Снижение престижа рабочих профессий. Как компании повышают престиж рабочих профессий. Самые престижные профессии в мире

​Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», Сергиев-Посад, Московская область:
Дайте возможность ощутить себя героями

Престиж профессии учителя я ощущаю один раз в году. На конкурсе «Учитель года России». Когда учитель оказывается в центре внимания именно как уникальная личность, когда труд и особенности этой личности серьезно обсуждаются, когда складывается вокруг учителя пространство общения. И потому у меня уже есть «зависимость»: попаду ли в этом году в состав жюри конкурса, именно чтобы подпитаться ощущением значимости педагогической профессии?
К сожалению, в повседневной учительской жизни такое ощущение возникает не всегда. Нет, конечно, ничто не заменит уважения и веры в тебя твоих собственных учеников. Это самое главное, и это, я уверен, было и будет существовать. Но, как мне представляется, вопрос о престиже все же вопрос о более широком контексте восприятия учительской профессии в обществе.
Не буду писать о зарплате. Здесь все понятно, и высказывания премьера лишний раз комментировать не хочется. Напишу лучше об истории, произошедшей в регионе Х, которой я был свидетелем.
Форум для педагогов с участием министра образования этого региона проходит в педагогическом колледже. В зале - учителя и студенты этого колледжа. Министр задерживается. Все сидят и ждут, не начиная форум, пока министр не появится в зале. Проходит 40 минут. По залу гул: машина министра въехала на территорию колледжа. На протяжении следующего часа информация обновляется: министр осматривает территорию колледжа, министр дает интервью местным СМИ, министр обедает. Министр знает, что вот уже полтора часа в зале сидят несколько сотен человек и ждут. Но никуда не торопится. Спустя без малого 2 часа от назначенного времени министр с улыбкой поднимается на сцену и говорит о том, как ценны и значимы учителя.
Я не верю этому министру. Не верю хотя бы потому, что за полчаса до этого слышал, как со слезами на глазах одна из студенток колледжа, будущий учитель, просила отпустить ее - по расписанию занятия закончились, у нее курсы в автошколе, а дома ждет мама, - в чем ей было категорически отказано: пока министр не появится, все будем сидеть. Министр в это время, как мы помним, обедает...
Причина непрестижности профессии в нас же самих. Что все знают: учителя приедут куда нужно, скажут что нужно, поддержат что нужно. И отношение в обществе к учителю вполне соразмерно - это отношение к зависимому человеку. А дальше может быть много слов. Правильных и красивых. Но считываются не слова, а как раз то, что за словами. Так и ученики в школе - то, как учитель живет сам, всегда будет считано ими и будет для них важнее того, что он им говорит.
Чтобы поменять ситуацию с престижем профессии, мне кажется, нужно взять пример с «Учителя года». Выходит на сцену учитель, и только он решает, что и как он сейчас сделает. На нем огромная ответственность, и он осознает это. Но только он удерживает сейчас в своей руке время и мысль. И эта сила, эта ответственность, эта свобода вызывают уважение к нему - уважение к личности. Генерировать такие ситуации для учителя - ситуации решения, выбора, риска, веры - и значит повышать престиж его профессии. Прежде всего в его собственных глазах.
Профессия ведь в самом деле героическая. Только дайте учителям возможность себя этими героями ощутить.

Мария АХАПКИНА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель английского языка гимназии «Пущино», Московская область:
Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Статус учителя. В последнее время о нем много говорят, пишут, дискутируют. Главным образом о том, что статус педагога нужно повышать, что необходимо создавать все условия, чтобы в профессию приходили молодые и талантливые, ищущие и неравнодушные, чтобы на вопрос «Кем вы работаете?» можно было с гордостью ответить: «Я учитель!». От чего же зависит этот самый статус? И почему именно в последние годы он так пошатнулся?
Я как учитель не люблю обсуждать эту тему, потому как ответы на эти вопросы мне кажутся очевидными и даже банальными. Объясню почему. Давайте обратимся к двум специфичным признакам, по которым определяется социальный статус любой профессии: экономический и профессиональный признаки. Итак, экономический признак - заработная плата учителя. И тут же мне возразят: «Плохому учителю сколько ни плати, он все равно не станет лучше!», «Все учителя сводят вопрос статуса к зарплате!», еще можно предложить учителю быть расторопным и «искать себе дополнительные источники финансового благополучия, заниматься бизнесом, например». Уровень благополучия учителя действительно вырос за последние годы, но... молодые педагоги по-прежнему имеют достаточно низкую зарплату в первые 3 года работы (спасают только подъемные выплаты), а затем, когда они станут опытными педагогами с высшей категорией, им придется забыть о себе, о своей личной жизни и «пахать» по 14 часов в сутки, дабы заработать премиальные и стимулирующие выплаты и получать достойную зарплату. Вот почему многие талантливые и умные ребята не выбирают профессию учителя при поступлении в вузы, и это уже ответ на вопрос о профессиональном признаке термина «статус». Конечно, мы работаем не ради денег, славы или награды, но...
Зачастую, да простят меня многие мои коллеги, в школу приходят учителя, которые относятся к этой профессии как к обычной работе, такие урокодатели, они не горят своим делом, они равнодушны к ребятам, они просто готовят их к ЕГЭ и на этом считают свою миссию выполненной. Соответственно отношение к ним родителей и учеников весьма нелестно.
К сожалению, и СМИ не способствуют поддержанию уважительного отношения к учителям. Вспомните, когда вы в последний раз видели передачу об учителе, беззаветно любящем свое дело? Скорее вы увидите скандальные истории о жестоких и несправедливых учителях, услышите много раз слово «училка». Фильмы о школе и педагогах показывают образовательные учреждения чаще с негативной точки зрения. Конечно, есть проблемы, и их надо обсуждать, но давайте показывать сюжеты и о хороших учителях, тех, кто работает и днем и ночью и бескорыстно любит свою профессию. Почему бы не снять биографический фильм об одном из победителей конкурса «Учитель года России» или о яркой личности в педагогике? В американском кинематографе есть примеры таких байопиков, например, «Писатели свободы».
Но сколько ни снимай передач или фильмов, сколько ни повышай зарплату, все же статус учителя зависит в большей степени от самого учителя! Мне больше импонирует слово «авторитет». Он зарабатывается реальными делами и поступками, неравнодушным отношением к своим ученикам и их жизненным ситуациям, желанием творить и придумывать разные формы работы, не стоять на месте, постоянно самосовершенствоваться и верить в лучшее! Есть только одно пожелание. Уважаемые чиновники! Не дайте утонуть учителям в безбрежном море ненужной документации! Дайте возможность творить! Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель истории и обществознания гимназии №1, Самара:
До цели далеко

Тема о том, как важно повышение престижа учительской профессии, возникает в дискуссиях различного уровня достаточно часто. А накануне нового учебного года практически обязательно. Обычно под этим подразумевается достижение былого престижа нашей профессии в советские годы, пошатнувшегося в 90-е годы и до сих пор не в полной мере восстановленного.
Престиж - это уважение к социальному статусу со стороны общества. Но не только общества - и государства также. Причем эти явления взаимосвязаны: отношение со стороны общества и со стороны государства.
Что мы имеем на данный момент? Ситуация, как обычно, противоречива. Конечно, до достижения цели по повышению престижа учительской профессии достаточно далеко, причем иногда кажется, что, как в старом анекдоте, «теперь точно далеко». Во-первых, проблема достойной учительской зарплаты не решена. Во-вторых, к мнению учительской общественности далеко не всегда прислушиваются при проведении реформ в системе образования. В-третьих, следует констатировать значительно возросшее недоверие к учителю как со стороны родителей, так и со стороны администрации школ. Вспоминается известная карикатура, на которой противопоставляются ситуации 1969 года и нынешняя: в 1969 году родители требовали объяснения плохих отметок от ребенка, сегодня - уже от учителя. Отсюда скрытые записи видео на уроках, отсюда жалобы в надзорные инстанции, из-за чего администрации школ стараются обезопасить себя от этих лишних проблем и давят на учителей. Не кривя душой, иногда и сами учителя делают такое, что уж никак не способствует повышению престижа профессии.
Во всех школах и у всех учителей так? Конечно, нет. Поэтому, с другой стороны, как у нас обычно и бывает, на нормальных и добрых людях все держится. На тех родителях, которые уважают учителей и прививают это уважение своим детям. Не могу забыть ситуацию, когда прошлым летом в очереди в поликлинике женщина с девочкой лет четырех вдруг обратилась ко мне: «Здравствуйте! Я вас знаю, вы учитель из первой гимназии. У меня там старшая дочка». И уступила мне с 5-месячной дочкой на руках место. Все держится также на директорах школ, которые создают дружелюбную атмосферу в школе, поощряют проявления творчества и свободы учителей. На тех, кто в управлении образованием борется с мешающей учителю рутиной, приглашает учителей к обсуждению образовательных реформ, поощряет учительские конкурсы, делая профессию действительно уважаемой. И, конечно, на тех авторитетных учителях, которых просто нельзя не уважать.
Итак, противоречие я обозначил. А в какую сторону изменится ситуация, зависит от нашего общества, от каждого из нас.

Ни для кого не секрет, что российский производственный сектор в целом и оренбургский в частности уже давно испытывает нехватку тех, кто умеет, а главное хочет работать руками. Утверждение, что рабочие специальности - низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. На промышленных предприятиях остро ощущается недостаток в квалифицированных кадрах на всех уровнях - от рабочих до инженеров, - а молодежь не заинтересована и не желает поступать в профессиональные училища, колледжи и техникумы, так как не чувствует престижности рабочих специальностей.

По словам министра труда и занятости Оренбургской области Вячеслава Кузьмина , нельзя рассматривать вопросы престижа профессий, трудоустройства молодежи без понимания основ развития экономики.

С одной стороны, за последние семь лет валовой региональный продукт вырос с 500 до 850 млрд. рублей, соответственно и бюджет вырос с 50 до 80 млрд рублей, - говорит министр. - С другой - у нас есть майские указы президента, требующие повышения заработной платы работникам здравоохранения, образования, культуры. Все это - непроизводственная сфера, в которой не производится продукция как таковая. Где взять средства? Понятно, что появиться они могут только за счет повышения производительности труда, развития экономики, как следствие - роста поступлений в бюджет.

Повышение производительности труда возможно при условии технического переоснащения производства, внедрения нового эффективного оборудования и технологий, интенсификации труда, рациональной организации производственных процессов и зависит от профессиональной состоятельности кадров.

Нынешний тип экономики предполагает постоянное совершенствование рабочей силы через ее обучение и повышение квалификации и диктует потребность в трудовых ресурсах качественно иного типа.

Однако у нас нередки случаи, когда специалист, имея диплом по той или иной специальности, новую технику, что называется, в глаза не видел, - говорит Вячеслав Кузьмин. - Еще хуже ситуация, когда так называемый специалист, получив диплом, считает, что теперь он нигде и ничему учиться не должен.

Сегодня в области на 14,4 тысяч безработных 10 тысяч вакансий. И эти вакансии некому зачастую занимать, так как нет работников с подходящей квалификацией.

Учебно-производственный симбиоз

Чтобы из техникумов и коллежей выходили специалисты должной квалификации, не стоят на месте и образовательные программы. С ближайшего учебного года внедряется новый образовательный стандарт, призванный кардинально изменить подход к обучению в среднепрофессиональных учебных заведениях.

- В министерстве труда России составили перечень востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования, - рассказала начальник отдела профессионального образования министерства образования Оренбургской области Лариса Филькова . - Этот список получил название «ТОП-50» профессий. Он составлен исходя из запросов страны, ориентир составляли высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills.

По данным областного министерства образования, в этом году 31 организация спеднеспециального профессионального образования в области готова принять около 1500 абитуриентов.

Эти требования задают и новые подходы к самому обучению - чтобы воспитать грамотного и квалифицированного специалиста, для начала нужно вложить в педагогов, которые смогут передать знания должного уровня.

Для того, чтобы уже в процессе обучения будущие специалисты получали не только теоретические, но и практические навыки, причем именно те, которые в будущем понадобятся на конкретном производстве, колледжи и техникумы заключают своеобразный симбиоз с промышленными предприятиями. Такое взаимовыгодное сотрудничество выстроилось, например, между ПО «Стрела» и Университетским колледжем ОГУ. Предприятие потратило средства и закупило необходимое оборудование, на котором студенты разных ссузов могут пройти практику. Как говорит заместитель директора колледжа Сергей Дорофеев , нарабатывая таким образом опыт на протяжении всего обучения, предприятие получает в свои ряды готового специалиста с теми навыками, которые необходимы именно на этом месте работы.

Но здесь важно понимать, что успешная карьера ждет только тех, кто реально заинтересован в ее построении. Чем раньше школьник определиться с будущей профессией, тем вероятнее, что он пройдет все стадии, предшествующие рождению настоящего профессионала. Именно такие ребята приходят в оренбургский Колледж сервиса.

- Есть у нас ребята, которые еще до поступления ходят к нам на различные курсы, чтобы ближе познакомиться с профессией, - делится директор Колледжа сервиса Татьяна Мальгина . - Поэтому после окончания практически 100% выпускников находят себе работу. За последние пару лет я могу вспомнить только один случай, когда наш студент оказался на бирже труда.

Штучный товар

Если специалисты полностью готовы к работе на производстве, то их расхватывают как горячие пирожки. Но будем честными, такое случается не так часто, как хотелось бы. Вполне обыденными стали ситуации, когда предприятия переучивают или доучивают тех, кто пришел к ним уже с дипломом.

- Мы понимаем, что у нас специфическое производство, а потому готовых специалистов, которые могут прийти к нам на предприятие и сразу приступить к работе, мы просто не найдем, - говорит руководитель службы управления персоналом ООО «Пластик» Ольга Косова . - Поэтому у нас на производстве развит институт наставничества, когда более профессиональные сотрудники делятся своим опытом с молодыми.

Несколько иная ситуация сложилась на экоферме «Кушкульские теплицы». Предприятие работает с совершенно новыми технологиями, выращивая овощи в закрытом грунте.

- К сожалению, когда мы столкнулись с проблемой поиска сотрудников для нашего предприятия, то выяснили, что Оренбургский областной аграрный университет не готовит таких специалистов, - поделилась менеджер по персоналу экофермы Юлия Чусова . - Поэтому мы решили сами обучать практически с нуля тех, кто желает у нас работать. В итоге мы буквально получаем штучный товар, который полностью соответствует нашим требованиям.

Корень проблем в небольшом престиже рабочих профессий эксперты видят в том, что в определенный период времени государство упустило возможность регулировать рынок труда.

- В 90-е годы, когда главное для государства было вытянуть молодежь из подворотен, стали массово набирать выпускников на гуманитарные специальности, - говорит заместитель председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга Андрей Кириллов . - Именно тогда мы получили массовый выпуск экономистов и юристов, которые попросту перенасытили рынок труда. Сегодня же, несмотря на целевые наборы и другие попытки регулировать социальный заказ на кадры, государство так и не отладило эту систему. В любом случае, решение проблемы в диалоге между всеми сторонами-участниками процесса, в том числе и между бизнес-сообществом как потенциальным работодателем.

С этим согласились все участники круглого стола, признав,что конструктивный диалог состоялся, а значит, каждый участник получил представление, над чем работать каждой стороне, чтобы в итоге совместными усилиями решить кадровые проблемы в регионе.

КОМПЕТЕНТНО

Воспитание в отрыве от жизни

Анна Павленко, начальник управления молодежной политики администрации Оренбурга:

« К сожалению, сегодня, когда мы приходим в школы и проводим профориентационные мероприятия, то видим, то вплоть до выпуска школьники не представляют, кем хотят быть в будущем. Для того, чтобы они получили возможность поближе познакомиться именно с рабочими специальностями, мы предлагаем им поработать во время летних каникул. Ситуация с трудоустройством подростков тоже осталяет желать лучшего. Раньше на работу просилось больше ребят. Сегодня бывают случаи, когда в штабы по трудоустройству подростков приводят мамы. Помимо этого, школьники уже не хотят заниматься благоустройством и уборкой территорий. Их больше привлекает работа в офисах, хотя квалификации для нее у них не хватает. В чем причина? Во многих факторах, но я считаю, что львиная доля ответственности лежит на воспитании. К сожалению, сегодня детей максимально ограждают от жизни, берегут от всего и часто слишком сильно. Школьники не видят ручного труда, потому что предприятия боятся брать на себя ответственность и следить за техникой безопасности работы с подростком. Даже уроки труда в школе сегодня превратились в теоретические. Откуда тогда нам получать слесарей и токарей, если дети даже не знают, как выглядят станки?».

Евгения Матрусенко, главный специалист отдела охраны труда и промышленной безопасности управление промышленной безопасности ООО «Газпромнефть-Оренбурга»:

«Для работы на нашем предприятии необходима определённая квалификация, так как у нас сложное современное производство. Чтобы адаптировать специалиста, мы для него организуем обучение на курсах повышения квалификации, а также прикрепляем наставника, чтобы поддержать в первые месяцы трудовой деятельности. Представители каждой профессии ежегодно проходят тестирование, по результатам которого решается вопрос о необходимости дополнительного обучения. Профессиональные учебные заведения, безусловно, дают будущему специалисту определённые знания о методах тех или иных работ. Но работать на таком специфичном производстве, как нефтедобыча, специалиста могут научить только в компании. Но это не все: мало быть квалифицированным работником, важно выполнять свою работу безопасно. И наряду с достойной заработной платой и соцпакетом «Газпромнефть-Оренбург» предлагает своим сотрудником безопасные условия труда. Одна из главных корпоративных ценностей компании - производственная безопасность и охрана труда. В своей работе мы стремимся достичь «Цели - ноль». Это значит ноль вреда здоровью человека, ноль вреда окружающей среде, ноль вреда оборудованию, на котором мы работаем. Для этого компания реализует комплекс профилактических мероприятий, например, программа «5 шагов безопасности», которые призваны сформировать правильное понимание к этим важным вопросам, повысить культуру производства. Большие средства компании вкладывает в соответствующее обучение персонала, обеспечение всех сотрудников современными и качественными средствами индивидуальной защиты. Хочу отметить, что наше предприятие занесено в областной реестр самых добросовестных работодателей, ежегодно подтверждает звание лучшего в Оренбуржье предприятия в области охраны труда. Такой значимый для нас статус - результат планомерной работы в рамках общекорпоративной политики в сфере производственной безопасности».

ДОСЛОВНО

Лилия Кошелева, руководитель отдела управления персоналом Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»:

«У нас есть должности, на которые мы принимаем и без опыта работы - с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. Это специальности, которые не требуют особой квалификации: контролёры, техники, операторы контакт - центра. Если люди хотят дальше развиваться и получить более серьёзную должность, то им, безусловно, нужно будет получить высшее профессиональное образование. Кадровая политика нашего предприятия направлено на то, чтобы помогать развиваться своим сотрудникам. Есть возможность обучаться, получать образование за счёт компании, работает система наставничества. Нам нужны высококвалифицированные специалисты, но если их не удаётся найти, мы готовим их сами.

Мы с удовольствием продвигаем сотрудников своего предприятия по карьерной лестнице. У нас развита горизонтальная и вертикальная ротация. На должности, которые требуют высокого уровня компетенции и соответственно высоко оплачиваются, мы, как правило, назначаем тех, кто уже поработал у нас некоторое время. Но сотрудники должны показать, что они готовы обучаться: возможно, задерживаться после работы, изучать новые программные комплексы.

Ежемесячно мы принимаем до 10 человек во всех филиалах компании в Оренбуржье. Уровень начальной заработной платы не менее 15 тыс.руб. Однако, если сотрудник проявит себя, у него есть шанс зарабатывать больше и занимать высокую должность. Компания присутствует в 17 регионах. И наши бывшие сотрудники сегодня работают на должностях самого высокого уровня в других городах. В целом возможностей для развития молодых специалистов очень много. И если человек желает попробовать свои силы, он может заявить о себе несколькими способами. Во-первых, прийти на практику, после которой многие молодые люди остаются на предприятии. Также он может прислать резюме: в электронном или бумажном виде. Из-за внутренних переводов нам практически всегда требуются контролёры и сотрудники контакт-центра, мы приглашаем новых сотрудников на эти должности».

Александр Шлычков, начальник учебно-производственного центра АО «ПО «Стрела»:

«Испытывает ли регион нехватку рабочих кадров? Я бы сказал точнее: регион испытывает нехватку квалифицированных кадров. А квалифицированным рабочий, к примеру, токарь, может стать только после 5-6 лет работы. Наш учебно-производственный центр существует с 60-х годов. На сегодняшний день ежегодно порядка 500 человек из школ, вузов и сузов приходят к нам - и специалисты УПЦ знакомят их с производственным процессом, технологиями, применяемыми на объединении, современным высокоточным оборудованием. У нас есть лицензия на обучение по 65 профессиям. Для этого в учебном центре есть все условия: оборудованные аудитории, отличный компьютерный класс, производственный участок, где установлены 8 станков. Это универсальные и станки с ЧПУ. Все специалисты, которые преподают теоретические дисциплины, прошли подготовку по психолого-педагогическим основам профессионального обучения взрослых. Будущие станочники сначала проходят теоретическую подготовку. Это такие предметы как: металловедение, допуски и технические измерения, чтение чертежей и схем, охрана труда, спецтехнологии - все то, что должен знать высококвалифицированный рабочий.

Прямые затраты на обучение, к примеру, токаря составляют порядка 60 тыс.руб. Кроме того, каждый месяц мы выплачиваем ученику зарплату в размере 1 МРОТ.

Однако, некоторые ученики всё же не доучиваются: уходят, поняв, что это не их профессии. Но их очень мало - менее 3%. Остальные остаются на производстве. У предприятия заключены договора со многими учебными заведениями, откуда много ребят приходит на практику. И всё же, только мы сами можем полностью подготовить сотрудника под свою специфику. Да, мы отбираем работников, оставляем только лучших. Но мы и платим достойную заработную плату - а это в среднем более 40 тыс. руб. по заводу - и точно знаем, что людям интересна их работа, они заинтересованы в ней и останутся на предприятии».

В ТЕМУ

Перечень профессий, пользующихся спросом на рынке труда области за май 2017 года*:

  • врачи различной специализации;
  • медицинская сестра;
  • учителя различной специализации;
  • водитель автомобиля;
  • кассир;
  • повар;
  • механизатор;
  • слесарь по ремонту подвижного состава;
  • токарь;
  • тракторист.

*по данным областного министерства труда и занятости

«Повышение престижа профессии педагога всегда оставалось приоритетным направлением в деятельности отраслевого профсоюза», - подчеркнул на совместной с Министерством образования коллегии председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр БОЙКО. - Мы стремимся к тому, чтобы каждый понимал: его работа и профессионализм будут достойно оценены. На реализацию этой задачи направлено и соглашение между Министерством образования и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки. Мы благодарны нашему социальному партнеру за конструктивный подход и понимаем, что возможности отрасли - не безграничны, поэтому ряд проблемных вопросов еще ждет своего разрешения. Именно на них и будут сконцентрированы наши усилия».

Болевые точки

«Жесткая партнерская работа», - именно так охарактеризовал деловые отношения с отраслевым профсоюзом заместитель министра образования Сергей РУДЫЙ . «Наша совместная работа слаженная и ответственная. Тем более что мы постоянно имеем целый набор предложений от нашего профсоюза», - отметил он.

В прошлом году в центре общего внимания находились вопросы, касающиеся организации и нормирования труда педагогических работников; оплаты труда отдельных категорий работников, в том числе тех, что задействованы в организации подвоза учащихся; работников, направляемых на работу в оздоровительные организации.

На повестке дня были вопросы профессионального пенсионного страхования педагогических работников, внесения изменений в квалификационные характеристики отдельных должностей работников образования, разработки механизма направления высвобожденных в результате оптимизации финансовых средств на нужды отрасли.

Но сначала несколько цифр. Среднемесячная заработная плата в образовании за январь - декабрь 2017 года составила 557,7 рубля, в том числе у педагогических работников 632,4 рубля, у учителей 673,5 рубля, профессорско-преподавательского состава 987,6 рубля. Размеры учебных стипендий колебались от 51,85 рубля (минимальная) до 99,33 рубля (максимальная). По отношению к бюджету прожиточного минимума минимальная стипендия составила лишь 27%, максимальная - 51,6%. Для сравнения: в 2013 году это соотношение составляло соответственно 40% и 76%. Также продолжается тенденция снижения темпов роста размера тарифной ставки первого разряда по отношению к бюджету прожиточного минимума.

Пересмотр тарифной ставки первого разряда с учетом изменения размера минимальной заработной платы остается чрезвычайно актуальным. ЦК профсоюза неоднократно направлял предложения в Федерацию профсоюзов Беларуси по вопросам осуществления доплат до уровня минимальной заработной платы работникам отрасли, у которых начисленная заработная плата ниже размера минимальной заработной платы. Это касается как представителей рабочих профессий, так и квалифицированных специалистов, - сообщил Александр Бойко. - Работники, которые тарифицируются по одному и тому же разряду, имеют одинаковый трудовой стаж, но разные размеры премии в соответствии с их личным вкладом в результаты работы, получают по факту с учетом доплат одинаковую зарплату в размере минимальной заработной платы. Низкий уровень заработной платы работников отрасли является основной проблемой, которая постоянно поднимается на совместных заседаниях профсоюза работников образования и науки и Министерства образования.

Кто следующий?

В прошлом году министерством и профсоюзом совместно прорабатывалась возможность совершенствования системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава. «Последнее повышение зарплат в высшей школе проводилось в январе 2012 года и затрагивало оно преподавателей вузов, не имеющих ученых степеней и званий. Поэтому важным достижением является повышение с 1 декабря 2017 года тарифных ставок профессорско-преподавательскому составу на 30%», - подчеркнул Александр Бойко.

В 2018 году во исполнение поручений Президента, данных им на Республиканском педагогическом совете, министерство продолжит работу над вопросом повышения заработной платы педработников учреждений образования всех уровней, - заверил Сергей Рудый. - Советом Министров поручено разработать и внести соответствующие предложения по дошкольному образованию. Кроме того, по поручению Президента создана рабочая группа под руководством ректора БГЭУ Владимира Шимова, которая должна разработать и внести на рассмотрение главы государства свои предложения по совершенствованию оплаты труда профессорско-преподавательского состава, повышению заинтересованности в результатах педагогической и научной деятельности.

Сергей Рудый и Александр Бойко сообщили, что сейчас идет работа над проектом Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании оплаты труда работников бюджетных организаций» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

Представленные проекты упрощают механизм расчета заработной платы работников бюджетной сферы, но вызывают обеспокоенность в плане предполагаемой отмены декретов и указов по дополнительным мерам стимулирования труда работников, находящихся на контрактной форме найма, по отдельным категориям молодых специалистов, утрачиваются доплаты за ученые степени и звания. Мы считаем, что эти проекты требуют объяснений и тщательной доработки, - озвучил позицию отраслевого профсоюза Александр Бойко.

Упрощение аттестации

Стоит напомнить, что в январе прошлого года правительство приняло решение, согласно которому молодым специалистам из категории педагогических работников, которые уже отработали по распределению два года, но продолжают работать в этом же учреждении образования, еще на год была продлена выплата доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда. Сделано это было для того, чтобы не допустить снижения зарплат у молодых специалистов и их оттока из учреждений образования. Сохранение доплаты еще на один год дает возможность молодым педагогам пройти аттестацию для получения второй квалификационной категории.

Еще один важный, по мнению руководства министерства и профсоюза, шаг - внесение изменений в Инструкцию об аттестации педагогических работников. В частности, была отменена обязанность подтверждать присвоенную более пяти лет назад высшую квалификационную категорию и категорию «учитель-методист». Был расширен перечень педагогических работников, которые допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. Расширены полномочия начальников управлений образования областных исполнительных комитетов и председателя комитета по образованию Мингорисполкома. Они получили право давать согласие на допуск педагогических работников к аттестации на присвоение высшей квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории или стажа работы в должности. Раньше для этого требовалось согласие министра.

Мы знаем, что внесение изменений в инструкцию учло мнение основной массы педагогов, - подчеркнул Сергей Рудый. - Замечания и предложения ЦК профсоюза также были учтены.

Заместитель министра образования сообщил, что начиная с 2015 года в стране реализуется пилотный проект по апробации нормативного финансирования учреждений образования. Его цель - обеспечение прозрачности и справедливости распределения бюджетных средств.

В 2017 году им были охвачены 642 учреждения общего среднего и 94 учреждения дошкольного образования. С 1 января 2019 года на нормативное финансирование должна перейти вся система общего среднего образования, с 1 января 2020 года - система дошкольного образования, а в 2021 году - профессионально-техническое и среднее специальное образование.

В ходе реализации пилотного проекта наметились как положительные тенденции, так и проблемные моменты, - констатировал Сергей Рудый. - Поэтому мы просим профсоюз: вносите разумные предложения по корректировке подходов, связанных с нормативным финансированием.

Внимание - коллективному договору

Александр Бойко считает участие в информационных проектах Федерации профсоюзов Беларуси, выступления в республиканских и региональных СМИ важнейшей задачей деятельности отраслевого профсоюза.

Надо активнее использовать для поднятия престижа работников отрасли телевизионные проекты Федерации профсоюзов Беларуси, - отмечает он. - На постоянной основе на белорусском телевидении выходят две профсоюзные программы - «Народное утро» и «Открытая беседа». Главный герой «Народного утра» - обычный человек работы: учитель, ученый, строитель. Им может стать каждый. В прошлом году героями передачи стали два представителя системы образования: директор ошмянской школы №1 Михаил Марьянович Гружевский и директор витебской гимназии №1 Валентина Трофимовна Широкова.

Телевизионный проект ФПБ и канала СТВ передача «Открытая беседа» выходит еженедельно и призван продемонстрировать, как профсоюзы помогают гражданам решать их рабочие вопросы: наниматель не продлил контракт, не выплачивает компенсацию за травму... В прошлом году с участием представителей профсоюза работников образования и науки вышли в эфир четыре выпуска передачи, в которых обсуждались темы трудоустройства подростков, подготовки детских оздоровительных лагерей, работы студенческих профкомов, оказания благотворительной помощи.

Между тем, в 2017 году в организационные структуры профсоюза поступило более 63 тысяч обращений от его членов. Анализ показал, что наиболее типичные нарушения законодательства о труде происходят при увольнении работников по инициативе нанимателей; при заключении, продлении и расторжении контрактов; применении мер дисциплинарного взыскания; заключении коллективных договоров; оплате и материальном стимулировании труда.

По состоянию на 1 января этого года в области образования было заключено 6878 коллективных договоров. В прошлом году Белорусский профсоюз работников образования и науки провел Республиканский конкурс на лучший коллективный договор (соглашение). Победила в нем столичная школа №51. В ЦК профсоюза рассматривают коллективный договор как источник дополнительных для работников сферы образования социальных льгот и гарантий, поэтому и уделяют ему такое большое внимание.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

На протяжении последних нескольких лет в правительственных кабинетах активно обсуждается вопрос кадрового голода среди рабочего персонала. Мол, стране не хватает квалифицированных рабочих – все хотят быть гуманитариями и сидеть в кабинетах. Однако имеются и позитивные сигналы. Так, в РФ увеличивается число желающих обрести рабочие специальности, занимая место в среднем звене профессионального образования. Анализ вступительной кампании на будущий учебный год позволяет делать вывод о том, что практически 60% бывших девятиклассников решили получать среднее профессиональное образование.

Новости для страны действительно хорошие: Россия получит больше сварщиков, пекарей, механиков и представителей других дефицитных сегодня профессий. Как уверяют чиновники, именно этого сейчас требует отечественная экономика, поскольку в будущие годы нас ждет демографическая яма: экономические показатели должны будут расти, но работать в стране скоро станет попросту некому. Но в этом контексте мало просто выучить заинтересованную молодежь – далеко не факт, что те, кто окончат училища и техникумы, останутся работать по профессии.

Повар, сварщик, тракторист

Чиновники из Минобразования ликуют: в России с каждым годом увеличивается численность молодых людей, выбирающих среднее специальное образование. Как сообщает «RT» со ссылкой на ведомство, в предстоящем учебном году количество первокурсников в училища, техникумы и колледжи достигнет 976 тыс. человек. Это на 42 тыс. Больше, чем в прошлом году и на 66 тыс. больше, чем в 2015-м. Вызван такой прирост, однако, не только повышением популярности рабочих профессий. Как подчеркнули в Министерстве образования, в ближайшие годы в стране увеличивается количество 15-летних россиян, а это, следственно, повлияет и на количество абитуриентов, поступающих в учебные заведения среднего звена.

По результатам прошлого года, самыми популярными направлениями средне-специального образования стала сварка, направление автомехаников, кондитерское направление, парикмахерское и сельскохозяйственное направления, строительство, отделка и металлообработка. При этом меньше всего молодежь хочет работать крановщиками, слесарями и портными. Кстати, за весь 2016/17 учебный год обучение в профильных заведениях проходили 2,85 млн студентов, что на 120 тыс. больше, чем в позапрошлом учебном году. Рост популярности рабочих специальностей подтверждают и в самих учебных заведениях, а в колледжах и техникумах даже вырос конкурс – до 3-5 человек на место, в зависимости от специальности.

По мнению многих аналитиков, такая ситуация – весьма закономерный результат, прогнозируемый еще десятилетие назад. В 90-х молодежь, а особенно ее родители, начали откровенную гонку за «корочкой» – престижной «бумажкой», якобы подтверждающей образованность чада. Задумываться о будущем месте работы новоиспеченных экономистов, менеджеров и юристов никто не спешил. Благо, активное развитие сферы услуг и связанное с этим открытие новых рабочих мест позволило не остаться им без работы. Но работу по специальности смогли найти далеко не все: специалисты с высшими образованием пополнили ряды официантов, кассиров фастфудов и работников супермаркетов.

Сегодня же сфера услуг и производство идут по новому витку развития, поэтому потребность в квалифицированных кадрах продолжает расти. Работа в этих сферах обретает все больше престижа, в связи с чем возрастающие потребности конвертируются в интерес к рабочим профессиям со стороны молодежи. Впрочем, «вектор» только начинает меняться – массовые гуманитарные направления по-прежнему вызывают у абитуриентов больше интереса, чем технические, конкурс на них традиционно выше. Но эксперты уверены, что начало таки положено и интересы молодых людей в вопросах профориентации в будущие годы все больше будут меняться в сторону технического и рабочего направления.

Недостаточно популяризации

О том, что повышение численности молодежи, владеющей профессиями рабочих направлений – это острая необходимость национальной экономики, говорят и в Центробанке. Как пишут «Известия», ссылаясь на Банк России, это особенно важно, когда страна находится под давлением санкций и необходимостью импортозамещения. По мнению чиновников ЦБ, острый кадровый голод имеется не только в медицине и образовании, но и в технической сфере – высококвалифицированных рабочих не хватает практически на всех промышленных предприятиях . Все это находит отражение на экономической ситуации. Во-первых, это приводит к необходимости искусственного повышения зарплат, опережающих темпы повышения производительности труда, пусть это и оправдано в отношении рабочих профессий. Во-вторых, из-за невозможности привлечь нужные кадры в необходимом объеме, повысить эту самую производительность попросту не представляется возможным.

Но даже в таких условиях «перестройка» сознания молодежи с выбора «модных» на выбор «нужных» профессий идет слишком уж медленными темпами. В качестве главного тормоза, по мнению экспертов, выступает слабая государственная политика относительно повышения популярности рабочих профессий. Дело в том, что изменение общественного представления о будущей работе по профессии и так весьма сложный процесс, а при отсутствии какого-либо государственного вмешательства сделать это и вообще нереально. Хотя, сдвиги есть и в этом вопросе.

Например, в Свердловской области на протяжении последних 6 лет реализуется региональный проект «Славим человека труда!». Как пишет «Взгляд», в рамках данной программы ежегодно проводятся различные конкурсы мастеров и выставки рабочих, проводится ранняя профориентационная работа среди младших школьников и даже дошкольников и т.д. Проводимые мероприятия позволяют повысить популярность прежде всего тех профессий, которые востребованы в регионе. Важным аспектом реализуемых программ является то, что в них принимают участие не только уже состоявшиеся представители профессий, но и студенты, имеющие возможность отточить мастерство.

Растет и зарплата

Но потребности страны и экономические вызовы, это, безусловно, хорошо и действенно. Однако, главным стимулом при выборе профессии молодыми людьми, в первую очередь, выступает финансовый аспект – их будущая зарплата. Сдвиги, как бы ни было странно, есть и в этом вопросе. Как пишет «Российская газета», высококвалифицированные мастера сегодня часто получают зарплату на порядок выше, чем офисные работники среднего звена. Например, по данным рекрутинговых порталов, разбег зарплат в рабочих профессиях, в зависимости от квалификации составляет 15-120 тыс. рублей . Среди тех, кто может претендовать на зарплаты, превышающие 100 тыс. рублей, фигурируют вакансии для сварщиков, водителей крупной строительной техники, машинисты, операторы фрезерных станков, промышленные альпинисты и специалисты по высотным работам. Встречается множество вакансий с зарплатами в 60-80 тыс. рублей. Даже некоторым грузчикам, готовым к серьезным физическим нагрузкам, обещают по 50-55 тыс. рублей.

В большинстве регионов, вилка зарплат на порядок ниже, хотя есть и исключения. Например, Дальний Восток или Сибирь, где реализуются федеральные промышленные проекты. Там, правда, присутствует вахтовая специфика – на работе приходится проводить по 2-3 месяца. На такую работу даже высокой зарплатой специалистов заманить трудно – трудовая культура и низкая трудовая мобильность населения дают о себе знать. Как итог – огромный спрос на высококвалифицированных рабочих в регионах и острый дефицит их на рынке в тех местах, где они действительно востребованы.

Нельзя сказать, что не хватает просто рабочих – нехватка по большей части ощущается в отношении персонала, обладающего навыками работы на продвинутом оборудовании с программным обеспечением. Работе на нем в российских училищах и техникумах не учат – все это дело практики. В контексте этого все больше остроты обретает вопрос изменением программ обучения – студенты должны учиться работать на современном оборудовании, а не на старых советских станках, которые трудно встретить на крупных промышленных предприятиях . Это особенно важно, поскольку Россию неминуемо ждет промышленная модернизация – без нее отечественная экономика попросту «ляжет».

Августовская конференция педагогических работников

«Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования. Система повышения квалификации как условие развития профессиональных компетенций педагога, востребованных в условиях современного образования»

«Учитель живёт до тех пор,

пока он учится.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

Престиж профессии учителя в современной непростой социально-экономической ситуации нельзя охарактеризовать одним словом - «низкий» или «высокий». Престиж - мног o стороннее явление:
- это сравнительная оценка обществом социальной значимости различных объектов;

-это функциональная важность профессии;

- это степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии;

- это самоценное качество, предопределяющее выбор личностью той или иной профессии.

Престиж профессии учителя определяется как взаимодействие общественных оценок и субъективного мнения о профессии самих педагогов

В среде обучающихся – свои критерии престижности профессии учителя. Уважением и признанием пользуется учитель-профессионал, человек с большой буквы, «тот, с которым интересно и приятно общаться, мастер своего дела», кто «умеет учить, разделить радости и печали».
Престиж учителя, по мнению родителей , определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности обучающихся.
Престиж профессии в сознании педагогов выше, чем в обществе- это духовная категория, она возвышает учителя в его собственных глазах.

Учителя оценивают друг друга довольно высоко, выделяя, прежде всего профессиональную компетентность, включающую мастерство, глубокое знание предмета, умение заинтересовать обучающихся.
Престиж профессии учителя во многом обусловлен престижем образования в обществе. Потребность в образовании приобретает в условиях социально- экономического развития страны новый смысл, а в связи с этим, постепенно будет возрастать и престиж профессии учителя.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Качество образования - это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:

    носительзнаний

    передачазнаний

    получательзнаний

    восприимчивостьметодикпередачизнаний

    фундаментальностьзнаний

    востребованностьполученныхзнаний

    получениеновыхзнаний.

Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспечения качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы. Новые учебники и новые педагогические технологии - это всего лишь инструментарий в руках учителя. Насколько эффективным окажется этот инструментарий, зависит от уровня подготовки педагога.

Исследователи по оценке качества общего образования выделяют следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:

    высокий уровень основного педагогического образования;

    повышениепрестижаучительскойпрофессии;

    мотивация учителей к продолжению образования;

    обмен информацией и опытом среди учителей;

Совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации педагога.

Ошибочно считать, что повысить качество работы педагога возможно только с помощью материальных стимулов, т. е. путем увеличения заработной платы и выплаты различных надбавок и премий. Безусловно, материальное стимулирование играет важную роль, но при этом низкие методы морального поощрения, которые в большей степени, чем оплата труда, могут играть роль мотиваторов. И не всегда высокая зарплата учителя является важнейшим критерием престижности профессии, тогда как в образование могут попасть «случайные» люди.

Чтобы повысился уровень значимости профессии учителя нужно не ждать каких-то изменений извне, а меняться самому! Каждый человек способен изменить себя.

Учитель должен быть талантливым

Талант педагога – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Учитель должен иметь духовное здоровье

Вряд ли приходится доказывать, что развитый ум не роскошь, а гигиена. Гигиена духовного здоровья, столь же необходимого для жизни, как и здоровье физическое. Ибо, не обладая этим духовным здоровьем, в наши дни очень легко утонуть в том стремительном потоке информации, которая ежедневно и ежечасно обрушивается со всех сторон на человека.

Учитель должен быть всегда молодым

Что же это такое молодость для учителя?

Человек считается молодым не тот у, которого паспортная молодость, а тот, у которого пытливый ум, открытая душа и горящие глаза.

Именно такие люди с молодой, нестареющей душой и должны работать в школе, именно такие люди и называются учителями.

Учитель должен быть мудрым и сильным

Бывает, что стремительный поток событий сжимает упругое время, что оно уже не течет, а мчится, как ветер, и тогда мудрость приходит к человеку раньше, чем спокойные и неторопливые времена.

Надо жить с верой в лучшее

Мы, учителя, верим, что после невыученных уроков обязательно будут успехи и хорошие оценки, и это намного-намного для нас приятнее. Мы также верим, что добро обязательно победит зло и что любовь – это самое сильное, красивое и исцеляющее чувство на планете.

Трудись творчески, а иначе зачем?

В истории человечества появилась естественная потребность в творческих педагогах, ведь творческие ресурсы разума – безграничны.

Имей активную жизненную позицию

Человек – существо не столько биологическое, сколько общественное. Его жизнь будет неполной, если он не впишется в окружающую среду, не станет соучастником и преобразователем ее жизни.

Учителю, как никогда раньше, сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком, как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства.

Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
Образование становится одной из ведущих сфер жизни общества и человека. Именно это заставляет нас учителей поднимать уровень профессиональной компетентности.

Квалификация - это образование как подготовленность к деятельности и сама деятельность. В связке - образование-квалификация - образование выступает постоянной величиной, организующей и содержательной ее составляющей. Квалификация составляет переменную и более подвижную величину. В педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимодействии этой связки: выше образование - выше квалификация и наоборот.

В нашем филиале сформирован стабильный, позитивно настроенный и готовый к внедрению новых подходов и технологий педагогический коллектив. Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей и повышению их квалификации. В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта, педагоги филиала проходят курсовую подготовку, публикуют свои педагогические наработки на сайтах педагогического мастерства.

В филиале созданы все условия, необходимые для обеспечения комфортности участников образовательного процесса, имеет выход в Интернет, электронная почта, сайт, медиатека. Учебные кабинеты учителей начальных классов оснащаются автоматизированными рабочими местами для учителя.Технологическая оснащенность в филиале достаточна: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, сканеры, МФУ, музыкальный центр.

Работа в новых условиях требует от школьной команды умения глубоко и всесторонне анализировать результаты своей деятельности: работать не только над личностью обучающегося, но и над собой- видеть перспективы своего творческого роста, нести ответственность за качество своей работы.

Результатом работы нашего педагогического коллектива является то, что учащиеся школы проявляют активность, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочных формах учебной деятельности. В 2013-2014 учебном году принимали активное участие в различных конкурсах обучающиеся и педагоги нашего филиала. В региональном конкурсе «Моя Земля» в номинации «Творчество» и в номинации «Природа и творчество» обучающиеся 4 класса заняли 1 место; в общероссийском конкурсе «Умница» -3 место (Руководитель Кадильникова Н.И.), в международном дистанционном конкурсе по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» - 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Международный дистанционный конкурс по английскому языку в рамках проекта «Новый урок» 2 место, руководитель Гладышева О.В.

Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога самым существенным образом оказывает влияние на формирование личности ребенка. Учитель постоянно должен являться востребованным источником информации. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - писал немецкий педагог А. Дистервег. В связи с этим очевидна необходимость ориентации учителя в различных видах мотивации ученического познания.

Учительство – самая массовая и в тоже время самая уникальная по своему характеру и «материалу», с которым приходится работать, профессия. И каждый выстраивает на этом благородном и трудном поприще свою стратегию и свою тактику с поправкой на время, на его вызовы. Но при всех катаклизмах , в безжалостном водовороте социально- экономических реформ и постоянного реформирования образования, российский педагог остается верным себе- чуждым иссушающему человеческие отношения прагматизму.
Каждый день учитель приходит на работу, чтобы оснастить учеников способами человеческого жизнеустройства, обогатить их ум и душу.
И снова общество с надеждой смотрит на педагога: в его руках – судьба поколения, которое сидит за партой в школе, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать по какому «сценарию» станет развиваться Россия.

Уважаемые, коллеги!

Желаю Вам огромной удачи, невероятной радости, неземного вдохновения, отличного настроения, блестящих побед, и, конечно же, огромных успехов!

Заместитель директора по УВР филиала МБОУ Токаревской СОШ№2 в с.Гладышево

МаксимоваЛюбовьМихайловна