.
Тогда он назовёт её “Горе уму”, и
первым его слушателем будет
ближайший друг Пушкина - Вильгельм
Карлович Кюхельбекер.

«Гениальный,
благородный,
единственный мой
Грибоедов, более чем
друг.
Он писал “Горе от ума”
почти при мне, по
крайней мере, мне
первому читал каждое
отдельное явление
сразу после того, как
оно было написано”
В. Кюхельбекер.

Выхлопотав отпуск, Грибоедов привозит
с Кавказа в Москву два первых акта
комедии “Горе от ума”.
Комедия потрясла общество. Не только
московское барство задел Грибоедов
(московские князья узнавали себя) –
всю старую Россию вывел на сцену, и
ему этого не простили.
Это был живой разговорный язык, стихи,
которые на лету превращались в
пословицы, картины русской жизни,
каких не было со времён Фонвизина.

При жизни автора пьеса не появилась ни в печати, ни на сцене

Грибоедова приглашали в
литературные салоны Петербурга и
просили читать и читать, и тот не в
силах был отказаться хотя бы от устной
публикации комедии.
Рукописи комедии были найдены у
друзей-декабристов, и сразу после
восстания его, как и многих,
арестовали и привлекли к следствию по
делу декабристов.

Более 3-х месяцев Грибоедова
держали под арестом, но доказательств
его причастности к заговору не
обнаружили. Свобода была желанной,
но с привкусом горечи – в крепости
оставались друзья.
Через два года ему поручают ведение
дипломатических дел с Турцией и
Персией.

Грибоедов- дипломат

Свои гениальные
способности писатель
вкладывает в
дипломатические
дела, и 10 февраля
1828 года он
заключает между
Россией и Персией
Туркманчайский
мирный договор,
чрезвычайно
выгодный для России.

Согласно договору, подписанному в
маленькой персидской деревушке, к
России отходили территории Эриванского
и Нахичеванского ханств, Россия
получила право иметь военный флот в
Каспийском море и контрибуцию в 20
миллионов рублей серебром, а также
освобождала от власти персидского паши
45 тысяч армян.
14 марта Грибоедов привозит договор в
Петербург, столица встречает его как
победителя, ему пророчат блестящую
карьеру дипломата.

Встреча с Ниной Чавчавадзе

В 1828 г. к
Грибоедову
пришла большая
любовь.
Он женился на
Нине Чавчавадзе,
дочери известного
поэта и
общественного
деятеля Грузии.

Судьба Нины
решилась за
один летний
день.
Юная (16летняя) жена
Грибоедова
была очень
любезна,
красива и
образованна.

“Женат,
путешествую с
огромным
караваном… Ночуем
под шатрами на
высотах гор, где
холод зимний.
Нинуша моя не
жалуется, всем
довольна. Я
необычайно
счастлив…”

30 января 1829 года толпа мусульман,
подстрекаемая фанатичным духовенством,
напала на русское посольство в Тегеране.
Грибоедов увидел, что дело дошло до
крайности и при нём никого не оставалось,
кроме его дяди, который стал заряжать ружья
и подавать племяннику. Грибоедов убил до 18
человек из толпы, которая пыталась ворваться
в его комнату.
Когда люди увидели, что нет возможности
ворваться в комнату через двери, они
забрались на крышу, и, сломав потолок, убили
несчастного Грибоедова через отверстие,
сделанное в потолке.

Известие о гибели Грибоедова, посла
Персии, известного писателя,
докатилась до Петербурга через
полтора месяца и не вызвало огорчения
у русского царя и его окружения.
Скорее было удовлетворение, что
избавились ещё от одного вольнодумца.
Близких же людей смерть писателя
потрясла, и первым, кто встретился с
ней лицом к лицу, был А.С.Пушкин.

Последняя встреча с Пушкиным

В своем «Путешествии в
Арзрум» Пушкин рассказывает:
«Я переехал через реку. Два
вола, запряжённые в арбу,
подымались на крутую дорогу.
Несколько грузин сопровождали
арбу. «Откуда вы?»-спросил я
их. – «Из Тегерана».- «Что
везёте?» - «Грибоеда». –Это
было тело убитого Грибоедова,
которое препровождали в
Тифлис.»

И я пошла его
встречать,
и весь Тифлис со
мной
К заставе Эриванской
шёл растроганный
толпой.
На кровлях плакали,
когда
без чувств
упала я…
О, для чего пережила
его любовь моя!!
А.Одоевский.

Могила Грибоедова

Надпись на могиле Грибоедова

“Ум и дела твои
бессмертны в
памяти русских, но Подведем итоги.После показа проекта большинство учеников
узнали больше о жизни и творчестве
Грибоедова, следовательно, данный проект
можно считать удачным и завершенным.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Инновационный творческий проект по теме

Выполнила: Надешкина Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 45 города Карталы»

г. Карталы

Аннотация к инновационному творческому проекту

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Тип проекта : творческий

Участники проекта : учащиеся 9 классов МОУ «СОШ № 45 города Карталы», учителя литературы, истории, музыки.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап: распределение задач для участников проекта;

Конструкторский этап: создание сценария, распределение ролей, определение необходимого реквизита;

Деятельностный этап: выполнение технологических операций(репетиции), контроль качества;

Заключительный этап: защита проекта.

Гипотеза

Если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

развитию речи обучающихся,

Ожидаемые результаты:

Развитие креативных способностей обучающихся старшего школьного возраста во внеклассной деятельности по литературе;

Повышение читательских компетенций обучающихся;

Развитие познавательных универсальных учебных действий;

Совершенствование школьного межпредметного сотрудничества.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Основной идеей моего проекта стало совершенствование межпредметного партнёрства в условиях разработки и реализации проекта «Литературный салон. Золотой век русской поэзии", приобщение учащихся к вершинам русской культуры, повышение мотивации к чтению.

В современном обществе технологические возможности позволяют многое: в каждом доме имеется доступ в Интернет, телевидением и видео уже давно никого не удивишь. Именно в это время перед учителями литературы встаёт проблема падения интереса к чтению. Учащиеся увлекаются фэнтези, комиксами, а произведения школьной программы изучают посредством чтения краткого содержания. Конечно, невозможно понять, прочувствовать произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», пересказ которого занимает буквально полторы страницы печатного текста. Но ещё сложнее обстоит дело с поэзией.

Ребята не просто не любят читать, часто они на долгие годы сохраняют отвращение к литературным произведениям. Задача учителей-словесников, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь учащимся воспринимать литературные произведения; заинтересовать ребёнка, чтобы он не просто прочитал книгу, а получил эстетическое наслаждение, задумался над её содержанием. Читательский опыт обогащает эмоционально, духовно, повышает культурный уровень, воспитывает всесторонне развитого, гармоничного человека. А это и есть первоочередная задача учителя.

На первом заседании методического объединения учителей русского языка и литературы было озвучено предложение о разработке проекта, направленного на развитие читательских компетенций, творческих способностей учащихся. Были определены цели и задачи данного проекта, продуманы этапы его реализации. Было решено, что к разработке проекта необходимо привлечь учителей истории, МХК, музыки, а в реализации проекта задействовать учащихся девятых классов.

Разработка и реализация данного проекта видится мне в настоящее время особенно актуальной, потому что на фоне стремительного технического прогресса наблюдается не менее стремительный регресс общей культуры современного человека, переоценка им ценностей, слабое владение творческими умениями и навыками.

Совместная работа преподавателей разных дисциплин обогащает каждого участника творческого процесса, открывает широкие возможности для развития творческих способностей тандема: учитель- ученик, позволяет сделать процесс обучения более эффективным, контролируемым, позволяет выявить индивидуальные способности обучающихся. Проявление творческих способностей - пожалуй, самых действенных из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Анализируя проблемную ситуацию, можно определить следующие противоречия существующей практики реализации проектов:

1.Между большим объёмом изучаемого материала и неумением обучающихся самостоятельно строить свою работу, систематизировать полученный материал, делать выводы;

2.Между традиционными формами, направленными на передачу готовой информации и необходимостью формирования компетенций, направленных на развитие у учащихся творческих способностей;

3.Между требованиями к знаниям, умениям и навыкам современной программы и разным уровнем подготовки обучающихся по литературе.

Пути решения проблемы.

Совместная работа ученика и учителя над подготовкой и реализацией проекта;

Использование на уроках и во время внеурочной деятельности информационно-коммуникационных и других современных технологий;

Применение метапредметных связей, привлечение к сотрудничеству учителей истории, музыки, МХК;

Чередование различных видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей учащихся.

Цели:

1.Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.

2.Побудить интерес к культуре своего народа.

3.Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

Формировать целостное представление о культуре России 19 века;

Активизировать познавательный уровень обучающихся;

Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах;

Приобщить к созданию творческих проектов по литературе;

Основное содержание проекта

Проект «Литературный салон. Золотой век русской поэзии» представляет собой внеклассное мероприятие.

Проект рассчитан на 1 год. Он включает в себя 4 этапа, в каждом из которых чётко прописаны действия, технологии, контроль за качеством выполнения работы и возможная корректировка проектной деятельности.

Как показывает опыт, совместная творческая работа сближает участников проекта, повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету. Участники проекта обсуждают подобранный материал, обмениваются мнениями. Их роль в данном процессе возрастает: они не просто «исполнители», они соавторы проекта. Этот факт способствует более ответственному подходу к процессу сбора и обработки информации для последующего выступления.

На первом этапе, где происходит планирование проекта, осуществляется постановка целей и задач, очень важен мониторинг участников. У каждого человека свои интересы и пристрастия, поэтому необходимо объединение обучающихся в творческие группы, роль координатора в которых отводится учителю. На этом этапе ученики распределяют между собой направления в работе, что позволит им «примерить» на себя новую роль.

Именно на первом этапе проводится опрос- тестирование, целью которого является выявление читательских пристрастий. Предполагается выяснить, что читают школьники, насколько им интересны произведения школьной программы?

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской культуры в мировом масштабе. Время славы, открытий, побед. Время пышных балов. Выражение «золотой век» ребята слышать на многих уроках, но для некоторых оно остаётся непонятым. Необходимо разъяснить, почему 19 век называют золотым веком русской культуры? Познакомить с культурой 19 века и с людьми, её создавшими.

Понятие «Золотой век» включает в себя развитие многих направлений в искусстве 19 века, поэтому нельзя добиться понимания поэзии того времени вне знаний о развитии архитектуры, музыки, живописи, исторических предпосылок к их развитию.

Особое место на втором этапе занимает работа семинаров-консультаций. Актуально посещение центра дополнительного образования, детской школы искусств, просмотр фильмов, посещение спектаклей. Этот этап предполагает сбор, анализ и переработку полученной информации. Происходит корректировка и согласование текстов выступлений, просмотр презентаций, определяется схема их взаимодействия. Данная работа учит ребят координировать планы своей творческой группы с другими группами, анализировать проделанную работу; ученики проявляют коммуникативные навыки.

На третьем этапе происходит контроль качества, происходит корректировка сценария.

На заключительном этапе предстоит представление творческого проекта.

Рассмотрим ход работы творческих групп на этапе поиска и обработки информации.

Творческая группа «Историки» занимается изучением исторических предпосылок для развития русской культуры. Экскурсом к нашему проекту станет историческая справка, составленная группой.

Задача творческой группы «Архитекторы» составить альбом архитектурных шедевров 19 века, созданных в традиционном русском стиле: Исаакиевский собор, Смольный собор, дом московского купца Петра Третьякова, собравшего самую крупную в мире коллекцию изобразительного искусства русских художников.

Заглянуть внутрь Третьяковской галереи поможет группа «Художники», которые подготовили сообщение- презентацию о художниках 19 века и их творчестве.

(Предполагаемое количество участников группы-4 человека)

Творческая группа «Литераторы» поможет ответить нам на вопрос: что же вдохновляло поэтов, писателей, художников и музыкантов на создание удивительных произведений искусства. В их исполнении мы услышим замечательные стихи авторов 19 века, наполненные любовью, щемящей грустью и тоской, от которой сжимается сердце, безграничной тягой к свободе. Работа этой группы связывает воедино мини- проекты остальных творческих групп.

(Предполагаемое количество участников группы-11 человек)

Настроение литературной гостиной в стиле 19 века поддержит группа «Музыканты». Величайшие композиторы писали картины при помощи музыки, они и сейчас тревожат сердца миллионов слушателей во всём мире. Особое внимание уделяем творчеству А. С. Пушкина и его поэме «Руслан и Людмила», которая стала основой для оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Возможно исполнение увертюры к опере учащимся.

(Предполагаемое количество участников группы-3 человека)

Проекты всех творческих групп продемонстрируют, что Россия в 19 веке просто ворвалась в мировую культуру и заняла там одно из самых почётных, можно сказать, первых мест. Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства.

Ресурсы проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год. В случае успешной реализации проекта, заинтересованности со стороны обучающихся и учителей, возможно продолжение работы над проектами типа «Литературный салон», создание новых форм проектов. Так как воплощение проекта не требует больших вложений, мне это представляется вполне возможным.

В дальнейшем предполагается задействовать в реализации проекта обучающихся других возрастных групп.

Материально- техническое обеспечение школы позволяет осуществить анонс предстоящего мероприятия, осветить подготовку и реализацию проекта. Работа творческих групп облегчена стабильным доступом в Интернет, богатым библиотечным фондом.

Целевая аудитория и партнёры

Целевой аудиторией, на которую рассчитан данный проект, являются учащиеся 8-11 классов. К обсуждению результатов проекта привлекаются учителя-предметники, задействованные в реализации проекта, руководители методических секций школы, ребята, обучающиеся в старших классах (предполагается проведение тестирования).

Социальными партнёрами данного проекта являются краеведческий музей г. Карталы, Дом культуры железнодорожников, родители.

Перспективный план реализации инновационного проекта

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Первый этап (2016 -2017 учебный год) -организационный

Сроки

Мероприятия

Задачи

Ожидаемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сентябрь

Подготовка. Разработка проекта

Определение темы и целей проекта

Разработка проекта, составление плана работы

Обсуждают предмет с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, осмысливают полученные сведения

Знакомит с методикой проекта, мотивирует учащихся к совместной работе. Устанавливает цели и ставит задачи, проводит мониторинг участников с целью выявления их пристрастий.

Октябрь-ноябрь

Планирование. Изучение теоретического материала по организации творческого пространства

Объединение участников проекта в творческие группы

определение источников информации, способов сбора и систематизации информации, определение способа представления отчёта о проделанной работе, распределение обязанностей между членами творческих групп

Вырабатывают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, координирует работу.

Второй этап (2016-2017 учебный год) - конструкторский

Декабрь- январь

Создание сценария литературного салона

Сбор информации от творческих групп, систематизация, полученного материала, решение промежуточных задач

Сценарий

Решают поставленные задачи, распределяют обязанности, готовят презентации, сообщения, анализируют, подбирают реквизит

Собирает полученную информацию, анализирует, создаёт сценарий

Третий этап (2016-2017 учебный год) - деятельностный

Февраль-апрель

Репетиции

Отработка материала, корректировка сценария (по необходимости)

Творческая работа всех участников проекта

Участвуют в проекте

Наблюдает, советует, координирует.

Четвёртый этап (2016-2017 учебный год) - заключительный

май

Защита проекта

Продемонстрировать творческую работу на должном уровне

Интересное, познавательное мероприятие

Проявляют свои творческие способности

Поддерживает, координирует ход программы

май

Мониторинг и обсуждение результатов проекта

Получение оценки проделанной работы

Привлечение к процессу создания подобных проектов учителей других предметных дисциплин

Участвуют в оценке проделанной работы путём обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, свою деятельность, качество исполнения, неиспользование возможностей, потенциал продолжения работы над проектами

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Совместная работа учителей и учащихся над созданием и реализацией проекта во внеурочное время, конечно же имеет положительные результаты. Данная работа не ограничивается рамками урока. Значительный объём работы ребятам предстоит выполнить самостоятельно, что дисциплинирует, подстёгивает к дальнейшим продуктивным действиям. Возможность проявить себя, выступить в новой для себя роли развивает креативные способности детей, учит их строить взаимоотношения, преодолевать трудности. Ребята ощущают свою значимость, что также повышает мотивацию к дальнейшему обучению.

Сценарий «Литературного салона» в дальнейшем может использоваться не только как цельное мероприятие. Предполагается использование отдельных фрагментов (презентации, сообщения, чтение произведений поэтов 19 века) сценария на уроках разных предметных дисциплин, во время проведения предметных недель.

Таким образом, если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

повышению познавательной активности,

повышению качества знаний по предмету,

развитию речи обучающихся,

воспитанию чувства толерантности, ответственности,

формированию любви и уважения к культурному наследию своей страны.

За время работы над данным проектом, мы не только углубились в изучение культуры 19 века, но и прониклись атмосферой того времени, ощутили величие русской культуры. В подготовке литературного салона проявили таланты не только ученики, чтецы, музыканты, историки, но и учителя, которые выступили на равных с учениками при защите проекта. Надеюсь, что наш проект не завершён, но мы уже можем наблюдать его результаты. Положительная динамика участия наших ребят в конкурсах, олимпиадах, повышение интереса к чтению, рост числа учителей, участвующих в методических конкурсах. Вот основные показатели успеха данного проекта.

Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта

В планах на будущее создание мини-проектов, посвященных литературному наследию («Русские баснописцы», «Поэзия серебряного века», «Мой Достоевский», «Поэты и писатели родного края», «Экспедиция в прошлое» (по текстам древнерусской литературы)). Разрабатывается проект «Я пишу…», в котором будут собраны произведения, созданные учащимися школы. Проект «Литературный салон» станет отправной точкой для создания последующих работ. Слайдовые презентации, созданные творческими группами, станут подспорьем учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков. В перспективе возможна корректировка содержания проекта, включение новых текстов, обогащение материала.

Желание продолжить данный вид работы, в первую очередь, изъявляют учащиеся. А это значит, что у нашей совместной работы большие перспективы

Конечными продуктами проекта стали:

Презентации

Сценарий литературного салона

Тестовые вопросы для мониторинга литературных предпочтений обучающихся

Открытые уроки.

Список литературы

Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. - 12-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448с.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От XVII века до современности: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2007. - 399 с.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 вв.: Учеб. Пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

История России. Часть 3. С конца ХVIII по 90-е годы ХIХ века. Электронный образовательный комплекс (Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19в. и Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7).

CD «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы

Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс»/Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Дрофа», ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003.

Проект на тему: «Моё творчество».

Ученицы 4 «А» класса

МОУ СОШ №6 г.Фролово

Филатовой Виктории


Меня зовут Вика. Мне 10 лет,и я учусь в 4 классе средней школы и в 4 классе ДШИ.

Мне нравится рисовать и заниматься лепкой. В этом проекте я хочу представить свои самые лучшие работы.


  • «Моя Мурка», «Мой Тиша»-это мои первые настоящие «картины». Я их нарисовала, когда мне было пять с половиной лет.

  • Работы,выполненные цветными карандашами, были моими первыми работами в школе искусств.

  • Это мои рисунки с натуры простым карандашом.

  • Эти натюрморты- то же рисунки с натуры.

  • «Осенний ковёр»- один из моих рисунков простым карандашом по представлению.

Рисунки, выполненные фломастерами

На тему воображения свои рисунки «Зимберия» и «Ваза с цветами» я рисовала фломастерами.


  • Рисунок цветка «Соццилия»из придуманной мной сказки.
  • «Жила была девочка с волшебными силами, но не зная этого, девочка дотронулась до цветка «Соццилия» и цветок стал мраморным, и этого цветка больше никто и никогда не видел.А кто увидел, никогда не вернулся, и никто не знает, что с ними произошло.»
  • Натюрморт с натуры выполнен маркером.

  • «Однажды ночью».К этому рисунку моя бабушка написала стих:
  • Ночка тёмная. Аллея парка. Лето.Жарко. Звёзд на небе Не очень много. И совсем не видна дорога. Луна бледная, Одинокая. На газонах трава высокая. Тучи ходят По небу низко. И бежит по тропинке киска. На переднем плане Рыжий кот. У него,похоже,полно забот: Осторожно несёт Свой подарок-мышь, И урчанье кошки нарушает тишь. Кот галантен, Кошка нежна. Что за сказочная страна?! За работу "5"-ка у Вики. Ну,и я, лично, Ставлю "отлично".

Работа, выполненная пастелью

Мой натюрморт с натуры «Веточки сосны» и «Птичка на веточке».


  • Техника выполнения рисунка такова:
  • 1.Наносится толстый слой воды.
  • 2.Пока вода не высохла, выполняется рисунок акварелью.


Самая нежная техника - акварель

«Барсук на прогулке»

Натюрморт с натуры в жёлтых тонах.


Ещё из моих любимых рисунков акварелью

«Морская тема»

«Белочка на тропинке»


Работы, выполненные из пластилина

Композиция «У озера»

Мною выдуманная сказочная змея Арямуфи


  • Мне очень нравится заниматься скульптурой.
  • Уточка- это моя первая скульптурная работа из глины.

  • Гипсовая рамка для фото, раскрашенная акварелью.В этой рамке моё фото, где мне 4 года.
  • Роспись по гипсу.


  • Роспись гуашью.

Мои планы на будущее

Я занимаюсь рисованием и скульптурой с большим удовольствием и мечтаю стать дизайнером интерьера, а быть дизайнером это означает быть творческой личностью в определенной области.

наталья цынглер
Творческий проект «Территория творчества»

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»

Творческий проект

«Территория творчества »

Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

г. п. Междуреченский

Аннотация

Проект «Территория творчества » :

По методу : практико - ориентированный.

По числу участников : воспитанники вокального объединения «Сибирята» , педагог по вокалу, педагог – хореограф.

По характеру контактов : центр дополнительного образования, контакты с семьей, с общеобразовательной школой, с учреждениями культуры, социальной защиты населения, церковным приходом.

По времени : долгосрочный (1 год) .

Направленность :

Данный проект ориентирован на вокально – хоровую работу с воспитанниками вокального объединения (все возрастные группы) и направлен на популяризацию народного и эстрадного искусства. В условиях проекта коллектив воспитанников вокального объединения работает над созданием совместных вокальных номеров, т. е. воспитанники разных возрастных групп делают одно общее дело, что способствует сплочённости коллектива, ответственности за общее дело, а также взрослые вокалисты выступают в роли наставников для младших воспитанников. В ходе работы расширяются познания в области музыкального искусства. Создаются благоприятные условия для творческой деятельности вокального коллектива.

ПРЕДПОСЫЛКИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ДАННОГО ПРОЕКТА

Данный проект разработан для воспитанников вокального объединения «Сибирята» . В данном объединении занимаются дети разного возраста (дошкольники и воспитанники школьного возраста 7 – 17 лет) . В объединении существуют три возрастные группы, которые занимаются по учебно – тематическому плану, соответствующего возрастного уровня. В работе с вокалистами, не редко возникала необходимость исполнения вокального номера всем составом объединения, либо разновозрастным дуэтом, трио. Данный метод работы плодотворно сказывался на работе вокалистов и был очень интересен воспитанникам. Кроме того следует отметить, что когда на сцене дети разного возраста исполняют совместный вокальный номер – это несёт хороший посыл в зрительный зал.

Таким образом, проект – «Территория творчества » , направлен на совместное творчество воспитанников разных возрастных групп вокального объединения (это исполнение в смешенном составе ансамбля и разновозрастные дуэты) .

Актуальность проекта - Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Новизна проекта заключается в следующем :

Интегрированный подход в обучении.

Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый, причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Существует много видов интеграции : по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. В данном проекте интеграция заключается в объединении разных возрастных групп, либо солистов разного возраста. Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления воспитанников.

Цель проекта - Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков, посредством активной музыкально-творческой деятельности .

Задачи :

Образовательные :

Формировать вокальные навыки (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верную артикуляцию, четкую дикцию, владение разными атаками звука, чистую интонацию и т. д.).

Формировать навыки адекватного и выразительного исполнения вокальной музыки;

Обучать воспитанников приемам сценического движения, актерского мастерства.

Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества ) ;

Развивающие :

Развивать навыки коллективной работы;

Развивать личностные и коммуникативные качества.

Воспитательные :

Воспитывать коллектив единомышленников, использующих индивидуальные, творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания, в процессе исполнительской деятельности.

Воспитывать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру.

Здоровьесберегающий компонент программы :

Выстраивать учебный процесс, способствующий укреплению, а так же совершенствованию здоровья детей;

Овладевать способами саморегуляции, поддержки здорового образа жизни.

Кадровое обеспечение и управление проектом

К осуществлению проекта будут привлечены специалисты центра дополнительного образования – директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист центра дополнительного образования, родители воспитанников, педагог - хореограф.

Директор – осуществляет общее управление проектом .

Заместитель директора по воспитательной работе и методист центра дополнительного образования – осуществляют методическое обеспечение проекта , проводит диагностические методики : тестирование, сравнение, анкетирование.

Руководитель проекта – является организатором и реализатором проекта .

Педагог хореограф – организует работу по овладению навыков сценического движения.

Сотрудничество с организациями-партнёрами (осуществляют концертную деятельность) :

КДК «Рондо»

РДКИ «Конда»

Школы Кондинского района

ЦЗН «Фортуна»

Сотрудничество с местной религиозной организацией православным

Приходом храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Описание деятельности в ходе проекта

Подготовительный этап (Срок : сентябрь – 2015г) :

1. Подбор вокального материала для исполнения.

5. Разработка плана совместной деятельности педагога с детьми, создание условий для совместной деятельности детей, планирование взаимодействия с организациями партнёрами в рамках проекта .

На данном этапе работа ведётся по разучиванию вокальных произведений в группах, а затем происходит сводная репетиция (на которой присутствуют все вокалисты) . Здесь уже непосредственно идёт работа над постановкой произведения и целостным звучанием коллектива. Данные репетиции проходят, по необходимости (1 – 2 раза в месяц по 2 часа) .

Для реализации данного проекта в работу включены произведения и мероприятия, отображенные в таблице (данный план может регулироваться) .

Планируемое произведение для совместного исполнения Участники Мероприятия Сроки

«Величальная» Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова Средняя и старшая группы Районный фестиваль «Дружба народов»

«Сердце земли моей» Дуэт - Цынглер Н. Н. и Биджева Милана

«Светлый праздник» , из репертуара детского ансамбля «Радуга» Младшая группа и группа дошкольников Концертная программа «Рождество Христово» январь

«Свет рождественской звезды» , слова Ирины Филимоновой, музыка Анны Петряшевой. Младшая, средняя, старшая группы.

«Был у Христа младенца сад» Младшая, средняя, старшая группы. Концертное мероприятие – «Святая Пасха» апрель

«Ангелы надежды» Младшая, средняя, старшая группы. Отчётный концерт центра апрель

Заключительный этап (Срок : май 2016г.) :

Анализ деятельности на всех этапах проекта , соотнесение результатов с поставленными задачами;

Создание банка педагогического опыта (отчёт) .

В процессе реализации проекта могут возникнуть следующие проблемы

Фактор риска Пути преодоления

Дефицит вокального репертуара Использование интернет ресурсов

Недостаточная подготовка воспитанников

(разные возрастные и психологические особенности воспитанников) Поиск подходящего вокального репертуара, облегчение вокальных партий.

Пропуски занятий :

По болезни

Другие причины Совместная работа с родителями

В качестве готового продукта проекта планируется

Пополнение картотеки музыкально – исполнительского репертуара;

Разнообразие вокальных номеров, по составу исполнителей и по стилевому направлению

Перспективы распространения результатов проекта :

Концертная деятельность воспитанников объединения;

Конкурсная деятельность воспитанников объединения;

Распространение педагогического опыта работы (педагогические сообщества, семинары, сайт педагога и др.)