Разработка положения о структурных подразделениях. Зачем составлять положение об отделе? Положение о структурном подразделении чем регламентируется

Положение – правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, права и обязанности, организацию деятельности государственных органов, организаций, учреждений, структурных подразделений. Виды положений:

Положение об организации (было рассмотрено в предыдущем вопросе);

Положения о структурных подразделениях организации,

Положения о коллегиальных (совещательных) органах,

Положение о персонале.

Положение об организации – правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Положение об организации относится к учредительным документам. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.

Структура положения:

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

В разделе "Общие положения" указываются полное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется подразделение в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.

Раздел "Основные задачи" – это перечень проблем, решаемых подразделением и определяющих характер и направления деятельности подразделения.

В разделе "Функции" перечисляются действия или виды работ, которые должно выполнять подразделение для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.

В разделе "Права и обязанности" перечисляются действия, которые обязано осуществлять подразделение в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций.

Раздел "Ответственность" устанавливает виды дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

В разделе "Взаимоотношения" регламентируются информационные и документационные потоки подразделения; основные документы, создаваемые им; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение; устанавливаются периодичность и сроки представления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителем других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе.

Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и утверждаются руководителем организации. Положения о подразделениях могут утверждаться распорядительным документом (постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Положение о коллегиальном (или совещательном) органе – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность коллегиальных (или совещательных) органов.

Положения о коллегиальном (или совещательном) органе могут быть типовыми и индивидуальными. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о коллегиальном (или совещательном) органе. Текст положения может включать следующие разделы:

В разделе "Общие положения" указываются полное официальное наименование коллегиального (или совещательного) органа, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создан и действует орган, чем он руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется.

Раздел "Основные задачи" – это перечень проблем, решаемых коллегиальным (или совещательным) органом и определяющих характер и направления его деятельности.

В разделе "Функции" перечисляются действия или виды работ, которые должен выполнять коллегиальный (или совещательный) орган для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику его деятельности.

В разделе "Права и обязанности" перечисляются действия, которые обязан осуществлять коллегиальный (или совещательный) орган в лице его председателя для выполнения возложенных на него функций.

Раздел "Ответственность" устанавливает виды ответственности, которую может нести председатель коллегиального (или совещательного) органа в случае невыполнения органом своих обязанностей.

В разделе "Взаимоотношения" регламентируются основные документы, создаваемые коллегиальным (или совещательным) органом; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет; устанавливаются периодичность и сроки представления.

Положения о коллегиальном (или совещательном) органе подписываются председателем и утверждаются руководителем организации. Положения о коллегиальном органе могут утверждаться распорядительным документом, если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Положение о персонале – правовой акт, в котором отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, взаимоотношения с администрацией, права и ответственность администрации и персонала, правила делового поведения (деловой этики) и др.


Похожая информация.


Любая организация в своей работе опирается не только на законодательные, правовые и нормативно-методические документы общегосударственного значения, но и на организационно-правовые документы, разрабатываемые самой организацией . К таким документам относятся: устав, положение, регламент, штатное расписание, инструкции, должностные инструкции.

Рассмотрим понятие, назначение, структуру и особенности устава, положения и регламента предприятия, учреждения, организации.

Устав предприятия, учреждения, организации

В соответствии со ст. 52 ГК РФ «юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида».

Во многих случаях, устав является основным учредительным документом юридического лица.

Под уставом, как организационным документом , понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности.

Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций.

В уставе должны определяться : наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актах. Назовем некоторые из них:

  • устав общества с ограниченной ответственностью (ООО) – ст. 89 ГК РФ и ст. 11, 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ;
  • устав общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – ст. 95 ГК РФ;
  • устав акционерного общества (АО) – ст. 98 ГК РФ и ст. 11-14 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ;
  • устав учреждения – ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Положение об организации, структурном подразделении, коллегиальном (или совещательном) органе

Положение – это правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, организацию работы учреждений, структурных подразделений, служб.

Положение об организации относится к учредительным документам. Оно определяет статус организации, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации.

Обязательными реквизитами положения об организации являются: наименование вышестоящего органа, наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, оттиск печати.

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, определяющий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. Индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых.

Нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении не существует. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы :

Обязательные реквизиты положения о структурном подразделении : наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

Понятие, разделы текста, реквизиты положения о коллегиальном (или совещательном) органе аналогичны понятию и разделам текста и реквизитам положения о структурном подразделении.

Регламент как правовой акт

Регламент - правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиального или совещательного органа.

Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Регламент коллегиального или совещательного органа определяет :

В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, стадию согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой, стадию утверждения руководителем организации или руководителем коллегиального органа.

Обязательные реквизиты регламента : наименование организации (наименование коллегиального или совещательного органа, если регламент посвящен данному органу), вид документа, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования документа, подпись, гриф утверждения.

Каждый отдел решает свои задачи. Чтобы все подразделения компании работали слаженно, утвердите положение об отделе - удобный регламент, закрепляющий функции структурной единицы и порядок взаимодействия с другими службами.

Из статьи вы узнаете:

Положение об отделе - локальный организационно-распорядительный документ, нередко применяемый в крупных компаниях с самостоятельными структурными подразделениями. Разработка нормативного положения для каждого отдела позволяет регламентировать его повседневную деятельность, определить основные задачи, очертить внутреннюю структуру и распределить зоны ответственности. Такой документ можно составить для каждой службы или лаборатории, для отдельных цехов, участков и бюро.

В то же время предприятия малого бизнеса с простой организационной структурой и ограниченным количеством сотрудников обычно не нуждаются в нормативных актах такого рода. Если нет деления на самостоятельные структурные единицы (отделы, службы), то и положения, регламентирующие их правовой статус и устанавливающие порядок взаимодействия с другими подразделениями, не нужны. Подробнее о нормах трудового законодательства, разработанных специально для небольших организаций, читайте в статьях « . Какие правила для микропредприятий пригодятся остальным компаниям» и «Проверки: могут ли по жалобе сотрудника?».

Скачайте документы по теме

Положение об отделе: структура и содержание

Чтобы грамотно составить в 2018 году положение об отделе кадров, бухгалтерии или любом другом структурном подразделении предприятия, рекомендуем воспользоваться удобным шаблоном.

Типовое положение об отделе содержит следующие разделы:

  1. общие положения;
  2. структура;
  3. основные задачи (миссии);
  4. функции;
  5. права и обязанности;
  6. ответственность;
  7. взаимоотношения с другими подразделениями.

В разделе «Общие положения» указывается полное наименование отдела и реквизиты документа, на основании которого он создан, а также прописывается порядок подчинения. Рядовые сотрудники подчиняются начальнику отдела, а тот, в свою очередь, подотчетен директору предприятия. Более подробно структура подразделения «раскладывается по полочкам» во втором разделе документа: выделяются категории персонала, определяется его численность.

Очень важен раздел «Задачи», задающий вектор деятельности отдела. Работодатель сам решает, насколько подробными должны быть формулировки. Обычно речь идет лишь о ключевых направлениях деятельности. Например, если рассматривать образец положения об отделе кадров (кадровой службе), в перечень задач стоит включить подбор и воспитание кадров, обеспечение работникам прав и гарантий в соответствии с актуальным трудовым законодательством и локальными нормами, ведение кадрового учета и т.д.

Приказ об утверждении положения об отделе

Последний этап - утверждение «Положения» руководителем организации (разумеется, при отсутствии возражений по предложенному проекту). Если содержание или оформление документа не устраивает руководство компании, он отправляется на доработку.

Утвердить локальный нормативный акт можно двумя способами: издать отдельный приказ или проставить гриф «Утверждаю» на самом документе. Работодатель, выбравший первый способ, составляет приказ об утверждении положения об отделе в свободной форме. В качестве шаблона можно использовать образец приказа об утверждении правил внутреннего трудового распорядка или любого другого нормативного акта:


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Изменения и поправки в локальные нормативные акты вносятся по мере необходимости. Если в дальнейшем возникнет потребность в пересмотре положения, воспользуйтесь рекомендациями экспертов (см. статьи «Как разработать и утвердить в организации», «За сколько времени нужно уведомить о и другие кадровые вопросы»).

Наиболее разнообразная и наименее регламентированная группа документов организационно-правового характера представляет положения об отделах, образцы которых можно найти в любой организации, регламенты, инструкции, правила. Их разработкой занимаются соответствующие службы предприятий по всем направлениям работы компании.

Сущность документа

Положения об отделах, образцы которых зачастую находятся у кадровых работников организации, - это правовые акты, которые устанавливают базовые правила работы компаний, их подразделений структурного типа, подведомственных нижестоящих учреждений, предприятий и организаций.

Другая трактовка положения - это сборник правил, которые регулируют определенные направления деятельности (политическое, культурное, хозяйственное и тому подобное).

Отдельная группа документов разрабатывается для урегулирования совокупности трудовых, организационных, иных отношений по разным конкретным вопросам. Например, образец типового положения об отделе кадров, положение о документообороте и прочее.

Помимо типовых актов разрабатываются документы индивидуального характера. Цель разработки этих положений вышестоящими организациями - регулирование деятельности конкретных подведомственных структур, подразделений, органов и т. д.

Положения об отделах, образцы которых разрабатываются на каждом предприятии, относятся к нормативным локальным актам. Их цель - регламентация всех направлений работы конкретных подразделений компании.

Положения об отделах по образцу оформляются на бланках общего типа и включают следующие реквизиты:

  • Название предприятия.
  • Наименование типа разработанного акта.
  • Дата составления документа.
  • Регистрационный порядковый номер акта.
  • Место составления документа.
  • Гриф «Утверждено».
  • Текст документа.
  • Подпись руководителя организации.

Приказ об утверждении положения об отделе (образец ниже) составляется сотрудниками отдела кадров и подписывается руководителем предприятия.

Положения о структурных подразделениях состоят в большинстве случаев из шести разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Задачи и цели подразделения.
  3. Функции отдела.
  4. Права и обязанности структурного подразделения.
  5. Ответственность отдела.
  6. Взаимоотношения подразделения с другими структурными единицами.

Общие сведения

В общих сведениях положения об отделе (образец раздела ниже) указывается следующая информация.

  • Полное название структурного отдела (и сокращенное, если в уставных документах оно зафиксировано).
  • Указание на место, которое занимает подразделение в структуре предприятия (организации).
  • Определение степени экономической и хозяйственной самостоятельности.
  • Информация о том, кому непосредственно подчиняется указанное подразделение.
  • Сведения о должности лица, которое занимается руководством структурного отдела, порядке его назначения (освобождения) от должности.

Образец положения об отделе кадров предприятия разрабатывается одним из первых, так как указанные субъекты занимаются приемом новых сотрудников.

Отдельный пункт первого раздела акта - список базовых правовых, нормативных, инструктивных, директивных документов, которые взяты за основу для деятельности подразделения.

Если в отделе содержится делением на подотделы, секторы, в общие положения может включаться подпункт о внутренней структуре. В этом подразделе содержатся сведения о внутреннем делении отдела, указывается название (полное, сокращенное), должности руководителей каждого их подразделений с указанием непосредственно подчиняющихся лиц и органов.

Заключительный пункт содержит информацию о том, имеется ли в подразделении отдельная печать. Если она присутствует, указывается описание предмета, назначение, условия его хранения.

Задачи и цели подразделения

Положение об отделе кадров, образец которого был представлен выше, и других организационных структурных подразделениях во втором разделе содержит цели и разработанные на их основе задачи. Этот пункт должен оправдывать существование соответствующего отдела в структуре организации.

Цели, которые ставит перед подразделением руководство, должны отвечать требованиям реальности, долгосрочности и связи между собой и другими планами, и задачами предприятия в целом.

Функции отдела

Образец положения об отделе кадров и других структурных подразделениях должен содержать полный список функций конкретного отдела с распределением, какие полномочия возлагаются только на указанный субъект, а какие - на подразделение совместно с другими отделами.

Если какие-либо функции имеют общий характер, в разделе указывается, в какой форме в процессе реализации полномочий участвует тот или иной отдел. При наличии внутренней структуры расписываются названия каждого подотдела и его функциональные обязанности.

Права и обязанности структурного подразделения

В четвертом разделе документа (образец положения о юридическом отделе организации ниже) содержатся сведения о правах и обязанностях структурного подразделения.

Указанный пункт содержит перечень правомочий данного подразделения и обязанностей, которые оно несет в процессе осуществления своей деятельности. Также в разделе фиксируется характеристика прав специфического характера, которые не имеют аналогичные отделы структуры.

Если подразделение наделено какими-либо правомочиями по отношению к другим структурным единицам, в отдельной графе указывается, в каком объеме может реализовываться субъектом узаконенная возможность предлагать (требовать, запрещать, использовать) что-либо от подчиненного отдела.

Объем прав устанавливается в зависимости от того, в какой степени их реализации поможет эффективно исполнять возложенные обязанности и осуществлять функции.

Ответственность отдела

Раздел об ответственности считается одним из важнейших в акте (например, в положении о юридическом отделе организации, образец которого был представлен выше). В нем фиксируются виды административной, дисциплинарной и в исключительных случаях уголовной ответственности.

Большая обязанность лежит на сотрудниках отдела закупок (образец положения ниже), что напрямую зафиксировано в соответствующих федеральных законах.

Зачастую санкционные меры применяются только к руководителю соответствующего подразделения, если он ненадлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности. Также раздел должен содержать точные формулировки ответственности экономического типа по отношению к ведению хозяйственного внутреннего расчета.

Взаимоотношения подразделения с другими структурными единицами и организациями

Важный аспект работы подразделений - взаимодействие отделов внутри организации и с внешними субъектами. Большую роль здесь играет положение о юридическом отделе (образец представлен в статье), в котором должны отражаться способы реализации полномочий вне предприятия, так как специалисты правовой сферы по специфике работы часто взаимодействуют со сторонними лицами и организациями.

В шестой части должен фиксироваться процесс документооборота внутри подразделения и при взаимодействии с другими отделами. Здесь же указывается перечень базовых документов, которые должны разрабатывать соответствующие структурные подразделения лично и совместно с иными отделами.

Важный аспект шестого раздела - определение периодичности и сроков предоставления разработанных актов.

В конце деловой бумаги, который завершает составленный акт, ставится подпись начальника структурного подразделения и отметка об утверждении документа руководителем всего предприятия.

Положение о коллегиальных и совещательных органах

Отдельным пунктом стоит положение о коллегиальных и совещательных органах. Оно является документом организационного типа, который имеет нормативно-правовой характер.

Рассматриваемое положение включает следующие подпункты:

  • состав;
  • особенности порядка формирования;
  • компетенция;
  • порядок деятельности;
  • права и обязанности.

Органы совещательного или коллегиального типа могут быть руководящими (например, правление, совет директоров) и специализированными (ученый, научно-технический или педагогический совет).

В положении о совещательном или коллегиальном органе фиксируются следующие сведения:

  1. Статус субъекта.
  2. Порядок составления планов работы.
  3. Особенности подготовки рассматриваемых на заседании материалов.
  4. Внесение одобренных материалов и других бумаг на рассмотрение.
  5. Порядок исследования документов и принятия итогового решения, вынесенного в рамках заседания.
  6. Ведение письменного протокола.
  7. Оформление итогового решения.
  8. Порядок оглашения решения перед всеми исполнителями.
  9. Обеспечение проводимых заседаний материально-техническим оснащением.

Особенности составления некоторых положений

Положение о персонале может составляться в отношении всех сотрудников или работников отдельного подразделения. Например, положение о коммерческом отделе (образец ниже) может разрабатываться отдельно, а о членах структурного отдела - отдельно.

В документе, касающемся персонала, должны отражаться следующие аспекты:

  • вопросы социального и профессионального развития членов рабочего коллектива;
  • установление основных принципов взаимоотношений трудового характера между персоналом и работодателем;
  • определение способов организации работы;
  • раскрытие кадровой концепции предприятия - принципов и системы найма, составления планов, стимулирования работоспособности, политика в социальной сфере компании и т. д.;
  • формулировка взаимной ответственности персонала и работодателя.

Положение об отделе персонала, образец которого взят из практики делопроизводства зарубежных стран, - это документ, призванный регулировать социально-трудовые отношения в процессе формирования в стране организаций и предприятий коммерческого типа в период становления института частнособственнических отношений.

В связи с тем, что появление нового типа актов связано с возникновение финансово-коммерческих отношений, возросла роль соответствующих документов. Положение о коммерческом отделе, по образцу которого зачастую составляется акт, регулирующий особенности работы персонала, вместе с рассматриваемым документом разрабатывается профильными специалистами: работниками отдела оплаты и организации труда, кадровыми подразделениями, юридической службой и т. д.

Группу сотрудников в большинстве случаев возглавляет директор по персоналу, заместитель начальника отдела развития предприятия или сам руководитель компании. Трудовой кодекс не содержит требований к составлению положений подобного типа. В связи с этим его пункты не имеют отношения к гражданам, которые оказывают организации услуги по гражданско-правовым договорам.

Положение о персонале содержит принципы построения взаимоотношений между администрацией и сотрудниками, в перечень которых включаются следующие аспекты:

  • соблюдение норм законодательства;
  • равноправие субъектов;
  • добровольность взятия обязательств;
  • полномочность законных представителей субъектов;
  • недопущение обязательного или принудительного труда, дискриминации в рабочем процессе;
  • реальность исполнения взятых обязательств.

В процессе разработки положения работодатель должен учитывать указанные принципы взаимодействия сторон, а также иные правила построения взаимоотношений между работодателем и сотрудниками. Несоблюдение зафиксированных требований может повлечь за собой привлечение к социальной и юридической ответственности.

Зачастую собственники предприятий требуют включения пунктов о запрете на высказывание критики в отношении политики компании при разговорах с конкурентами, клиентами. Кроме того, не допускается разглашение сведений о трудностях, которые имеются у предприятия, посторонним лицам. Также категорически запрещено совершать действия, подрывающие репутацию организации.

Единых макетов и форм рассматриваемого положения нет. Поэтому каждое предприятие должно разрабатывать акт самостоятельно.

Следующий особый тип положения - акт о моральном и материальном поощрении. Он считается документом локального типа, поэтому страховые и пенсионные органы при возникновении спорных моментов в отношении выплат часто не принимают разработанные на предприятии акты.

Цель разработки положения - мотивирование работников в повышении качества производительности выполнения поставленных перед сотрудниками задач, добросовестном и своевременном исполнении обязанностей, увеличении степени ответственности.

Документ должен содержать следующие разделы:

  • принципы применения поощрительных мер;
  • базовые показатели оценки эффективности работы;
  • виды, меры, формы поощрения;
  • порядок выбора работников;
  • компетенция руководителя в отношении применения мер;
  • основания для поощрения сотрудников (распоряжение, приказ);
  • процедура проведения соответствующих мероприятий.

Зачастую акты о применении мер поощрения составляются в рамках действия положения о финансовом отделе предприятия, образец которого разрабатывается вместе с другими подобными документами.

Подписанием соответствующих бумаг занимаются заместители руководителя предприятия, регулирующие работу указанных сфер (зачастую большую часть положений составляют кадровые сотрудники и специалисты юридического отдела).

В организации чаще всего предусматривается необходимость визирования всех составляемых документов начальником юридической службы или иным должностным лицом, которое отвечает за правовой аспект деятельности предприятия.

Некоторые компании требуют, чтобы проверку составляемых документов проводил также главный бухгалтер, особенно, если положение предусматривает большие финансовые затраты. Окончательное визирование осуществляет руководитель предприятия.

Макет структуры документа

Пункты рассматриваемого документа схожи с разделами положения об отделе бухгалтерии (образец ниже) и других подразделений предприятий. Акт должен раскрывать следующие аспекты работы компании:

  1. Положения общего характера.
  2. Базовые принципы построения работы предприятия и взаимоотношений между руководством организации и персоналом.
  3. Порядок фиксирования трудовых правоотношений.
  4. Основные правомочия и обязанности работодателя.
  5. Права и обязанности сотрудников компании.
  6. Время труда и отдыха.
  7. Порядок оплаты труда.
  8. Социальные гарантии.
  9. Способы повешения квалификации сотрудников.
  10. Обеспечение занятости работников.
  11. Дисциплинарные меры воздействия (взыскания и поощрения).
  12. Заключительные пункты.

Если на предприятии разработан документ в отношении персонала, то новых работников знакомят с положением до того, как подписать трудовой контракт.

Положения об отделах и структурных подразделениях, образцы которых имеются на каждом предприятии, разрабатываются с целью регулирования работы всех отделов организации, распределения обязанностей между ними, фиксирования правомочий каждого субъекта компании и определения пределов ответственности каждой единицы, входящей в структурную систему компании.

администрация Новониколаевского

Отдел по образованию

Народная ул., д. 77, р. п. Новониколаевский, 403901

тел.(2, 6-12-96, факс.(2, E-mail: *****@***ru

« 22 » г. № _959_____

На № _______ от ________________

В соответствии со ст.2 Закона РФ «Об образовании» образовательному учреждению предоставлена автономность, что включает в себя право самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности. Это - компетенция образовательного учреждения. За органами управления образования – рекомендации и контроль. При экспертизе локальных актов обозначились следующие проблемы в разработке правового поля деятельности образовательного учреждения:

1.Определение необходимого перечня локальных актов образовательного учреждения в соответствии с Уставом;

2.Разработка локальных актов образовательного учреждения как юридического документа в соответствии с установленной формой;

3.Определение задач и функций государственно – общественных форм самоуправления образовательного учреждения;

4.Соответствие разработанной нормативной правовой основы, регулирующей деятельность образовательного учреждения, действующему законодательству РФ в области образования.

П.1.7. «б» ст. 13 «Устав образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании» показывает, что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается: структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности. Поэтому необходимо определить:


– какие органы управления действуют в данном образовательном учреждении;

– каковы их функциональные управленческие связи;

– действуют ли они в соответствии с утвержденным положением (локальным актом).

Проблемы возникают у руководителей образовательных учреждений с регистрацией и оформлением локальных актов, с определением ответственности за неисполнение локального акта, с порядком внесения изменений и дополнений, с ознакомлением работников учреждения с локальным актом, с персоналом, на который распространяется действие локального акта.

Технология составления положений

Положение – это организационно – юридический документ, регламентирующий деятельность управлений, учреждений и их структурных подразделений.

Как правило, положения состоят из следующих разделов:

1.Общие положения.

2.Взаимосвязи с другими органами самоуправления.

3.Основные задачи.

4.Функции (обязанности).

6.Ответственность.

7.Организация управления.

8.Делопроизводство.

Раздел «Общие положения» включает в себя:

– определение статуса органа самоуправления в системе управления;

– указания о том, кем оно возглавляется и кому подчиняется;

– степень самостоятельности;

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться Устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности. Действующее законодательство не предъявляет жестких требований к структуре и содержанию должностных инструкций. Однако с учетом имеющихся рекомендаций представляется целесообразным включить в состав должностных инструкций следующие разделы:


1.Раздел «Общие положения» определяется точное наименование должности работника. Это необходимо для определения роли должности в конкретных условиях деятельности образовательного учреждения, уровня оплаты труда работника, замещающего должность, условий премирования, а также для правильного решения вопросов социального обеспечения. Наименование должности работника должно отражать характер выполняемой им работы и строго соответствовать действующей номенклатуре должностей.

Далее определяется подчиненность работника. В соответствии с принципами управления работник должен иметь только одного непосредственного руководителя. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению ответственности как подчиненного, так и самих руководителей.

Кроме того, определяется должностное лицо, которое назначает работника на должность и освобождает его от нее.

Указывается наличие у работника подчиненных.

Этот пункт увязан с разделом «Ответственность», в котором, в случае наличия подчиненных, оговаривается ответственность не только за собственные действия данного работника, но и за действие подчиненных.

Содержатся указания о порядке замещения работника в случае его временного отсутствия (отпуск, длительная командировка, болезнь и тому подобное). Этот пункт особенно важен в должностных инструкциях руководителей. Если нет четких указаний о должностных лицах, выполняющих обязанности руководителей во время их отсутствия, то это дезорганизует работу учреждения.

Кроме названного, содержит перечень документов (законодательные акты Российской Федерации, устав образовательного учреждения, инструкции, рекомендации и так далее), которыми работник руководствуется в своей деятельности.

Раздел «Основные задачи и функции» должностной инструкции раскрывает основные задачи работника, вытекающие из задач и функций данного образовательного учреждения. При этом наиболее точно определяется содержание конкретной задачи или функции, выполнение которой возлагается на работника. Следует отметить, что все функции образовательного учреждения, без исключения, распределяются между работниками, включая руководителей.

Раздел «Должностные обязанности» раскрывает конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач. Если рассматривать разработку должностных инструкций развивающейся школы, то характер работы не только администрации, но и педагогических сотрудников будет носить исследовательский характер. Поэтому практически по всем педагогическим должностям сотрудник будет обязан:

анализировать соответствующую часть образовательного (учебно – воспитательного) процесса;

прогнозировать деятельность на своем участке образовательного (учебно – воспитательного) процесса;

планировать и организовывать работу;

координировать деятельность лиц на соответствующем участке образовательного (учебно – воспитательного) процесса;

контролировать работников, находящихся в непосредственном подчинении;

корректировать собственную деятельность и деятельность того участка образовательного (учебно – воспитательного) процесса, за который отвечает;

разрабатывать планы, программы и иные документы;

консультировать участников образовательного (учебно – воспитательного) процесса, отнесенных к его компетенции;

оценивать и осуществлять экспертизу деятельности на своем участке образовательного (учебно – воспитательного) процесса;

обеспечивать выполнение своих функций.

Раздел «Права» . В нем дается перечень прав. Предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей. При составлении этого раздела необходимо учитывать фиксацию конкретных прав по направлению деятельности работника с учетом специфики его работы.

Четкое определение прав способствует разрешению спорных вопросов во взаимоотношениях между работниками в образовательном учреждении. Работник в необходимых случаях может отстаивать свои права на основании юридического документа, каким является должностная инструкция.

Предоставление работнику прав способствует полному исполнению возложенных на него обязанностей. Вот почему в следующем разделе должностной инструкции – «Ответственность» - предусматривается одинаковая ответственность как за невыполнение обязанностей, так и за не использование предоставленных работнику прав.

Раздел «Ответственность» . В этом разделе можно было бы перечислить все обязанности и права, указав в заглавной части на личную ответственность за их не выполнение или не исполнение Однако это неоправданно увеличило бы объем каждой инструкции, поэтому рекомендуется определить ответственность одной фразой: «работник несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и не использование прав, предусмотренных должностной инструкцией».

Раздел «Связи по должности». В разделе указывается, когда, в какой форме и по отношению к каким должностям осуществляется отчетность и контроль.

Экспертиза локальных актов образовательных учреждений показала, что:

– большинство локальных актов вступают в противоречие с действующим законодательством;

– во многих локальных актах дублируются нормы законодательства;

– не соблюдаются требования к структуре и содержанию локального акта;

– не в полной мере обеспечена нормативность локального акта;

– не правильно оформляется регистрация локального акта, в связи с чем не оформлены реквизиты;

– не предусмотрен контроль за исполнением локального акта;

– не предусмотрен порядок внесения изменений и дополнений;

– не возможно отследить, ознакомлены ли работники с локальным актом, на кого распространяется действие локального акта;

– учебный план;

– годовой календарный учебный график (по согласованию с РОУО);

– Положение об учебном кабинете;

– Положение о школьном музее.

Гриф Принято на педагогическом совете протокол от_______ № _______ можно проставить в левом углу титульного листа или в конце документа.

Все локальные нормативные акты, утверждаемые органом самоуправления, должны вводиться в действие приказом руководителя.

Порядок оформления локальных нормативных актов

1.Локальный нормативный акт должен быть подписан разработчиком с указанием должности и фамилии.

2.Гриф утверждения документа располагается в правом верхнем углу на титульном листе. Сокращенное наименование учреждения допустимо при наличии на бланке или на угловом штампе полного наименования учреждения.

3.Грифы введения в действие, учета мнения, согласования и др. располагаются в левом верхнем углу на титульном листе.

4.Утверждение может быть двух видов: прямое утверждение (1 вариант), и через приказ (2 вариант).

5.Слова УТВЕРЖДАЮ и УТВЕРЖДЕНО пишутся прописными буквами без кавычек. Далее в зависимости от вида утверждения указывается должность лица, утверждающего документ, его подпись, расшифровка подписи (инициалы и фамилия) и дата.

ОБРАЗЦЫ ГРИФОВ

Прямое утверждение

наименование организации

УТВЕРЖДАЮ

наименование должности руководителя

___________________________________

___________________________________

расшифровка подписи

"___" _______ 200__г.

через приказ

____________________________________________________

наименование организации

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

___________________________________________

Приказом МОУ СОШ №

от 01.01.2001 №

2.Документы, где требуется учет мнения профсоюзного комитета. Утверждаются следующим образом:

Прямое утверждение:

____________________________________________________

наименование организации

УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

с учетом мнения директор МОУ

профсоюзного комитета СОШ №___________

МОУ СОШ № ________ _______ (расшифровка)

протокол от _____ №_____ 00.00.0000.г или

председатель профкома «___»____________год

_________(расшифровка)

Если документ утверждался приказом директора, то гриф «Утверждено с учетом мнения» проставляется в конце приказа, а в приложении рекомендуется указать:

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

приказом МОУ

СОШ № __________

от _____ № _________

с учетом мнения

профсоюзного комитета

протокол от ______№__

3.В документах, где требуется введение их в действие приказом руководителя МОУ, в левом углу ставится гриф «Введено в действие»

____________________________________________________

наименование организации

Введено в действие УТВЕРЖДЕНО

приказом директора на Совете МОУ

МОУ СОШ №_______ СОШ №__________

от________ №_______ протокол от_______ №__

Директор МОУ СОШ №____

_________(расшифровка)

Главный специалист отдела по образованию

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ (практическое пособие), Ю. П.ОРЛОВСКИЙ, Д. Л. КУЗНЕЦОВ,

2.ж. Библиотека ДШ, 2008г.

3.Информационно – методические материалы, ВГИПКИПРО, кафедра управления образованием