Специфика налогового сегмента управления финансами хозяйствующих субъектов. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты управления, функции Управление финансами хозяйствующих субъектов

Управление финансами этого звена осуществляется финансовыми управлениями и отделами министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных предприятий.

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами посредством и в пределах предпринимательской деятельности предприятий и организаций. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента на предприятиях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) хозяйствующих субъектов осуществляют оперативные финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление, включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделения товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическое, расчетное, претензионное, оперативно-финансовое. Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, кассовые. Важными задачами финансовых служб хозяствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения прибыли или дохода и повышение рентабельности;

обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; капитальным вложениям, внедрению новой техники и других плановых затрат;

выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов;

содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми управлениями и отделами ми­нистерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товари­ществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансо­вые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управ­ления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские управления. Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финан­сов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товаро-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объ­ектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доход­ности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, ин­струкции, методические материалы регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других выше­стоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу фи­нансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется фи­нансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансо­во-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими про­цессами и движением денежных потоков посредством и в пре­делах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъ­ектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования иму­ществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях яв­ляются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуаль­ной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - дея­тельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъек­тов осуществляют оперативные финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами коор­динируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционер­ных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление, включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (замести­теля управляющего) по финансам, который курирует соответ­ствующее подразделения товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансо­вой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела (см. схему 3.1.) обычно вклю­чает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовую работы. Ти­повая структура финансового отдела включает: планово-эконо­мическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планиро­вания, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчтов с покупателями, расчетов с поставщика­ми, претензионный. На предприятиях, осуществляющих валют­ные операции создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: плано­во-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять от­дельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое про­гнозирование и расчет финансовых нормативов, возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъек­тов являются:

изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабель­ности;

обеспечение финансовым и ресурсами заданий по производ­ству, инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат;

выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организаци­ями;

организация расчетов;

содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

контроль за правильным использованием финансовых ресур­сов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют вре­менные потребности в денежных средствах.

ТЕМА 17. Содержание финансового планирования

План лекции:

17.1 Сущность финансового планирования и прогнозирования.

17.2 Принципы и методы финансового планирования.

17.3 Система финансовых планов.

17.4 Основные направления совершенствования финансового планирования.

Сущность финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование- это подсистема финансового механизма.

Финансовое планирование составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Объектом финансового планирования выступает образование и распределения доходов и накоплений, использование централизованных и децентрализованных денежных средств. Таким образом, финансовое планирование представляет собой планомерное управление экономическими процессами образования, распределения и использование денежных средств.

Целью финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Задачами финансового планирования является:

Определения источников финансовых ресурсов, их общей величины;

Установление оптимальных пропорций, распределение средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно - территориальными подразделениями;

Определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

Финансовое планирование осуществляется органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами. В рыночных условиях финансовое планирование проводится в значительной мере как прогнозирование.

Прогнозирование- разработка прогноза о перспективах развития какого-либо явления объекта, процесса.

Прогноз- вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем на основе социального научного исследования.

План- система взаимосвязанных заданий, в котором определены порядок, сроки и последовательность действий или мероприятии.

Планирование- процесс, охватывающий собственную разработку плана.

Принципы и методы финансового планирования

В основе финансового планирования лежат следующие важнейшие принципы:

Сочетания централизованного и децентрализованного подходов.

Данный принцип означает сочетание централизованного финансового планирования с местным финансовым планированием. Это позволяет государству проводить единую финансовую политику.

И принцип единства- означает взаимосвязь и взаимозависимость финансового планирование с экономическим и социальным планированием.

В основе финансовых планов лежат показатели планов и прогнозов экономического и социального развития. Принцип непрерывностипланирования предполагает тесную увязку перспективных и текущих финансовых планов.

В финансовом планировании используются следующие методы:

1. Метод экстраполяции. Определение перспективных параметров на основе фактических показателей и их корректировки.

2. Метод экспертных оценок - использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов.

3. Нормативный метод - позволяет рассчитывать плановые показатели на основе установленных норм и нормативов.

4. Балансовый метод - метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.

5. Программно целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях - общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформированные цели и средства их достижения.

6.Экономико-математические методы - с использованием ЭВМ, способствуют выбору наилучших решений. Составление финансовых планов осуществляется по этапам. На первом этапе планирования проводится экономический анализ выполнения финансовых показателей за отчетный период. На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период. На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскиваются источником увеличения доходов, определяются пути более эффективного их использования.

Система финансовых планов

Основным документом финансового планирования выступают финансовый план.

Финансовые планы - это планы образования и использования накоплений и денежных доходов предприятий и организаций и государств; в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность финансовыми ресурсами.

Система финансовых планов включает многочисленные виды планов (первичные, сводные финансовые планы). К первичным относятсяфинансовые планы предприятии и организаций, сметы государственных учреждений. Сводные финансовые планывключают общегосударственные, территориальные, отраслевые планы.

Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет.

Отраслевые финансовые планы включают: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, финансовые планы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организации на соответствующей территории.

В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех - пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.

В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов, включает четыре раздела:

Доходы и поступления средств.

Расходы и отчисления средств.

Платежи в бюджет.

Ассигнования из бюджета.

В первыйраздел баланса включаются: чистый доход, амортизационные отчисления, долгосрочные кредиты банков, средства фонда накопления, выручка от реализации выбывшего имущества, поступления налога на добавленную стоимость и акцизов, средства от продажи ценных бумаг, прирост оборотных средств.

Раздел " Расходы и отчисления средств " отражает капитальные вложения, убытки по основной деятельности, расходы по уплате процентов, ссуды на выполнения недостатка собственных оборотных средств, операционные расходы, погашения долгосрочных кредитов.

Раздел " Платежи в бюджет " включают: платежи всех видов налогов.

В разделе " Ассигнования из бюджета" предусматриваются следующие мероприятия: государственные, централизованные капитальные вложения, операционные расходы, финансируемые по решениям правительства и местных органов власти.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотными средствами составляют финансовые планы из двух разделов: доходов и расходов.

Важнейшими финансово-экономическими показателями на уровне предприятий являются:

Выручка от реализации продукций(работ, услуг). Этот показатель предопределяет возможности дальнейшего распределения и использования

Фондов денежных средств;

Себестоимость реализованной продукции;

Удельный вес отдельных элементов затрат в общих затратах;

Величина прибыли или дохода;

Уровень рентабельности (доходности);

Величина амортизационных отчислений;

Величина фондов накопления, потребления, резервного, валютного и др.;

Состояние кредиторской и дебиторской задолженности;

Наличие собственных оборотных средств;

Показатели использования основных и оборотных средств (фондоотдела, фондоемкость, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность оборота);

Объем акционерного капитала;

Показатели ликвидности средств предприятия;

В финансовой работе используются также общеэкономические показатели:

Затраты на единицу выпускаемой продукции;

Объем капитальных вложений (инвестиций);

При налогообложении применяются следующие специфические показатели:

Совокупный годовой доход;

Облагаемый доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом и вычетами;

К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса, суммы дефицитов бюджетов.

На уровне национального хозяйства финансовые показатели характеризуют объем и структуру финансовых ресурсов государства и их распределения через государственный бюджет, рентабельность различных отраслей национального хозяйства.

Основные направления совершенствования финансового планирования

Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики. Важное место в государственном регулировании экономики занимает финансовое планирование и, прежде всего индикативное планирование (прогнозирование) в процессе которого определяются общие контуры желаемого развития экономики. Главная цель индикативного финансового планирования - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для выполнения функции государства.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности - рекомендуемый характер.

Предпринимательские звенья в своей хозяйственной коммерческой деятельности руководствуются так называемыми - бизнес-планами.

Бизнес-план - это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности.

Здесь подготавливаются несколько документов:

Прогноз объемов реализации;

Баланс денежных доходов и расходов;

Сводный баланс активов и пассивов предприятия;

График достижения безубыточности;

В рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком уровне и обогащается новыми формами методами, позволяющими проводить этот процесс, используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Реализация финансовой политики как цели управления финансами осуществляется посредством государственного регулирования финансовых отношений - доходов, налогов, процентов, амортизации, расходов и т.д. - составляющих объекта управления. Субъектами управления финансами выступают:

    Органы государственной власти и управления - государственными финансами, органы местного самоуправления - муниципальными финансами;

    Хозяйствующие субъекты - финансами предприятий и организаций (коммерческих, в том числе кредитных нефинансовых, и кредитных некоммерческих, в том числе бюджетных учреждений и негосударственных общественных объединений, фондов);

    Домохозяйства (неюридические лица) - денежными доходами работающих и неработающих членов, но получающих пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов.

В первых двух подсистемах управление осуществляется соответствующим финансовым аппаратом, функции которого сводятся к планированию, оперативному управлению и контролю.

Планирование заключается в прогнозной оценке объема собственных финансовых ресурсов, их рационального распределения и эффективного использования. Все финансовые планы составляются по балансовому методу, который включает доходные источники и расходные статьи: у хозяйствующих субъектов - баланс доходов и расходов, у государства - бюджет, централизованные внебюджетные фонды социального назначения; у домохозяйств - баланс денежных доходов и расходов населения (разрабатывается Министерством финансов РФ).

Оперативное управление связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесением корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений (сфер) их эффективного вложения.

Контроль осуществляется главным образом на стадии оперативного управления и призван обеспечить полное и своевременное поступление денежных средств в централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, целевое использование этих средств, своевременное их доведение до получателя.

    На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие структуры: комитеты в Государственной думе и Совете Федерации, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную налоговую службу РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг РФ, исполнительные дирекции (правления) внебюджетных фондов социального назначения.

    На уровне субъекта Федерации аппарат управления финансовой системой включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе. Аналогичная структура на местном (муниципальном) уровне.

    На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами ограничен финансовой службой (финансовый отдел, дирекция по финансам, департамент финансов).

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти:

1. Государственная дума и Совет Федерации (Федеральное Собрание).

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета России, и отчета о его исполнении. Рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах. Установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

2. Министерство финансов России.

    Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

    Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

    Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, осуществление мер по развитию финансового рынка;

    Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

    Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

    Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

    Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

    Составление долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития экономики, определение потребности в централизованных ресурсах, предложения по распределению их между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами;

    Организация работы по составлению бюджета РФ, разработка нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и т.п. в бюджеты субъектов Федерации;

    Обеспечение исполнения федерального бюджета и государственных федеральных внебюджетных фондов;

    Оказание помощи налоговым органам (Министерству по налогам и сборам, Федеральной службе налоговой полиции РФ) по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

    Участие в определении ценовой политики;

    Участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

    Разработка предложений по выпуску и размещению ценных бумаг, а также выпуск государственных внутренних займов РФ;

    Разработка предложения по формированию и развитию финансового рынка;

    Сотрудничество с международными финансовыми организациями;

    Разработка проектов программ внешних заимствований РФ.

3. Федеральная налоговая служба РФ осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

    Действие в строгом соответствии с законодательством;

    Ежемесячное предоставление финансовым органам сведений о фактически поступивших суммах налогов и других платежах в бюджет;

    Информирование Министерства финансов обо всех случаях неуплаты налогов предприятиями;

    Возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков пеней и штрафов.

4. Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.

С 1 июля 2003 г. указом президента Российской Федерации № 306 от 11 марта 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции упразднена. Функции ФСНП РФ переданы Министерству внутренних дел.

Сфера деятельности - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная работа и контроль за исполнением налогового законодательства, пресечение коррупции в налоговых органах.

5. Федеральная таможенная служба РФ.

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

    Организация системы контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

    Обеспечение самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами, контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организация системы охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществление других мер по охране таможенной границы Российской Федерации;

    Организация таможенного контроля, принятие мер по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности;

    Участие в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов и культурных ценностей;

    Организация в соответствии со своей компетенцией валютного контроля; выполнение функции органа валютного контроля;

    Контроль соблюдения должностными лицами таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

Финансовое планирование осуществляется путем составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. При составлении финансового плана решаются следующие задачи:

    Выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;

    Эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рационального направления инвестиций предприятия, обеспечивающих наибольшую прибыль в планируемом периоде;

    Увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;

    Обоснование оптимальных финансовых отношений с бюджетом и банками, а так же с другими кредиторами.

Методы финансового планирования

Специфическими методами финансового планирования являются: балансовый, нормативный, экономико-математического моделирования, программно-целевой.

Основным считается балансовый метод , сущность которого заключается в установлении соотношения между ресурсами и их распределением через систему балансов. Иными словами, содержание балансового метода сводится к уравновешиванию того, что есть и что необходимо. Балансы используются для равновесия производства и потребления, самых разных элементов хозяйства: трудовых, материальных, финансовых и прочих.

Нормативный метод является разновидностью балансового. Различия между ними сводятся к тому, что балансовый метод устанавливает общее соотношение между ресурсами и потребностями, а нормативный - более детальную пропорцию, а именно: затраты определенного ресурса на единицу производимого продукта.

Экономико-математический метод означает разработку и использование моделей экономического развития, описанных на математическом языке. Его используют при необходимости составить не один, а несколько вариантов планов и выбрать наилучший с точки зрения заранее определенных критериев. Кроме того, этот метод применяется при усложнении хозяйственных связей и невозможности установления количественной определенности традиционным методом. Он связан с применением компьютерной техники.

Программно-целевой метод сводится к разработке программы развития какой-либо отрасли или комплекса отраслей для решения крупных экономических задач путем жесткой увязки целей и средств ее достижения.

Организация планирования

Организация планирования зависит от величины предприятия. На мелких предприятиях планирование осуществляется самими руководителями, на крупных предприятиях планирование ведется децентрализованно, т.е. на уровне подразделений.

Обычно различают две схемы организации работ по планированию:

    По методу break-down (сверху вниз) - работа по планированию бюджетов начинается «сверху», т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия в более детализированной форме включаются в планы подразделений;

    По методу build-up (снизу вверх) поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, а затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит их в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Виды планов

Существуют следующие виды планов:

    стратегические планы - планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте они определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

    Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

    оперативные планы - это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов - составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции, могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджет производства, закупки сырья и материалов, продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

Территориальное сводное финансовое планирование

Одна из важнейших целей такого планирования - разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территориях, по развитию социальной инфраструктуры. Это в свою очередь требует разработки в регионе сводного финансового баланса. Его задачей является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (централизованных и децентрализованных). С его помощью увязываются все звенья финансово-кредитной системы.

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Территориальный сводный финансовый баланс имеет следующую форму и состав показателей (табл. 2.1):

Таблица 2.1

Территориальный сводный финансовый баланс

Наименование
показателя

Год,
предшествующий
отчетному

Текущий
год

Планируемый
год

Доходы

Прибыль
НДС
Акцизы
Подоходный налог с физических
лиц
Налог на имущество
Доходы от приватизации
Ресурсные платежи
Местные налоги
Амортизационные отчисления
Средства для образования
государственных внебюджетных фондов
Прочие налоги и расходы
Долгосрочные кредиты
Средства, выделяемые из
государственного и
республиканского бюджета
Расходы
Затраты на инвестиции
Расходы предприятий за
счет прибыли, остающейся
в их распоряжении
Расходы на социально-культурные
мероприятия
Расходы на
научно-исследовательские работы
Расходы на содержание:
- правоохранительных
органов
- органов государственной
власти и управления
Текущие расходы на
целевые программы
Резервные фонды
правительств республик
Погашение долгосрочных
кредитов
Прочие расходы
Взносы в республиканский
и федеральный бюджеты
Отчисления в государственные
внебюджетные фонды

Бюджетное планирование

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе социально-экономической программы развития страны в процессе составления, исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Принципы бюджетного планирования:

    Регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

    Адресный и целевой характер направления движения бюджетных средств;

    Непрерывность планирования годового бюджета;

    Стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

    Балансовый метод.

Бюджетное планирование осуществляют органы государственной власти и управления. Оно включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами государства.

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центральных, региональных и местных бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

    Составление проекта бюджета;

    Рассмотрение и утверждение бюджета;

    Исполнение бюджета;

    Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны. Для большинства стран их продолжительность составляет более трех лет.

Финансовое прогнозирование

Этот вид прогнозирования представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачами финансового прогнозирования являются:

    Увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

    Определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

    Обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

    Определение и оценка финансовых последствий решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования.

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами:

    В рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей;

    При втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертывается и исследуется цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы.

Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.

Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: показатели прогноза рассчитывают на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов. Оно позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели с определенной степенью вероятности описывают динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от ощущений эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Трендовый метод , предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них ощущается влияние предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, политических предпочтений, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.

Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.

Таким образом, методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации.

Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5-7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

На общегосударственном и территориальном уровнях финансовые прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона, муниципального образования) (ст. 172, 174, 175 БК РФ).

Перспективный финансовый план - документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести: выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; определение среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы; отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременные разработка и принятие соответствующих корректирующих мер. В настоящее время ставится задача: перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов.

Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на 3 года; первый год - это год, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической политики. Перспективный финансовый план, исходной базой для формирования которого является бюджет на текущий год, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, т.е. осуществляется актуализация показателей плана.

Одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Финансовый контроль - особая функция финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений - своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

Обладая стоимостным характером, он в отличие от других видов контроля имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Поэтому можно утверждать, что финансовый контроль является объективно необходимым слагаемым хозяйственного механизма при любом способе производства.

На микроэкономическом уровне, т.е. уровне управления экономической единицей (в данном случае - организацией), имеет место как внешний финансовый контроль , осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, аудиторские организации, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, кредиторы и т.д.), так и внутренний финансовый контроль , проводимый субъектами самой организации (главным образом подразделением внутреннего аудита). Внешний и внутренний финансовый контроль в своей совокупности образуют систему финансового контроля хозяйствующих субъектов (здесь - коммерческих организаций).

Финансовый контроль можно классифицировать по различным направлениям. Рассмотрим финансовый контроль с позиций субъектов, осуществляющих контроль.

Систему финансового контроля организаций правомерно подразделить на следующие элементы или структурные уровни:

    I. государственный контроль;

    II. негосударственный (аудиторский) контроль (его часто называют независимым контролем);

    III. внутренний (внутрихозяйственный) контроль (контроль, организованный на уровне непосредственно экономических единиц);

    IV. общественный контроль (контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т.д.).

Система государственного финансового контроля (ГФК)

В широком смысле ГФК - это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

    Ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами) , а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

    Несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

    Недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем, цель ГФК - обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению - включая стадии планирования, формирования, распределения и использования - государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических государствах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России - это Счетная палата РФ, в США - Главное бюджетно-контрольное управление Конгресса, в Великобритании - Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде - Ведомство Генерального ревизора, во Франции - Суд счетов, в Швеции - Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии - Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Кроме институтов парламентского контроля, в большинстве стран действует также система контроля по линии исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль). В России - это система контрольно-ревизионных служб в федеральных министерствах и ведомствах (Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, Главное управление федерального казначейства Минфина России, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, различные департаменты банковского контроля Банка России, а также различные государственные органы, в пределах своих полномочий осуществляющие отраслевой или ведомственный финансовый контроль), Главное контрольное управление Президента Российской Федерации (президентский контроль); в США - это система инспекторских служб в федеральных министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное управление при Президенте, Президентский совет честности и эффективности в правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган правительственного финансового контроля - Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии - это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде - Офис Генерального контролера и т.д.

Парламентские, президентские и правительственные контрольно-ревизионные системы в развитых государствах функционируют параллельно и в тесной взаимосвязи между собой. В нашем государстве система их взаимодействия должным образом не налажена.

Система аудиторского (независимого) контроля

В российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, под аудитом понимается предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

В настоящее время в России стандартизирована также деятельность по оказанию услуг, сопутствующих непосредственно аудиту (анализ финансово-хозяйственной деятельности, постановка бухгалтерского учета, оценка инвестиционных проектов, информационное обслуживание, консультации по вопросам систем управления и др.).

Основополагающий принцип аудита - его независимость, под которой следует понимать главным образом свободу от влияния с чьей бы то ни было стороны в выражении своего профессионального мнения о финансовой отчетности проверяемого субъекта.

В России государство активно осуществляет регулирование аудиторской деятельности, определяет обязательность аудита, выделяя значимые предприятия, финансовые затруднения которых могут существенно повлиять на экономику, определяет требования к аудиторам (образование, квалификация, порядок сдачи экзаменов, ответственность и др.). Организацию государственного регулирования аудита осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Государство регулирует аудиторскую деятельность посредством законов, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования аудита со стороны общественных организаций аудиторов.

В России аудиторский контроль могут осуществлять как аудиторские компании, так и индивидуальные аудиторы, имеющие лицензию на проведение аудиторской деятельности. Крупнейшими можно считать аудиторские компании, входящие в «Большую четверку» (табл. 2.2).

Система внутреннего контроля (СВК). Формально установленные процедуры внутреннего контроля должны включать следующие основные элементы:

    На основе детально разработанных должностных инструкций формальное определение и документальное закрепление порядка деятельности (действий и взаимоотношений) определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа в процессе реализации конкретных финансовых и хозяйственных операций организации;

    Определение круга первичных документов или других носителей информации, где отражаются данные, свидетельствующие об исполнении соответствующими работниками своих функций и о реализации этапов соответствующих финансовых или хозяйственных операций; определение порядка движения документов или иных носителей информации от момента их возникновения до архивирования;

    Определение точек контроля для оценки различных аспектов реализации конкретных финансовых или хозяйственных операций и оценки состояния или наличия ресурсов организации; установление контролируемых параметров объектов контроля; установление критических точек контроля, где риск возникновения ошибок, искажений и других нежелательных явлений особенно велик;

    Выбор типов и методов проведения контроля.

Одним из важнейших элементов СВК в международной теории и практике принято считать систему бухгалтерского (финансового и управленческого) учета. Об эффективности учетной системы можно судить по уровню достижения следующих показателей безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации:

    Наличие - отражены действительно существующие операции;

    Полнота - отражены все реальные операции;

    арифметическая точность - все операции правильно подсчитаны;

    разноска по счетам - все операции правильно разнесены по соответствующим бухгалтерским счетам;

    формальная разрешенность - на каждую операцию получено общее или специальное формальное разрешение;

    временная определенность - все операции отнесены к надлежащему отчетному периоду;

    представление и раскрытие данных в отчетности - все данные правильно суммированы и обобщены, соблюдены установленные требования относительно порядка и объема раскрытия информации в отчетности.

Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества, или членам производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита - помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение органов управления контрольной информацией по различным интересующим их вопросам. Под общей функцией внутренних аудиторов подразумевается:

    Оценка адекватности систем контроля - осуществление проверок звеньев управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

    Оценка эффективности деятельности - проведение экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

Общественный контроль

Это относительно новый вид финансового контроля, появившийся на стадии разгосударствления банковской системы и появления коммерческих банков и других кредитных организаций.

Общественный контроль - это контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России (ЦБР), а также за деятельностью самого ЦБР со стороны законодательных органов.

Общественным финансовым контролем может считаться финансовый контроль, выполняемый группами, отдельными физическими лицами (специалистами), общественными организациями и объединениями на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

Виды финансового контроля можно классифицировать по следующим основаниям.

1. По времени проведения:

    предварительный - проводится до совершения финансовых операций. Предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэффективного расходования средств. На макроуровне - процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов; на микроуровне - процесс разработки финансовых планов и смет;

    Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд, субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении или расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов;

    Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности предложенной финансовой стратегии, сравнение финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

2. По субъектам контроля:

    Президентский;

    Контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

    Контроль исполнительных органов власти;

    Контроль финансово-кредитных органов;

    Ведомственный;

    Внутрихозяйственный;

    Аудиторский.

3. В сфере финансовой деятельности:

    Бюджетный;

    Налоговый;

    Валютный;

    Кредитный;

    Страховой;

    Инвестиционный;

    Контроль за денежной массой.

4. По форме проведения:

    Обязательный (внешний);

    Инициативный (внутренний).

5. По методам проведения:

    Проверки - на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений;

    Обследования - в отличие от проверки охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;

    Надзор - проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение установленных ими правил и нормативов. Например, надзор со стороны ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков;

    Анализ финансовой деятельности - детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;

    Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;

    Ревизия - полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские департаменты (управления). Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доходности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделение товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовой работы. Типовая структура финансового отдела включает: планово-экономическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планирования, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчетов с покупателями, расчетов с поставщиками, претензионная. На предприятиях, осуществляющих валютные операции, создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: планово-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять отдельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое прогнозирование и расчет финансовых нормативов возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют временные потребности в денежных средствах.