Противолодочная авиационная бомба загон 2. Отечественное оружие и военная техника. Умная противолодочная бомба бесшумно дырявит корпуса стратегических ракетоносцев

Научно-исследовательский инженерный институт (входит в концерн Ростех), расположенный в подмосковной Балашихе, приступил к серийному производству корректируемой противолодочной авиационной бомбы «Загон-2». Она является глубокой модернизацией бомбы «Загон-1», поступившей на вооружение в 1994 году.

Корректируемая бомба «Загон-1» стала для своего времени новым видом противолодочных боеприпасов, получив качественно другие свойства. Прежде всего это относится к скрытности. Бомба использует гравитационный способ приближения к цели, не создавая никаких шумов, которые смогли бы обнаружить гидроакустические системы атакуемой лодки.

То есть «Загон» лишен недостатка, присущего торпедам. И в то же время обладает достоинствами торпеды - самостоятельно наводится на цель при помощи акустической головки самонаведения (ГСН).

Бомбами этого типа оснащаются противолодочные самолеты и вертолеты - Ил-38, Ту-142МЭ, Ка-28. Во время спуска бомбы на парашюте встречным потоком воздуха надувается поплавок. На нем бомба некоторое время, до 4 минут, держится на поверхности моря после приводнения. При этом включается режим поиска ГСН цели. Допускается использование бомбы при волнении моря до 6 баллов.

Найдя цель, бомба начинает погружаться с большой скоростью. Причем погружение не обязательно может быть вертикальным.

Повышенную эффективность новой бомбы можно проследить при сравнении тактико-технических характеристик «Загона-1» и «Загона-2».

Максимальная глубина погружения, м: 600 - 600

Вертикальная скорость погружения, м/с: 16,2 - 18,0

Максимальный угол погружения, град: 60 - н/д

Радиус обнаружения цели, м: 120 - 450

Длина, мм: 1300 - 1500

Диаметр, мм: 210 - 232

Масса, кг: 94 - 120

Масса взрывчатого вещества, кг: 19 - 35.

Бомба «Загон-2» оснащена электромеханическим взрывателем. Воздействие на подводную лодку, гарантирующее пробивание корпуса, - кумулятивное.

В случае обнаружения противолодочным самолетом или вертолетом ВМФ субмарины противника осуществляется массированная бомбовая атака. Сбрасывается порядка 6−10 «Загонов». Строго говоря, они не совсем невидимы для сонаров подводной лодки, поскольку ГСН «Загона» осуществляет активное гидролокационное сканирование. То есть работает как радар, испуская акустические воны и принимая отраженные. Но перед атакой, когда выбрано точное направление на цель, сканирование отключается, и бомба начинает погружение.

Также необходимо сказать, что парашют используется не только для того, чтобы уменьшить удар бомбы, оснащенной сложной электроникой, о воду. Парашют позволяет уменьшить угол прицеливания, поскольку после его раскрытия бомба летит практически отвесно. А это приводит к повышению точности бомбометания на высоких скоростях летательного аппарата. Что же касается слова «корректируемая», то оно имеет совсем другой смысл, чем тот, который вложен в понятие «корректируемой авиационной бомбы» (КАБ). Корректирование движения «Загона» осуществляется не в воздухе, а под водой.

История вопроса

Морская авиация появилась еще перед Первой мировой войной. Но практически до середины 30-х годов самолеты, аэростаты и дирижабли ВМФ и ВМС ряда стран использовались исключительно для поисков подводных лодок. А удары по ним наносили надводные корабли глубинными бомбами, которые довольно долго мало чем отличались от обычных бочек, набитых взрывчатым веществом.

Однако и первые авиационные бомбы, появившиеся незадолго до Второй мировой войны, большой погоды в борьбе с подводными лодками не сделали. В Советском Союзе в 1940 году была принята бомба ПЛАБ-100 (противолодочная авиационная бомба) весом в 100 кг с 70 кг взрывчатого вещества. Бомба была некорректируемой. Опустившись на парашюте, она сразу же начинала погружение и взрывалась на заданной глубине. ПЛАБ-100 имела низкую эффективность. В связи с чем пилоты предпочитали пользоваться обычными фугасными бомбами, подлавливая поднявшиеся на перископную глубину лодки. Перед войной на складах было 13,5 тыс. ПЛАБ-100 во время войны были израсходованы лишь 3,7 тыс. Из них 1,1 тыс. - не по назначению.

Лишь в середине 60-х годов появились две новые противолодочные бомбы - ПЛАБ-50 (кассетная) и ПЛАБ-250−120, - которые стали шагом вперед, хоть и не очень большим. Они были оборудованы индукционными взрывателями, что делало более удачным момент подрыва. Более того, устанавливался даже сонарный взрыватель. Однако и эти бомбы были некорректируемыми, «свободнотонущими», все зависело от того, насколько близко бомба упадет от лодки.

Вот, собственно, и всё бомбовое вооружение, которым располагала морская авиация ВМФ России до 1994 года, когда на вооружение был принят «Загон-1». И когда о противолодочных бомбах стали говорить всерьез.

До этого времени упор делался на противолодочные авиационные торпеды (ПЛАТ), которые начали приходить в морскую авиацию в 1962 году. Первая же такая торпеда - АТ-1 - оказалась во много раз эффективнее «свободнотонущих» бомб. Она была способна поражать лодки на глубине до 200 метров и имеющих скорость до 25 узлов. Вес взрывчатого вещества равнялся 70 килограммам. Этого вполне хватало, поскольку подрыв при срабатывании индукционного взрывателя происходил на расстоянии до 5 метров от корпуса субмарины. Дальность хода АТ-1 составляла 5000 м.

Но главное - АТ-1 могла самостоятельно осуществлять поиск лодки при помощи как активных, так и пассивных сонаров, и, обнаружив ее, атаковать. Поиск цели осуществлялся при движении торпеды по спирали с радиусом 60−70 метров. Если торпеда проходила мимо лодки далее 6 метров, то начинался новый поиск для более точного выведения на цель. После истечения контрольного времени «заблудившаяся» торпеда самоуничтожалась.

В середине 60-х годов появилась торпеда АТ-2. В ней объем взрывчатого вещества, а также дальность хода увеличились почти вдвое. Максимальная глубина поражения достигла 400 метров. Скорость хода при поиске цели составила 23 узла, а в момент атаки - 40 узлов. Различные модификации этой эффективной торпеды выходили вплоть до начала 80-х годов.

Однако в начале 60-х годов, когда военные пребывали в эйфории от неограниченных возможностей, которые предоставляют цепная ядерная реакция и неуправляемый термоядерный синтез, появилась противолодочная бомба, не требующая точного бомбометания. Вначале в США, поскольку американцы первыми создали урановую, а затем и плутониевая бомба. Противолодочный свободнопадающий боеприпас получил название Mk.90 Betty.

Серийное производство «Бетти» началось в 1955 году. Четырьмя годами позже самолет с бомбой упал в океан, поиски бомбы не дали результатов. В 1960 году США начали выпускать облегченную бомбу, поскольку одна «Бетти» могла уничтожить не только пару советских подлодок, но и пару американских, находящихся на значительном расстоянии. Новую бомбу назвали «Лулу».

Советский Союз ответил симметрично в 1963 году, наладив производство аналогичных боеприпасов. Первая советская ядерная противолодочная бомба называлась 5Ф48 «Скальп». А вскоре появилась 8Ф59, носителем которой стал модифицированный вариант вертолета Ка-25.

Научно-исследовательский инженерный институт (НИИИ) ведет работу по доработке авиационной противолодочной бомбы «Загон-2» для использования на вертолетах Ми-14, сообщил гендиректор концерна «Техмаш» Сергей Русаков.

Как сообщалось, Минобороны России рассматривает возможность возобновления производства противолодочных вертолетов Ми-14, получивших прозвище «убийца подлодок».

«Институтом разработана корректируемая противолодочная авиационная бомба «Загон-2». Бомба предназначена для применения с вертолетов типа Ка-27 и освоена в серийном производстве. В настоящее время ведутся работы в части использования этих бомб на других вертолетах. В их числе и Ми-14», – сказал РИА «Новости» Русаков.


Разработанный в 1960-е годы вертолет-амфибия типа Ми-14 мог нести ядерную бомбу, способную уничтожить подводные лодки практически в радиусе километра. В последние годы холодной войны Ми-14 «прославился» после того, как успешно поразил западную подлодку (вероятно, американскую) в советских территориальных водах.

В 1980-х производство вертолета было остановлено, а в 1996 году Россия сняла с вооружения все противолодочные Ми-14 – предположительно, под давлением США.

Если производство вертолета возобновится, новый Ми-14 будет выпускаться на Казанском вертолетном заводе. Модернизированная версия будет оснащена новыми двигателями, современным электронным оборудованием и улучшенной системой наведения. Вертолет сможет дольше оставаться в воздухе и лучше держаться на воде.

Минобороны РФ рассчитывает максимально быстро возобновить поставки вертолетов-амфибий Ми-14 в новой модификации для авиации ВМФ России, в том числе для охраны границ государства в Арктике. Об этом 10 сентября заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов.

«Этот вертолет будет с совершенно новыми характеристиками, предусматривается перевод его в цифру, оснащение современной авионикой, новым двигателем ВК-2500»

"Этот вертолет очень востребован, авиация Военно-морского флота ждет его, поэтому мы максимально быстро постараемся вернуть вторую жизнь этому вертолету. Мы очень рассчитываем на Ми-14 в новом облике", - сказал Ю. Борисов в ходе визита на Казанский вертолетный завод.


Загон-2 - корректируемая противолодочная авиабомба


Противолодочную корректируемую авиабомбу Загон-2 сбрасывают на воду при помощи парашюта. Во время спуска встречные потоки воздуха надувают поплавок устройства. В дежурном положении авиабомба Загон-2 на поплавке находится несколько минут, точные данные – военная тайна.

По сути, эти авиабомбы берут на себя функции противолодочных самолетов, самых опасных врагов субмарин, от которых не всегда можно укрыться даже на максимально возможной глубине.

Главная особенность Загона-2 – бесшумность и зависание до определения своей цели. За подводными лодками авиабомба охотится при помощи специальной акустической головки самонаведения. Она может почувствовать цель на глубине до 600 метров. Акустическая головка авиабомбы Загон-2 работает по принципу локации, отправляет сигнал и принимает его в случае отражения.

Масса устройства составляет 120 килограммов, длина 1,5 метра, калибр 232 мм. Боевая часть является кумулятивно-фугасной, а масса ВВ в тротиловом эквивалента равна 35 килограммам. Авиабомба Загон-2 снабжена электромеханическим взрывателем. Срок хранения устройства составляет 10 лет.

Военные новости радуют нас и печалят Запад. Минобороны России может возобновить производство противолодочных вертолетов Ми-14, прозванных на Западе еще при СССР «убийца подлодок». Параллельно ведутся работы по приспособлению авиационной противолодочной бомбы «Загон-2» для использования на вертолетах Ми-14.

Что мы знаем о вертолете-амфибии Ми-14?

Год создания 1960-й. Был способен нести ядерную бомбу, уничтожавшую подлодки в радиусе километра. Прозвище получил после успешной ликвидации западной подлодки в советских территориальных водах в годы «холодной войны». После распада СССР, Ми-14 сняли с вооружения. Одна из версий: давление США на тогдашнее российское руководство.

Ну что ж, причины у американцев были, и весьма веские. Советский вертолет работал в круглосуточном режиме и в любых метеоусловиях, осуществляя поиск западных АПЛ и поражая их точно в цель. Советскую машину оценили и зарубежные партнеры. Экспорт в разы превышал внутренние поставки. К слову, та же ГДР закупала у СССР вертолеты Ми-14.

Но все возвращается на круги своя. Россия нуждается в эффективном вооружении и военной технике. Ми-14 прекрасно себя зарекомендовал, а модернизированные вертолеты нам еще пригодятся. Главное – поисково-прицельную систему обновить, чтобы малошумные АПЛ отлавливать.

Именно Казанский вертолетный завод, если производство возобновят, начнет выпускать новые Ми-14: модернизации подвергнутся, в первую очередь, трансмиссия, несущая система и комплекс авионики.

Тем более что российским НИИИ «разработана корректируемая противолодочная авиационная бомба «Загон-2». Бомба предназначена для применения с вертолетов типа Ка-27 и освоена в серийном производстве. В настоящее время ведутся работы в части использования этих бомб на других вертолетах. В их числе и Ми-14».

Российским военным, дислоцирующимся в Арктике и на Черном море, вновь требуются проверенные временем машины, способные обнаружить иностранные субмарины, в том числе и малошумные. Пристальное внимание США и стран НАТО к арктическим территориям России и черноморскому региону формирует новую геополитическую реальность.

«Загон-2» — корректируемая противолодочная авиабомба :

Авиабомбу сбрасывают на воду при помощи парашюта. Известно, что в дежурном положении, на поплавке, она может находиться несколько минут. Более точные данные – секретная информация. Важно, что «Загон-2» берет на себя функции противолодочных самолетов.

От нее не укрыться на большой глубине. Она бесшумна и способна зависать до момента определения своей цели, чувствуя АПЛ на глубине до 600 метров. Принцип действия – локация. Работает используя акустическую головку самонаведения. «Начинка» – кумулятивно фугасная, причем масса ВВ в тротиловом эквиваленте равна 35 кг. Электромеханический взрыватель.

Сомнительно, что подлодки НАТО будут чувствовать себя спокойно в российских территориальных водах, когда Ми-14 выйдет «на охоту», да еще с таким вооружением. При таком раскладе остается всего два варианта: либо не провоцировать Россию, либо оптом заказывать белые тапочки для экипажей натовских АПЛ!

Научно-исследовательский инженерный институт (входит в концерн Ростех), расположенный в подмосковной Балашихе, приступил к серийному производству корректируемой противолодочной авиационной бомбы «Загон-2». Она является глубокой модернизацией бомбы «Загон-1», поступившей на вооружение в 1994 году.

Корректируемая бомба «Загон-1» стала для своего времени новым видом противолодочных боеприпасов, получив качественно другие свойства. Прежде всего это относится к скрытности. Бомба использует гравитационный способ приближения к цели, не создавая никаких шумов, которые смогли бы обнаружить гидроакустические системы атакуемой лодки.

То есть «Загон» лишен недостатка, присущего торпедам. И в то же время обладает достоинствами торпеды - самостоятельно наводится на цель при помощи акустической головки самонаведения (ГСН).

Бомбами этого типа оснащаются противолодочные самолеты и вертолеты - Ил-38, Ту-142МЭ, Ка-28. Во время спуска бомбы на парашюте встречным потоком воздуха надувается поплавок. На нем бомба некоторое время, до 4 минут, держится на поверхности моря после приводнения. При этом включается режим поиска ГСН цели. Допускается использование бомбы при волнении моря до 6 баллов.

Найдя цель, бомба начинает погружаться с большой скоростью. Причем погружение не обязательно может быть вертикальным.

Повышенную эффективность новой бомбы можно проследить при сравнении тактико-технических характеристик «Загона-1» и «Загона-2».

Максимальная глубина погружения, м: 600 - 600

Вертикальная скорость погружения, м/с: 16,2 - 18,0

Максимальный угол погружения, град: 60 - н/д

Радиус обнаружения цели, м: 120 - 450

Длина, мм: 1300 - 1500

Диаметр, мм: 210 - 232

Масса, кг: 94 - 120

Масса взрывчатого вещества, кг: 19 - 35.

Бомба «Загон-2» оснащена электромеханическим взрывателем. Воздействие на подводную лодку, гарантирующее пробивание корпуса, - кумулятивное.

В случае обнаружения противолодочным самолетом или вертолетом ВМФ субмарины противника осуществляется массированная бомбовая атака. Сбрасывается порядка 6−10 «Загонов». Строго говоря, они не совсем невидимы для сонаров подводной лодки, поскольку ГСН «Загона» осуществляет активное гидролокационное сканирование. То есть работает как радар, испуская акустические воны и принимая отраженные. Но перед атакой, когда выбрано точное направление на цель, сканирование отключается, и бомба начинает погружение.

Также необходимо сказать, что парашют используется не только для того, чтобы уменьшить удар бомбы, оснащенной сложной электроникой, о воду. Парашют позволяет уменьшить угол прицеливания, поскольку после его раскрытия бомба летит практически отвесно. А это приводит к повышению точности бомбометания на высоких скоростях летательного аппарата. Что же касается слова «корректируемая», то оно имеет совсем другой смысл, чем тот, который вложен в понятие «корректируемой авиационной бомбы» (КАБ). Корректирование движения «Загона» осуществляется не в воздухе, а под водой.

История вопроса

Морская авиация появилась еще перед Первой мировой войной. Но практически до середины 30-х годов самолеты, аэростаты и дирижабли ВМФ и ВМС ряда стран использовались исключительно для поисков подводных лодок. А удары по ним наносили надводные корабли глубинными бомбами, которые довольно долго мало чем отличались от обычных бочек, набитых взрывчатым веществом.

Однако и первые авиационные бомбы, появившиеся незадолго до Второй мировой войны, большой погоды в борьбе с подводными лодками не сделали. В Советском Союзе в 1940 году была принята бомба ПЛАБ-100 (противолодочная авиационная бомба) весом в 100 кг с 70 кг взрывчатого вещества. Бомба была некорректируемой. Опустившись на парашюте, она сразу же начинала погружение и взрывалась на заданной глубине. ПЛАБ-100 имела низкую эффективность. В связи с чем пилоты предпочитали пользоваться обычными фугасными бомбами, подлавливая поднявшиеся на перископную глубину лодки. Перед войной на складах было 13,5 тыс. ПЛАБ-100 во время войны были израсходованы лишь 3,7 тыс. Из них 1,1 тыс. - не по назначению.

Лишь в середине 60-х годов появились две новые противолодочные бомбы - ПЛАБ-50 (кассетная) и ПЛАБ-250−120, - которые стали шагом вперед, хоть и не очень большим. Они были оборудованы индукционными взрывателями, что делало более удачным момент подрыва. Более того, устанавливался даже сонарный взрыватель. Однако и эти бомбы были некорректируемыми, «свободнотонущими», все зависело от того, насколько близко бомба упадет от лодки.

Вот, собственно, и всё бомбовое вооружение, которым располагала морская авиация ВМФ России до 1994 года, когда на вооружение был принят «Загон-1». И когда о противолодочных бомбах стали говорить всерьез.

До этого времени упор делался на противолодочные авиационные торпеды (ПЛАТ), которые начали приходить в морскую авиацию в 1962 году. Первая же такая торпеда - АТ-1 - оказалась во много раз эффективнее «свободнотонущих» бомб. Она была способна поражать лодки на глубине до 200 метров и имеющих скорость до 25 узлов. Вес взрывчатого вещества равнялся 70 килограммам. Этого вполне хватало, поскольку подрыв при срабатывании индукционного взрывателя происходил на расстоянии до 5 метров от корпуса субмарины. Дальность хода АТ-1 составляла 5000 м.

Но главное - АТ-1 могла самостоятельно осуществлять поиск лодки при помощи как активных, так и пассивных сонаров, и, обнаружив ее, атаковать. Поиск цели осуществлялся при движении торпеды по спирали с радиусом 60−70 метров. Если торпеда проходила мимо лодки далее 6 метров, то начинался новый поиск для более точного выведения на цель. После истечения контрольного времени «заблудившаяся» торпеда самоуничтожалась.

В середине 60-х годов появилась торпеда АТ-2. В ней объем взрывчатого вещества, а также дальность хода увеличились почти вдвое. Максимальная глубина поражения достигла 400 метров. Скорость хода при поиске цели составила 23 узла, а в момент атаки - 40 узлов. Различные модификации этой эффективной торпеды выходили вплоть до начала 80-х годов.

Однако в начале 60-х годов, когда военные пребывали в эйфории от неограниченных возможностей, которые предоставляют цепная ядерная реакция и неуправляемый термоядерный синтез, появилась противолодочная бомба, не требующая точного бомбометания. Вначале в США, поскольку американцы первыми создали урановую, а затем и плутониевая бомба. Противолодочный свободнопадающий боеприпас получил название Mk.90 Betty.

Серийное производство «Бетти» началось в 1955 году. Четырьмя годами позже самолет с бомбой упал в океан, поиски бомбы не дали результатов. В 1960 году США начали выпускать облегченную бомбу, поскольку одна «Бетти» могла уничтожить не только пару советских подлодок, но и пару американских, находящихся на значительном расстоянии. Новую бомбу назвали «Лулу».

Советский Союз ответил симметрично в 1963 году, наладив производство аналогичных боеприпасов. Первая советская ядерная противолодочная бомба называлась 5Ф48 «Скальп». А вскоре появилась 8Ф59, носителем которой стал модифицированный вариант вертолета Ка-25.

В заключение необходимо сказать о том, что авиационное противолодочное оружие, пройдя пару витков своего развития, в настоящий момент в какой-то мере вернулось в свою первоначальную точку, когда были только «свободнотонущие» бомбы. Не технически, конечно, а концептуально. «Загон-2» - это достаточно грозное и эффективное средство борьбы против подводных лодок. И имеет существенное превосходство по сравнению с авиационными торпедами. Бомбы значительно проще по конструкции, технологичнее и стоят гораздо дешевле. Это ведь в Советском Союзе деньги, идущие на оборону, не считали. Сейчас всякий товар, в том числе и оборонного значения, имеет свою цену.

О создании перспективной противолодочной авиационной бомбы сообщил «Интерфаксу» заместитель генерального директора концерна «Техмаш» Александр Кочкин. Она предназначена для эксплуатации на противолодочных самолетах Ту-142 и Ил-38 и вертолете Ка-28. В ходе разработки боеприпаса проводятся его испытания, которые должны завершиться в ближайшее время. У Министерства обороны имеются намерения о закупке нового оружия, которое пока не подтверждено контрактными обязательствами.

Противолодочные бомбы - это «старое новое» оружие, интерес к которому у военных возник сравнительно недавно. Дело в том, что бомбы прежних поколений, так называемые «глубинные», широко использовавшиеся во время Второй мировой войны, уже дано стали неэффективными при борьбе с современными подводными лодками, имеющими мощную самооборону. Ставка была сделана на торпеды. Затем появились противолодочные ракеты, которые представляют собой ракетно-торпедный тандем. Ракета доставляет торпеду в заданную точку, после чего отделившаяся торпеда устремляется к объекту, подлежащему уничтожению.

Несмотря на неоспоримые достоинства торпед (большая скорость, мощный сонар), они имеют существенный недостаток: обнаруживают себя за счет работающего двигателя.

Современная противолодочная бомба, в отличие от своих прародительниц полувековой и более давности, способна при помощи пассивной акустической головки самонаведения отыскивать под водой лодку и двигаться в нужном направлении, выходя на цель. Причем все подводные маневры выполняются бесшумно, движение осуществляется за счет гравитационных сил. Таким образом, гидроакустические системы не слышат приближающуюся бомбу.

Перспективная авиабомба, о которой рассказал Александр Кочкин, - это не первый такой боеприпас, созданный «Техмашем». А точнее - Научно-исследовательским инженерным институтом, входящим в данный концерн. В 1994 году появилась авиабомба «Загон-1», которая стала новым видом противолодочных боеприпасов.

Во время спуска бомбы на парашюте встречным потоком воздухом надувается поплавок. На нем бомба некоторое время, до 4 минут, держится на поверхности моря после приводнения. При этом включается режим поиска ГСН цели. Обнаружив цель, бомба устремляется на нее, для чего направление выдерживается при помощи рулей. Причем скорость погружения высокая - почти 20 м/с. Допускается использование «Загона» при волнении моря до 6 баллов.

В прошлом году началось серийное производство бомбы «Загон-2», которая является глубокой модернизации базовой версии.

На фото: противолодочная корректируемая авиационная бомба «Загон-2Э»

Максимальная глубина погружения «Загона-1» - 600 метров. То есть бомба достанет любую натовскую субмарину, поскольку предельная глубина погружения американских, немецких, французских и прочих лодок не превышает данную отметку. Вертикальная скорость погружения - 18 м/с. Радиус обнаружения цели ГСН - 450 м. Длина бомбы - 150 см, диаметр - 232 мм. Масса взрывчатого вещества - 35 кг.

Бомба имеет электромеханический взрыватель. Поражение корпуса лодки обеспечивается за счет использования заряда кумулятивного действия.

Необходимо сказать, что парашют используется не только для того, чтобы смягчить удар бомбы о водную поверхность во избежание повреждения сонара ГСН. Он уменьшает угол прицеливания, поскольку после его раскрытия «Загон» летит практически отвесно. Благодаря этому повышается точность бомбометания на высоких скоростях самолета.

Если к исходу четвертой минуты ГСН бомбы, когда она держится на поплавке, не находит цель, то происходит ее самоликвидация, то есть подрыв.

Еще одно преимущество противолодочной самонаводящейся бомбы по сравнению с торпедой состоит в том, что она существенно дешевле.

Атака на подводную лодку противника осуществляется серией из 6−8 бомб, которые сбрасывают максимально кучно. При этом даже при ошибке целеуказания, превышающей 200 метров, вероятность поражения цели составляет 60%. При более точной наводке противолодочных самолетов вероятность возрастает до 90−95% .

Надо сказать, что принцип бесшумного «подкрадывания» боеприпаса к подводной лодке без использования двигательной установки не нов. Просто в авиационные средства борьбы он пришел с некоторым запозданием.

В 1991 году на вооружение надводных кораблей был принят ракетный противолодочный комплекс РПК-8 «Запад», разработанный в тульском НПО «Сплав». Он решает более широкий круг задач: поражает не только подводные лодки, но и атакующие корабль торпеды, а также группы боевых пловцов противника. В какой-то мере его принцип действия такой же, как и у сухопутных реактивных систем залпового огня. И это не случайно - «Сплав» является разработчиком РСЗО «Град», «Смерч», «Торнадо» и тяжелых огнеметных систем «Буратино» и «Солнцепек».

Из 12 направляющих выстреливаются реактивные снаряды, дальность полета которых достигает 4300 метров. Возможна как одиночная, так и залповая стрельба.

Первоначально комплекс был оснащен реактивными снарядами или ракетами 90Р. Недавно была создана новая модификация 90Р1.

Ракета 90Р, как и модифицированный вариант 90Р1, представляет собой непосредственно ракетную часть, снаряженную отделяющимся так называемым гравитационным подводным снарядом 90СГ. Ракета наводится на цель при помощи информации о местоположении подводного объекта (лодки или торпеды), получаемой от гидроакустической станции корабля, пеленгующей цель. После приводнения ракеты гравитационный снаряд отделяется и при помощи акустической головки самонаведения находит цель и направляется к ней. Снаряд старой ракеты - 90Р, имеет контактный взрыватель. Поэтому снаряды порой проходят мимо цели. Но эффективность и при таком конструктивном недостатке достаточно высока. Залп двенадцатью ракетами поражает подводную лодку с вероятностью 0,8.

Еще больше эффективность возросла в результате использования новой ракеты 90Р1, гравитационный снаряд которой оснащен индукционным неконтактным взрывателем, срабатывающим при сближении снаряда с целью на определенное расстояние. Старая ракета действует на дальности от 600 м до 4300 м и на глубине до километра. При этом максимальная дальность действия акустической головки самонаведения - 130 м.

В новой ракете эти параметры улучшены. Однако в открытых источниках они не приводятся. Но можно предположить, что глубину конструкторы увеличивать не стали, поскольку километр - это недоступная глубина для любой натовской подводной лодки и торпеды.

По ракете 90Р приводятся такие характеристики. Длина - 1832 мм, калибр - 212 мм, вес - 112 кг. Вес гравитационного снаряда - 76 кг, взрывчатого вещества - 19,5 кг. Время подготовки к стрельбе с момента обнаружения цели - в пределах 15 секунд.

Ракета 90Р имеет и еще одно снаряжение. Вместо гравитационного снаряда может использоваться устройство гидроакустической борьбы МГ-94МЭ «Магнезит-МН». Максимальная дальность полета - те же самые 4300 метров. Отделяемая головка погружается на глубину в 25 метров и в течение 8 минут работает в одном из двух режимов. Этого времени достаточно, чтобы отразить торпедную атаку.

Если торпеда имеет активную ГСН, то «Магнезит-МН» выдает помехи того же частотного спектра, на который настроена ГСН торпеды. Во втором режиме имитируются акустические сигналы, характерные для надводного корабля. В первом случае торпеда теряет ориентацию, во втором - устремляется на ложную цель, то есть на снаряд «Магнезит».