Профессия чертежник. Специальность - Чертежник-конструктор: где учиться и кем работать. Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

2. На должность чертежника назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

3. Назначение на должность чертежника и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению

4. Чертежник должен знать:

4.1. Методические и нормативные материалы, касающиеся выполнения чертежных работ.

4.2. Методы и средства выполнения чертежных работ, основы технического черчения.

4.3. Инструменты и приспособления, применяемые при черчении.

4.4. Стандарты, технические условия и инструкции по оформлению чертежей и другой конструкторской документации.

4.5. Основы организации труда.

4.6. Основы законодательства о труде.

4.7. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.8. Правила и нормы охраны труда, производственной санитарии.

5. Чертежник подчиняется непосредственно

6. На время отсутствия чертежника его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Чертежник:

1. Выполняет чертежные работы (чертежи деталей, сборочные чертежи, чертежи общего вида, габаритные и монтажные чертежи и другую конструкторскую документацию) по эскизным документам или с натуры в требуемых масштабах в туши или карандаше с соблюдением правил черчения.

2. Составляет схемы, спецификации, различные ведомости и таблицы.

3. Делает необходимые надписи и проставляет условные обозначения на чертежах и других документах.

4. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

Чертежник имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы служащих; замечания по деятельности работников организации; варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства организации от подразделений организации и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Чертежник несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

На всех производственных предприятиях перед тем, как изготавливать какой-либо новый вид продукции, занимаются конструированием изделия и подготавливают соответствующие чертежи. Эти работы выполняют хорошо подготовленные специалисты. Профессия чертежника-конструктора является очень востребованной на всех технических производственных предприятиях. Такие специалисты занимаются расчетно-конструкторскими работами, ведут документацию и оформляют чертежи.

Многие производственные предприятия предоставляют услуги по изготовлению нестандартных изделий. Для того чтобы изготовить любое нестандартное изделие, сначала необходимо провести все необходимые расчеты и подготовить спецификацию с чертежами, в соответствии с которыми специалисты будут изготавливать необходимые детали. На рынке труда постоянно наблюдается хороший спрос на специалистов, которые занимаются подготовкой всей необходимой документации, поэтому чертежник-конструктор никогда не останется без работы.

Обязанности

Очень много конструкторских бюро и производственных предприятий в нашей стране занимаются изготовлением нестандартных изделий и разработкой различных новых устройств и деталей. Специальность чертежника-конструктора требует большой ответственности, и квалифицированные работники имеют следующие обязанности:

Знания

Специалист СПО 151901.01 «Чертежник-конструктор» обязан знать:

  • особенности конструкторских работ;
  • организацию труда;
  • техническое черчение;
  • способы выполнения чертежно-конструкторских работ;
  • правила ведения общей документации;
  • номенклатуру документов;
  • внутренний распорядок;
  • параметры и особенности используемого материала;
  • стандартизацию качества;
  • нормы по охране труда.

Обучение

В России есть образовательные учреждения, которые занимаются подготовкой чертежников-конструкторов, поэтому выпускникам школ, окончившим 9 или 11 классов, будет не трудно подобрать техникум или колледж, где они будут учиться. Сроки обучения зависят от формы посещения занятий и имеющегося образования.

Образовательная программа по специальности СПО «Чертежник-конструктор» включает изучение таких профильных предметов:

  • конструкторская технология;
  • техническая механика;
  • компьютерная графика;
  • материаловедение;
  • электротехника;
  • черчение;
  • инженерная графика;
  • технические измерения;
  • информатика;
  • машиностроение;
  • технология обработки металлов;
  • металлообрабатывающее оборудование;
  • сопротивление материалов;
  • техническая графика;
  • охрана труда.

После окончания колледжа чертежники-конструкторы будут хорошо знать:

Программой обучения предусмотрено прохождение производственной практики в действующих конструкторских бюро, где учащиеся смогут закрепить полученные теоретические знания.

Трудоустройство

Подобрать хорошее место работы чертежникам-конструкторам будет совсем не трудно, так как большое количество предприятий и организаций нуждаются в квалифицированных работниках этой специальности. Поэтому выпускники профильных учебных заведений должны будут только выбрать из большого количества интересных предложений, где и кем они будут работать. Рынок труда переполнен предложениями по трудоустройству таких специалистов.

Квалифицированные работники этой специальности разрабатывают новые виды продукции и составляют сопутствующую документацию для изготовления нестандартных изделий. Такая работа требует большой ответственности. В непосредственные обязанности чертежника входит:

Специалисты, которые занимаются составлением технической документации и конструкторскими разработками, должны хорошо знать:

  • правила выполнения чертежных работ;
  • основные принципы правильной организации труда;
  • эксплуатацию технологического оборудования;
  • чертежный инструмент и приспособления;
  • программное обеспечение, позволяющее выполнять расчеты и проектировать модели;
  • технические условия и стандарты качества;
  • трудовой внутренний распорядок;
  • правила масштабирования;
  • способы создания экспериментальных моделей;
  • охрану труда.

Окружающий нас мир состоит из сложных форм. Все на земле создано природой, и, отшлифовываясь миллионы лет, форма предметов приобрела законченный вариант, соответствующий их внутреннему содержанию. Если мы наблюдаем дерево, то видим его у поверхности земли толстым цилиндром, диаметр которого уменьшается с высотой. От ствола разбегаются в разные стороны совсем уже тонкие ветки. Дерево прочно укреплено в земле: переплетение корней создает мощный фундамент в почве, и только редкостный ураган в состоянии свалить дерево и еще реже сломить его ствол. Природа выверила временем размеры, которые необходимы для прочности.

Человек создает новый мир - мир необходимых ему вещей. Еще очень давно, когда человек впервые взялся за примитивные орудия труда, он создавал будущий предмет сначала в воображении. Постепенно в творческой деятельности между воображаемым и законченным предметом возник чертеж. Эта удобная форма позволила повторять изобретения одного одаренного человека, ускорять общественный прогресс.

В современном мире ответ на вопрос, как надо выполнить то, или иное изделие или сооружение, дает комплект конструкторской и технологической документации. Основное место в нем занимают чертежи. Что такое чертеж? Он представляет собой изображение машины, сооружения и технического приспособления и их деталей с указанием размеров, масштабов, состава. Без чертежа невозможно их изготовить и контролировать их качество. Конструкторы считают чертеж языком техники. Он рассказывает (без слов!) о конструкции, о многообразных взаимосвязях и формах будущей машины, ее размерах, обработке деталей и т. п.

Без чертежа нельзя понять и тем самым нельзя на практике реализовать любую самую интересную идею, относится ли она к построению дома, дороги, созданию уличного фонаря, женского платья, платяного шкафа, телевизора или космического корабля. Именно в чертеже фиксируется идея, и конструкторы могут анализировать принятые решения, выдвигать новые, сопоставлять и оценивать их. Первоначальные свои замыслы конструкторы прорабатывают, делая многочисленные наброски и эскизы. Но наступает момент, когда работа конструктора требует профессионального сотрудничества с чертежниками.

Обычно чертежник строит рабочие чертежи по эскизу, сделанному инженером-конструктором, снабженному габаритными размерами деталей. В этих чертежах он выражает в графической форме, а частично в виде текстового материала марку материала, точность обработки деталей, изображает детали в нужном количестве проекций. При выполнении этой работы любой чертежник руководствуется системой правил, зафиксированных в "Единой системе конструкторской документации". Правила эти обеспечивают единство требований к чертежам, облегчают труд чертежников. Они, однако, не лишают работу чертежника самостоятельности и творческого характера. Чертежник не просто перечерчивает эскиз, а анализирует особенности чертежа, выделяет мысленно важнейшие соотношения от второстепенных, намечает план своей работы.

Любой чертеж начинается с разметки, в процессе которой чертежник обдумывает и решает, как расположить изображение на чертеже, на каком формате, какой масштаб, и какую проекцию выбрать. Принять грамотное решение помогает не только (и не столько!) знание чисто технических приемов, сколько умение понимать суть технической идеи и принципы построения.

После выполнения чертежей всех деталей делается сборочный чертеж. Этот этап работы наиболее ответственный как с точки зрения конструкторской, так и чертежной. Сборочный чертеж словно моделирует конструкцию в целом: проверяется правильность заданных размеров и выявляются оплошности, допущенные в работе над деталями (опущены какие-либо размерные линии, необходимо вычертить дополнительное сечение сложного места).

Чертежник-конструктор и сам составляет эскиз и самостоятельно разрабатывает чертежи для выполнения опытного образца изделия, предложенного рабочим-изобретателем. Здесь еще больше простора для выражения логического мышления (мысленный разбор признаков детали) и пространственного воображения (определение того, как изменится видимый облик детали при переносе его на плоскость чертежа).

До последнего времени верным помощником чертежника был специальный рабочий прибор. Теперь в его распоряжении появились электронные карандаши, дисплеи, которые входят в системы автоматизированного проектирования, включающие ЭВМ. Чертежник должен быть готов к работе с микропроцессорной и вычислительной техникой.

Работа чертежника требует устойчивого внимания, сосредоточенности, усидчивости и физической выносливости. Во время работы у чертежника находится в действии вся мышечная система. Например, для того, чтобы в конкретное место на ватмане поставить точку, необходимо четко зафиксировать положение ног на полу, сориентировать туловище и с большой точностью направить движение руки. Мышцы напряжены, и расслабиться им нельзя: стоит только качнуть ногой, и карандаш поползет в сторону. Значительно напряжение зрения. С опытом работы напряженность эта несколько снижается. Опытного чертежника отличают точные по силе и направленности быстрые движения, высокая сенсорно-моторная координация.

Квалифицированный чертежник никогда не забывает, что его чертеж ляжет перед токарем или фрезеровщиком. Если он будет точен, чист, то тем самым рабочий потратит меньше времени на его изучение и быстрее приступит к изготовлению детали. Изящно сделанный чертеж, красиво и четко написанные буквы и цифры создают у рабочего положительные эмоции, и ему хочется и свою работу выполнить красиво. Квалифицированного чертежника отличает собранность, аккуратность, трудолюбие.

Чертежнику необходимо многое знать: методы геометрического, проекционного черчения, основы конструирования, технологию металлов, пластмасс или других материалов, допуски, посадки, технические измерения и т. д. Из предметов, которые изучаются в средней школе, больше всего ему потребуется знание математики, физики, черчения, основ информатики и вычислительной техники.

Со временем все реже придется чертежнику обращаться к карандашу и линейке, все меньше будет приходиться на долю чертежника рутинного труда, оставляя время для творческого осмысления своей работы. Чертежник видится в будущем как чертежник - оператор ЭВМ. Это завтрашний день проектирования.

Тысячи тружеников этой профессии стоят за всеми окружающими нас предметами дома и на работе, на улице и в кино. Рукотворный мир словно подчиняется неслышному движению графита по чистому полю белой бумаги и превращается потом в гулкие поезда или домашнюю мелочь. Эта неисчезающая профессия начинала с грубых линий на песке и перебирается теперь с листов ватмана на экраны дисплеев.

Работают чертежники в конструкторских бюро в отделах различных объединений, предприятий, научно-исследовательских учреждений.

Профессию чертежника можно получить в средних специальных учебных заведениях страны.

Работа квалифицированного и любящего свое дело чертежника часто приближается к творческой деятельности конструктора. Со временем познается специфика того предприятия, где он работает, появляется желание самому заняться созданием новых изделий - надо только углубить свои знания. Некоторые предприятия имеют свои учебные заведения, где можно, не отрываясь от работы над чертежами, получить высшее образование.

Класс 9
Тема: Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ .
Цели: Понакомить с определениями: технический рисунок, эскиз, чертеж, схема; правилами безопасного выполнения чертежных работ; выполнять эскизы, чертежи, схемы. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ
Наглядность: «Технический рисунок», «Эскиз», «Схема».
Инструменты и материалы: Чертежные инструменты, бумага для черчения А4,
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков

Ход урока
I. Организационный этап урока.
Проверка готовности к уроку.
Создание психологической атмосферы урока.
Подготовка необходимого оборудования.
Включение учащихся в деловой ритм.
II. Формирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
Знать: - Требования к организации рабочего места;
- правила безопасности и санитарно-гигиенические требования

во время выполнения чертежных работ,
- определения чертеж, эскиз, технический рисунок, схема.
Уметь: - выполнять эскизы, чертежи, схемы
III. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами выполнения чертежа, технического рисунка, эскиза, схемы, научимся выявлять их с помощью чертежных инструментов.
IV. Актуализация опорных знаний
Беседа.
1. Приходилось ли вам на уроках математики пользоваться такими инструментами? (учитель демонстрирует чертежные инструменты.) Каково их назначение? Как ими следует пользоваться?
2. Можно ли собрать автомобиль, сшить одежду, построить дом, дорогу или мост, не представляя, как они должны выглядеть?
3. Можно ли было создать эти предметы или конструкции, если бы каждый человек изображал их по-своему?
4. Предложите пути решения этой проблемы.
В ходе беседы учитель подводит к выводу о том, что существуют общие правила для выполнения изображений деталей, конструкций и изделий.
V. Обобщение и систематизация знаний.
1.Какие виды чертежей, схем, эскизов?
Ответы обобщает учитель.
1.Понятие о техническом рисунке, чертеже. Правила оформления.
Рассказ учителя.
На этапе технического конструирования на основе эскиза, созданного художниками-модельерами, художники-конструкторы, чертежники, чертежники-конструкторы выполняют технический рисунок и чертеж проектируемого изделия.
Технический рисунок – это изображение предмета с соблюдением пропорций, выполненное с помощью чертежных инструментов
Чертеж – это документ, содержащий изображение детали и сведения, необходимые для ее изготовления.
Основные правила оформления чертежей.
Чертеж выполняют на листах бумаги определенных форматов (например,210х297мм или формат А4). Поле чертежа ограничивают рамкой.
В специальной рамке (основная надпись) внизу справа указывают определенную информацию.
2. Понятие об эскизе.
Эскиз – это чертеж, выполненный от руки, без применения чертежных инструментов, без масштаба, лишь соблюдая, на глаз, пропорции между частями изображаемой детали..
Чтобы правильно выполнить эскиз предмета, придерживаются такой последовательности:

1. Знакомятся с предметом, изучая его строение.
2. Определяют положение изображения на поле чертежа.
3. последовательно размечают и обводят контур предмета.
4. наносят выносные и размерные линии.
Обмеряют предмет и наносят размерные числа.
5. заполняю основную надпись, где указывают, из какого материала он изготовлен. Масштаб на эскизе не указывают.
3. Схемы
Кинематическая схема – это изображение, которое объясняет принцип действия механизма, который передает движение.
Электрическая схема - это изображения элементов электротехнического изделия или электрической сети и связей между ними
VI. Применение знаний, умений, навыков.
Практическая работа.
Тема: Выполнение Технического рисунка
Инструменты и материалы: карандаш, линейка, листА4
Последовательность выполнения.
По заданным меркам выполнить технический рисунок юбки.
Учитель контролирует работу учащихся и корректирует допущенные ошибки.
VII.Подведение итогов
- анализ недостатков, допущенных в работе и пути их устранения;
- выставление оценок с мотивацией за выполнение практической

работы.
VIII.Рефлексия (коллективная форма, беседа)
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Какую работу выполняли?
Сравните реальные результаты с заданиями, которые были определены на урок. (почему получили именно такие результаты? Что нужно сделать, чтобы иметь лучшее результаты работы?)
Где нужно использовать полученные знания и умения?
IХ.Д\З. выполнить рисунок (эскиз модели платья по схематичному изображению фигуры.)

Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

На всех производственных предприятиях перед тем, как изготавливать какой-либо новый вид продукции, занимаются конструированием изделия и подготавливают соответствующие чертежи. Эти работы выполняют хорошо подготовленные специалисты. Профессия чертежника-конструктора является очень востребованной на всех технических производственных предприятиях. Такие специалисты занимаются расчетно-конструкторскими работами, ведут документацию и оформляют чертежи.

Многие производственные предприятия предоставляют услуги по изготовлению нестандартных изделий. Для того чтобы изготовить любое нестандартное изделие, сначала необходимо провести все необходимые расчеты и подготовить спецификацию с чертежами, в соответствии с которыми специалисты будут изготавливать необходимые детали. На рынке труда постоянно наблюдается хороший спрос на специалистов, которые занимаются подготовкой всей необходимой документации, поэтому чертежник-конструктор никогда не останется без работы.

Очень много конструкторских бюро и производственных предприятий в нашей стране занимаются изготовлением нестандартных изделий и разработкой различных новых устройств и деталей.

Специальность чертежника-конструктора требует большой ответственности, и квалифицированные работники имеют следующие обязанности : вычерчивание чертежей деталей; ведение конструкторской документации; оформление чертежных прикладных документов; снятие эскизов и преобразование их в цифровой формат для ЭВМ; составление порядка сборки; составление деталировки; внесение корректировок; составление таблиц; конструирование изделий; выполнение типовых расчетов; проставление условных обозначений;

внесение примечаний; добавление сносок и маркировок в чертежи; разработка сопутствующих программ; составление всевозможных схем; заполнение ведомостей .

Навыки черчения необходимы таким техническим специалистам, как , дизайнеры, строители, топографы, физики, инженеры, авиа- и машиностроители. Гуманитариям оно может пригодиться для развития пространственного и логического мышления. Сегодня сложно выделить какую-нибудь область человеческой деятельности, в которой не пригодилось бы умение понимать чертежи или изображать их.
Географические и топографические карты, а также рисунки, чертежи и схемы, по сути являются графическими изображениями.
Сегодня обучение специалистов по техническому
в школах и вузах не слишком популярно, поэтому каждый студент, желающий соответствовать современным требованиям определенных профессий, может получить навыки чертежного мастерства на компьютере. Для этого существуют платные курсы и компьютерные программы, позволяющие в автоматическом режиме проектировать и чертить различные чертежи в двух- и трехмерном изображении. Обычно обучаться черчению идут студенты, понимающие всю важность данных навыков, которые в будущем дадут им возможность высококачественно выполнять свою работу, экономя трудовое время и нервы работодателя.